Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа
Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………6
Эволюция рынка торговли лицензиями. Формирование рынка лицензий как товарного рынка………………………………………....6
Определение лицензии и ее классификация. Объекты и организация лицензионной торговли………………………………………………..10
Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка……………………………...…16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..……20
Анализ динамики мирового рынка лицензий………………………..20
Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами…………28
Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка……………………………………………...…..34
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра международных экономических отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные экономические отношения»
на тему:
«ЛИЦЕНЗИОННАЯ ПОЛИТИКА И
ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ»
экономического факультета
Кудухова И.И.
Руководитель:
к.э.н., ст.препод.
Гильяно А.А.
Ростов-на-Дону
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.
Международная торговля лицензиями и "ноу-хау" стала важной составной частью современной мировой торговли, фактором ускорения международного товарооборота. Для ее успешного функционирования, необходимо выработать эффективную политику, регулирующую лицензионные операции на мировом рынке. Экспорт лицензий стимулирует расширение традиционных товарных потоков. Лицензирование технологии воздействует на развитие торговли объектами капитального строительства и инжиниринговыми услугами.
В этой связи тема лицензионной торговли становится очень актуальна в мире, и в отдельности для каждой страны, в частности России. У нашей страны огромный научный потенциал. Однако отсутствие достаточных нормативных актов, поддержки научных кадров делает невозможным развиваться данному виду торговли.
Объектом исследования данной курсовой работы является лицензионная политика и особенности ее функционирования.
Предметом исследования является международное и российское регулирование в области лицензионной торговли, а также механизмы совершенствования рынка лицензий на современном этапе развития.
В соответствии с предметом исследования, его основная цель состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических положений, отечественного и зарубежного законодательств дать характеристику лицензионной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методической основой курсовой работы является содержание работ по экономике, в которых рассматриваются те или иные аспекты исследуемой темы.
Научная новизна курсовой работы состоит в том, что она относится к числу немногих работ, посвященных анализу института лицензирования и его месту в мировой экономической системе.
Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что лицензионная торговля является основополагающим фактором существования международного обмена технологиями.
Для обеспечения концептуальности работы нужно определиться с ее ключевыми понятиями. В данной работе раскрываются следующие категории: лицензия, лицензионное соглашение, патент, «ноу-хау» и др.
Цель и задачи исследования обусловливают, прежде всего, использование таких методов, как аналитический, системный, метода единства исторического и логического исследования, классификации, научная абстракция. Эмпирическое исследование выполнено при помощи методов группировки, сравнения и обобщения.
Совокупность используемых методов позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических рекомендаций.
Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения и списка использованной литературы, включающего 12 источников. Объем курсовой работы – 45 страниц.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена истории возникновения и эволюционному периоду развития торговли лицензиями вообще, и международной торговли в частности, исследованию категорий «лицензия» и «лицензионная политика».
Вторая глава отражает динамику развития рынка лицензий на современном этапе и тенденции его развития, а также особенности и проблемы регулирования торговли лицензиям в Российской Федерации.
В третьей главе рассматривается механизм совершенствования и государственного регулирования рынка лицензий.
Процесс познания закономерностей природы, создания изобретений, накопления технических знаний, опыта и трудовых навыков уходит глубокими корнями в историю разумной деятельности человека. На всех её этапах изобретательская деятельность людей являлась непременным условием технического прогресса и развития производительных сил общества. Однако для различных экономических формаций существовали свои условия и методы использования научных открытий, изобретений, опыта и знаний людей. Безусловно, и в то время проявлялась суть изобретений в способности давать производителям прибавочный продукт при замене традиционных орудий и способов труда нововведениями. Но из-за слабого развития процесса общественного разделения труда, низких темпов создания и ограниченного использования изобретения не играли решающей роли в экономике стран докапиталистических формаций.
Современной торговле изобретениями предшествовал довольно длительный этап развития и революционных преобразований в науке, технике и производстве. В период, предшествующий промышленному перевороту, для предпринимателей было значительно выгоднее использовать изобретения на собственных предприятиях и продавать производимую с их применением продукцию на рынке. Однако на рубеже XVIII и XIX вв. владельцы новых разработок с учетом складывающейся финансовой, производственной и рыночной ситуации всё чаще предпочитали продавать предпринимателям свои изобретения, заключая с ними лицензионные сделки. Период международной торговли лицензиями с конца XVIII до середины XX столетия следует считать эволюционным. За этот срок она прошла развитие от отдельных лицензионных сделок до объёмов, оцениваемых в начале 90-х годов валютными поступлениями от продажи лицензий в размере около 400 млн. долл. в год. [4,с. 102]
Формирование рынка лицензий как товарного рынка
Мировой
рынок товаров представляет собой
систему международных
Сформировавшийся
во второй половине XX столетия мировой
рынок лицензий сходен с традиционными
товарными рынками и по масштабам,
и по своей роли в мирохозяйственных
связях современного общества. Несмотря
на специфику мировой рынок
Одно
из условий рынка — однородность
его товаров, на первый взгляд чуждая
изобретениям, которые в силу своей
уникальности, различия характеристик,
принципов действия, сфер применения
могут представляться чрезвычайно
разнородными и сугубо индивидуальными.
Однако при всём различии внешних
признаков товары-изобретения
Международный рынок лицензий в полной мере отвечает и другим признакам товарных рынков. Он имеет отраслевую и географическую структуру, включает национальные рынки, имеет свои правила и обычаи, определяющие взаимоотношения продавцов и покупателей в сфере обращения. Существуют свои формы рекламы, методика расчёта цен, правовые нормы, базисные разновидности лицензий. Что касается скорости развития, то темпы торговли запатентованными технологиями в настоящее время в среднем превышают темпы развития торговли традиционными товарами в 3-4 раза.
Товарная
масса рынка лицензий — это
громадное число объектов промышленной
собственности, рассредоточенных в
государственных и
Анализ закономерностей и движущих сил лицензионного обмена показывает, что на международном рынке лицензий, как и на других товарных рынках, сложился и действует рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цена.
Спрос на рынке лицензий представляет собой суммарную величину спроса на отдельные лицензии, отражающую степень потребности в получении конкурентами научно-технических достижений и лимитируемую той прибылью, которую покупатели лицензий могут получить от их применения.
Предложение характеризует динамику технического прогресса в тех или иных отраслях производства и представляет собой совокупность научно-технических достижений, поступающих на рынок.
Соотношений спроса и предложений на конкретные научно-технические достижения на рынке лицензий оказывает непосредственное воздействие на формирование уровня цен на лицензии. Характерно, что эта цена определяется с учётом наличия конкурентных предложений на изобретения-аналоги, а не затратами владельцев на их создание.
Характерная
особенность товарного рынка
лицензий — его универсальность,
органическая связь со всеми отраслями
производства. Но его развитие происходит
не в равной мере во всех сферах экономики,
а избирательно, преимущественно
в прогрессивных наукоёмких отраслях
промышленности под воздействием научно-технической
революции и процессов
По аналогии
с традиционными товарными
Информация о работе Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей