Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:27, дипломная работа
Поэтому цель работы состоит в том, чтобы на основе содержательного анализа лизинга как модифицированной системы отношений и особенной формы предпринимательской деятельности, экономико-правовых условий его организации и применения, выявить потенциальные возможности лизинга в процессе развития малого бизнеса в России.
Основные задачи исследования:
- Изучить теоретические и методологические основы лизинга;
- Рассмотреть практические аспекты осуществления лизинговых операций;
- Проанализировать особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы лизинга……………………….6
1.1.Понятие и общая характеристика лизинга………………………………….6
1.2.Финансовые особенности лизинговых отношений………………………11
1.3.Современные тенденции развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………………………….19
2. Практические аспекты осуществления лизинговых операций…………….24
2.1.Функции и виды лизинга…………………………………………………..24
2.2.Организация лизинговой сделки…………………………………………..34
2.3. Некоторые отраслевые особенности лизинга…………………………….43
2.4.Проблемы малых предприятий, связанные с привлечением финансирования…………………………………………………………………52
3. Особенности и перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе…………………………………………………..55
3.1. Перспективы использования лизинга в малом бизнесе в России на современном этапе………………………………………………………………55
3.2. Участие государства в лизинговых отношениях………………………...64
Заключение……………………………………………………………………….69
Список использованных источников………………………………………….69
Развитию лизинга способствует ряд обстоятельств:
Эти обстоятельства, а
также наличие достаточной
2.3. Некоторые отраслевые особенности лизинга
Темпы экономического развития
во многом определяются состоянием транспортной
системы. Автомобилизация стимулирует
рост многих отраслей промышленности,
включая и отрасли
В последние годы мировой рынок грузовых автомобильных перевозок является одним из наиболее динамично развивающихся, а экспорт автотранспортных услуг считается в мире одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности. Однако Россия стремительно сдает свои позиции в этой прибыльной сфере. Доля рынка в стране, контролируемая российскими автоперевозчиками, снизилась с 40% в 1990 году до 15,4% в 2003 году. Из 5 млрд. дохода от отечественного рынка международных перевозок на долю России приходится 800 млн. долл., остальная сумма поступает в основном в Западную Европу9.
Российские автоперевозчики
не выдерживают конкуренции из-за
неудовлетворительного техничес
Необходимо, чтобы объем приобретения подвижного состава превышал объем его списания. Кроме того, важно выявить существующий спрос на транспортные услуги, определить темпы прироста населения, его транспортную подвижность и динамику общих объемов перевозок и пассажирооборота.
В развитых зарубежных странах лизинг стал главным способом обновления парка грузовых автомобилей. Так, доля лизинга в продажах некоторых западноевропейских производителей грузовиков составляет от 15 до 20 процентов; странах Центральной и Восточной Европы – от 30 до 40 процентов, США – до 40%. С целью обеспечения условий аренды транспортных средств в странах Европейского Союза, была создана Европейская ассоциация аренды автомобилей (ЕКАТРА), в состав которой входят 16 стран10.
В России развитие транспорта и, в частности, лизинга подвижного состава, значительно отстает от других стран. Доля федерального бюджета в финансировании транспортного комплекса составила не менее 3%, а с учетом финансирования железнодорожного транспорта и целевых программ общий объем инвестиций, равный 40 млрд. руб., оказался в несколько раз ниже необходимого. Между тем доля транспорта в валовом внутреннем продукте превышает 10 процентов, а в общем объеме налоговых поступлений – 19 процентов.
По расчетам специалистов, для бюджета автомобиль является уникальным товаром, поскольку в период его эксплуатации идут постоянные доходы в бюджет: выплата налогов при покупке машины, и в процессе использования – налог на машину, на дороги и др.; потребление запасных частей, горючего и масел. Кроме того, в автомобилестроении России занято примерно 1 млн. человек, а с учетом сопряженных отраслей (производство резины, продуктов химии и др.) – 10 млн.
Государство финансирует в основном капиталоемкие или менее прибыльные отрасли транспорта. Так, в России доля государственных инвестиций, направляемых на развитие транспортной инфраструктуры, составляет от 70 до 95 процентов; а на развитие парка транспортных средств от 20 до 40 процентов всех вложений, в развитых странах – от 50 до 70 процентов.
Прокат автомобилей, близкий к оперативному лизингу, начала применяться в России в 50-х годах; позднее, в 70-е годы «Автоэкспорт», «Соватрансавто» осуществляли разовые сделки по аренде транспортного оборудования; в начале 90-х годов «Промстройлизинг» стал сдавать в лизинг КамАЗы. Позднее в инвестиционном коммерческом банке «Восток-Запад» в течение пяти лет успешно реализовывалась программа «Лизинг в международном транспорте»; несколько лет Московская лизинговая компания и Нижегородская лизинговая компания поставляли в лизинг небольшие грузовики «Бычок» и «Газель».
В России начал развиваться лизинг автобусного пассажирского и муниципального транспорта. Состояние пассажирских транспортных средств характеризуется высокой степенью их физического и морального износа. За последние годы парк этих предприятий сократился более чем на 30%, а более половины автобусов имеет срок службы более десяти лет. Если до 1992 года с помощью государства ежегодно закупалось от 18 до 19 тысяч новых автобусов; то в 2003 году было приобретено всего 4,8 тысяч, хотя ежегодная потребность в обновлении составляет 13,5 тысяч машин. Между тем, автобусный транспорт общего пользования играет значительную социальную роль, обслуживая, главным образом, беднейшие (с доходом ниже величины прожиточного минимума) слои населения, составляющие 40% общей его численности.
Вместе с тем, по мнению специалистов, существуют определенные трудности в развитии лизинга муниципального транспорта, состоящие в большой вероятности быстрой и серьезной потери предметом лизинга своей стоимости; непредсказуемых перспективах вторичной реализации.
Однако уже имеются многочисленные примеры применения схем лизинга пассажирских транспортных средств.
Так, автотранспортная организация Санкт-Петербурга, приобрела на условиях лизинга около 100 микроавтобусов. В Костроме впервые в российской практике компания «РусАвтоПром» передала бюджетной организации на условиях лизинга 45 автобусов, применив схему лизинга с последующим выкупом имущества, что стало возможным благодаря высокому качеству произведенной техники ОАО «Голицинский автобусный завод», ликвидной на вторичном рынке. В Перми городская администрация намерена приобрести 21 автобус фирмы «Скания» на условиях договора лизинга. Выгода очевидна: договор заключается на семь лет, а минимальный срок службы автобуса составляет 20 лет. Экономически целесообразно, чтобы автомобили приобреталась лизингодателем у поставщика крупными партиями, что дает возможность получить скидки с цены.
Ограниченность финансовых
ресурсов местных бюджетов не позволяют
городским властям приобретать
дорогостоящую
Так, в Петрозаводске между МУП «Автоспецтранс» (лизингополучатель) и «Кареллесинвестлизинг» (лизингодатель) заключен договор лизинга на поставку пяти мусороуборочных машин на общую сумму 3300 тыс.руб. Согласно условиям договора 850 тыс. руб. уплачено за счет средств администрации города и первый взнос в размере 150 тыс. руб. – за счет предприятия-лизингополучателя; оставшаяся сумма лизинговых платежей будет выплачиваться в течение двух с половиной лет.
В 2003 году «Инкасбанк» выдал лизинговой компании «XX Век» кредитов на сумму 33 млн. руб., сроком на три года для реализации лизинговой программы по техническому переоснащению автопарка № 6 «Спецтранс» г. Санкт-Петербурга. Предметом лизинга выступили 100 единиц спецмашин и контейнеров третьего поколения. Приобретение их в лизинг позволяет предприятию отнести издержки на себестоимость, а не на прибыль, как в случае прямой покупки за счет кредита; начислять амортизацию с коэффициентом ускорения до 3-х, что расширяет возможности предприятия своевременно обновлять и модернизировать основные средства; не платить налог на имущество, а по истечении срока договора лизинга основные средства получить в собственность предприятия по «нулевой» остаточной стоимости.
В Европе, США и многих других регионах мира автомобильным транспортом осуществляется не менее 75-80 процентов перевозок всех грузов и населения; в России этот показатель ниже и составляет от 50 до 55 процентов. Между тем, социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и основных отраслей экономики. Из всех видов транспорта автомобильный вносит наибольший вклад в рост благосостояния и улучшение социального положения населения.
За рубежом лизинг стал главным способом обновления парка грузовых и легковых автомобилей; в России лизинг автотранспорта находится в стадии становления и перспективы его развития зависят, прежде всего, от роста доходов потенциальных лизингополучателей и динамики инвестиций в экономику в целом.
Лизинг недвижимости имеет особенности, связанные, прежде всего, со специфическим объектом договора. В соответствии с классификацией недвижимых объектов различают лизинг промышленных предприятий, производственных зданий и сооружений, офисных, торговых и складских помещений и пр. Согласно условиям договора лизинга лизингодатель строит или покупает недвижимость по поручению лизингополучателя и передает ее для использования в предпринимательских целях с правом выкупа по истечении срока договора или без него.
Недвижимость – это товар особого рода, стоимость которого с течением времени, как правило, не падает, а растет, следовательно, лизингополучатель приобретая недвижимое имущество, эффективно вкладывает заработные средства.
Использование механизма лизинга недвижимости и ипотеки предоставляет реальную возможность завладеть имуществом без значительных единовременных вложений собственных средств, используя достаточно эффективную и привлекательную схему привлечения средств. Вместе с тем, отличие лизинга от ипотеки состоит в том, что при ипотечном кредитовании залоговые отношения носят первичный характер, в лизинговой же сделке они вторичны, либо могут отсутствовать.
В структуре лизинговых операций западноевропейских стран преобладают сделки с движимым имуществом, доля сделок с недвижимостью составляет от 13 до 17 процентов, причем наибольший спрос на эти виды услуг в Германии (лизинг помещений под офисы), Италии и Австрии (сдач в лизинг магазинов розничной торговли), Нидерландах (лизинг промышленных зданий и сооружений); в восточноевропейских странах лизинг недвижимости не нашел широкого распространения.
Следует отметить, что сделки, подобные лизинговым, имели место и широко применялись в России в начале процессе приватизации, когда при изменении правового статуса торговых организаций им предлагалось выкупить в собственность помещения магазинов (аренда с последующим выкупом).
До настоящего времени в России существует ряд проблем, которые сдерживают распространение лизинга как новой формы инвестирования, что обусловлено, с одной стороны, недостаточной обработанностью законодательной и нормативно-правовой базы, с другой – неразвитостью ипотечного кредитования и лизинга. Эти ограничения затрудняют возможность проведения операций финансового лизинга со зданиями и сооружениями, поскольку не определен порядок выкупа земельного участка, на котором они находятся, и типичной является ситуация, когда права на землю и здание принадлежит разным субъектам. Для предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, это означает, что затруднены сделки финансовой аренды с теми зданиями, в которых расположены столовые, магазины, парикмахерские и т.п.
Как правило, для лизинга недвижимости применяется схема оперативного лизинга, при котором предмет лизинга передается в аренду на срок, который короче его экономического функционирования (амортизационного периода). Трудность с применением финансового лизинга объясняется тем, что передача объекта в финансовый лизинг должна происходить на срок, приблизительно соответствующий сроку полной амортизации данного объекта, а поскольку речь идет о недвижимости, среднегодовая норма амортизации который составляет около 3,3%, срок лизинга будет равен около 30 лет. Закон о лизинге снял ограничения применения механизма ускоренной амортизации и существенно расширил рамки его использования. Расчет амортизации с коэффициентом равном 3, сокращает срок амортизации до 10 лет, что делает лизинг недвижимости более доступным.
Таким образом, если в развитых странах лизинг недвижимости занимает почти пятую часть рынка лизинговых услуг и имеет плавную тенденцию к росту, в России происходит процесс его становления и медленного развития, что связано с преодолением многих субъективных и объективных факторов, созданием благоприятной законодательной базы, инфраструктуры рынка лизинга недвижимости и др.
Интенсификация воспроизводства новой техники с помощью механизма лизинга
Масштабы и технический уровень инвестиций, направляемых в развитие отраслей экономики, во многом определяют темпы научно-технического прогресса и степень интенсификации производства, которая является основой для повышения темпов экономического роста.
Интенсификация обновления средств труда является специфической категорией общественного производства, отражающей не только его развитие, но и качественные изменения техники, происходящие на основе внедрения в производство современных достижений научно-технического прогресса. В основе интенсификации лежит применение более совершенных средств и предметов труда, позволяющее не только быстро увеличивать производство продуктов, но и делать это наиболее эффективно с наименьшими затратами.