Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………6
Эволюция рынка торговли лицензиями. Формирование рынка лицензий как товарного рынка………………………………………....6
Определение лицензии и ее классификация. Объекты и организация лицензионной торговли………………………………………………..10
Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка……………………………...…16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..……20
Анализ динамики мирового рынка лицензий………………………..20
Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами…………28
Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка……………………………………………...…..34
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КУДУХОВА И.И..doc

— 106.40 Кб (Скачать файл)

Лицензионная политика характеризует правила приобретения и использования интеллектуальной собственности страны. Ее особенностью, применяемой при регулировании внешнеэкономической деятельности, является то, что лицензируется оборот товара, а не вид деятельности.

Лицензионная политика является способом ограничения экспорта и импорта, и может применяться одновременно с квотированием. Квотирование – это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок. В этих случаях лицензии выдаются на товары  в пределах квот. Как и квоты, лицензии в международной торговле рассматриваются как ограничительные меры, которые осуществляются на основе жестокого контроля товарных потоков. Лицензионная политика может применяться и самостоятельно.

Составным элементом лицензионной политики является контингетирование, т.е. установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или самостоятельных квот на фиксированный период времени.

Лицензионная политика экспортных и импортных товаров устанавливается  также исходя из национальных интересов. Под национальными интересами понимается и безопасность жизни и здоровья населения, и безопасность окружающей среды, и безопасность самого государства.

Критерии позволяющие определить понятие национальных интересов, в  законодательстве отсутствуют. Поэтому  при желании можно ввести лицензирование оборота практически любого товара.

Законодатель устанавливает лицензионный режим в отношении товаров, свободный оборот которых может нанести ущерб военной, политической, экономической безопасности государства, окружающей среде, причинить вред жизни, здоровью граждан.

Объективным обстоятельством, побуждающим  к лицензированию внешнеторговых операций, является необходимость рационального  использования иностранной валюты. Тем самым достигается выравнивание  внешнеторгового и платежного балансов. Лицензирование  может, также ограничиваться мерами валютного регулирования и контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и Российской Федерации.

Лицензирование в международной  торговле отличается большим разнообразием,  в ней может устанавливаться  порядок ввоза и вывоза. Возможна выдача лицензий на ввоз конкретной продукции строго для определенных целей – для инвестиционных проектов, развития экспортного производства и т.д.

Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на операции определенными, включенными  в списки лицензируемых по импорту  товаров. Такие лицензии носят разрешительный характер и  свободно не предоставляются. Они являются самостоятельным способом, независимо от квотирования, количественного  ограничения внешней торговли и  используются в случаях, когда квоты  специально не установлены.

В случае отсутствия таможенных пошлин или их неэффективного воздействия  прибегают именно к лицензированию с целью защиты внутреннего рынка, для выторговывания встречных уступок  и с целью осуществления дискриминационных  действий. При этом являясь временной  мерой, лицензирование не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.

Лицензирование используется в  качестве метода государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности и при установлении государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров. Лицензия является основанием для таможенного оформления товаров, работ, услуг подлежащих лицензированию.

Лицензии выдаются на каждый вид  товаров в соответствии с товарной номенклатурой и действительны  в течение указанного в них  срока. Срок действия лицензии может  быть продлен по просьбе ее владельца.

Подводя итоги, можно отметить, что лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка применяется для реализации государством  различных задач. Так, с помощью лицензионной политики,  государство осуществляет контроль за ввозом и вывозом отдельных видов товаром. Она также применяется для выполнения принятых на себя государством международных обязательств. Вводится лицензионная политика и в качестве защитной меры  при установлении количественных ограничений для защиты отечественных производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
    1. Анализ динамики мирового рынка лицензий

 

В настоящее  время участниками международной  торговли лицензиями являются практически  все страны мира. Степень этого  участия определяется в первую очередь  экономическим развитием и научно-техническим  потенциалом этих государств. Не случайно на долю ведущих промышленно развитых стран Запада приходится более 90 процентов  мировой торговли лицензиями. Сейчас в приоритетных наукоемких отраслях производства невозможно найти известных  в мире производителей конкурентоспособной  продукции, не использующих иностранные  или не предлагающих на рынке собственные  новейшие разработки в качестве лицензий.

В международной практике наиболее часто встречаются патентные  лицензии с одновременной передачей  ноу-хау и оказанием технической  помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье - чисто  патентные лицензии, не предусматривающие  передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном  уровне развития техники освоение большей  части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств, поэтому  ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые  группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:

  • промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий. К этой группе относится одна страна - США. Экспортная направленность лицензионной торговли имеет исторический характер и отражает научно-технический потенциал страны. Суммарные затраты на НИОКР в США превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований;
  • промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий. К ним относятся Великобритания и Швейцария, которые имеют положительное сальдо в торговле лицензиями. Обе страны проводят политику, направленную на стимулирование экспорта лицензий. Основа такой политики в Великобритании такая же, как и в США. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется, во-первых, на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники и т.д., а во-вторых, - на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий;
  • промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий. К этой группе относятся остальные промышленно развитые страны, прежде всего Германия и Япония. Страны этой группы широко используют зарубежный опыт и технические знания для оснащения ведущих отраслей передовой технологией и ускорения собственных научно-технических разработок и не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным сделкам. Примером успеха этой политики является широкая экспансия на автомобильном рынке в 70-е гг. западногерманского "Фольксвагена" и японских автомобилей, которые в условиях энергетического кризиса успешно применяли приобретенные лицензии для создания мало- и микролитражных автомобилей.

Если США являются крупнейшим в мире экспортером технологии, то Япония, наоборот, с начала 50-х гг. стала одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений. Огромное значение в создании "японского  чуда" имело эффективное использование  иностранных патентов и лицензий, их незамедлительное внедрение и  освоение. Сегодня Япония является лидером во многих направлениях научно-технического прогресса, однако она все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается;

  • развивающиеся страны с импортно-экспортной направленностью лицензионной торговли. К ним относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Эти страны целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий для решения крупных экономических проблем, а экспортируют лицензии в основном в соседние государства;
  • развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли. К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов;
  • развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли. К ним относятся в основном наименее развитые страны.

По экспертным оценкам, в  среднем 25% сверхприбыли от использования  приобретенной технологии лицензиат  перечисляет лицензиару. То, что  лицензиат получает большую долю этой дополнительной прибыли (около 75%), считается справедливым, так как  он несет основные издержки и весь риск от применения нововведения. Такое  соотношение является усредненным, однако этот принцип участия в  доле получаемой от применения новой  технологии прибыли считается основополагающим в ценообразовании на рынках технологий.

Основной  объём продаж научно-технических  достижений на мировом рынке лицензий приходится на долю промышленно развитых стран-США, Швейцария, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Япония, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Испания, Норвегия, Португалия, Финляндия, Австрия, Австралия.

В то же время среди промышленно развитых стран выделяется группа государств, занимающих ведущие позиции на мировом  рынке лицензий. На долю первых семи из указанных стран приходится около 90% лицензионных поступлений в мире.

Развивающиеся страны (Мексика, Аргентина, Колумбия, Марокко, Бразилия, Южная Корея и  некоторые другие) лишь в середине 60-х годов начали практиковать продажу  передовой технологии в другие страны. Её покупателями были преимущественно  соседние развивающиеся страны, а  значительную долю в этих продажах составляли сублицензии на технологии и ноу-хау, которые экономически более сильные развивающиеся  государства ранее приобрели  у ведущих капиталистических  стран. В 2006 г. поступления от продажи лицензий развивающимися странами составили в текущих ценах лишь 350 млн. руб. или около 1,4% всего экспорта лицензий в мире.

На мировом  рынке лицензий присутствует значительно  большее число стран, импортирующих  лицензии. В импорте лицензий прослеживается чёткая тенденция роста объёмов закупок лицензий промышленно развитыми странами и сокращение закупок лицензий развивающимися странами, доля которых на мировом рынке лицензий. [10]

Исследование  динамики платежей и поступлений  по международным лицензионным соглашениям  за указанный период говорит о  том, что торговля лицензиями в промышленно  развитых странах развивается быстрее, чем в остальных странах капиталистического мира.

На протяжении многих десятилетий США занимают ведущее место среди стран  капиталистического мира по обороту  лицензионной торговли, однако с 1960 по 1989 год их доля снизилась с 38,6 до 27,9%. Это произошло главным образом  за счёт уменьшения удельного веса США в экспорте лицензий с 70,8 до 47,0%. В указанные годы наиболее высокими темпами росли экспорт и импорт лицензий в странах Западной Европы, что обеспечило им первенство в обороте, импорте, а с 1989 г. и в экспорте лицензий среди других центров международной  торговли лицензиями. Вместе с тем  американские фирмы прочно удерживают передовые позиции в экспорте лицензий по сравнению с фирмами  других стран капиталистического мира. Ведущая роль Соединённых Штатов в экспорте лицензий определяется не только огромным научно-техническим  потенциалом страны, но и проводимой американскими транснациональными корпорациями активной политикой экономической экспансии на основе совместного вывоза капитала и продажи лицензий. Анализ направлений этой политики показывает, что несколько ослабляя свою деятельность в торговле лицензиями с независимыми фирмами, американские корпорации одновременно усиливают позиции в лицензионной торговле между расположенными в США материнскими фирмами и их многочисленными филиалами и дочерними компаниями за рубежом. Это обеспечивает монополиям значительно более высокие прибыли и прочное положение на зарубежных рынках.

В импорте  лицензий удельный весь США значительно  увеличился. Это свидетельствует  о том, что США заметно изменили свою политику в отношении закупок  зарубежной технологии и резко расширили их объёмы.

Значительный  рост государственных средств и  расходов частных фирм на НИОКР и  увеличение инвестиций капитала за рубежом  позволили ведущим западноевропейским странам добиться высокой эффективности  в использовании за рубежом научно-технического потенциала путём продажи лицензий. Развитие процессов специализации  в проведении научных исследований и кооперации в промышленном использовании  их результатов содействовало росту  лицензионной торговли преимущественно  между странами региона, а также  с США и Японией. Вслед за США  западноевропейские страны занимают ведущие  места по размерам поступлений от продажи лицензий. Ещё более прочные позиции занимают западноевропейские страны в импорте лицензий. По объёмам закупок лицензий они входят в первую десятку промышленно развитых стран.

Информация о работе Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей