Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:27, курсовая работа
Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране обиход в отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность способная создавать экономические ценности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………6
Эволюция рынка торговли лицензиями. Формирование рынка лицензий как товарного рынка………………………………………....6
Определение лицензии и ее классификация. Объекты и организация лицензионной торговли………………………………………………..10
Лицензионная политика как инструмент государственного регулирования лицензионного рынка……………………………...…16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЦЕНЗИОННОЙ ТОРГОВЛИ: ДИНАМИКА, ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ…..……20
Анализ динамики мирового рынка лицензий………………………..20
Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с зарубежными странами…………28
Проблемы государственного управления российского лицензионного рынка……………………………………………...…..34
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО РЫНКА………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52
Антитрестовское законодательство каждой отдельной страны в основном служит протекционистским целям национальных предпринимателей при импорте лицензий, однако и экспортёрам лицензий этих стран приходится считаться с нормами антитрестовского законодательства других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение в применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных договоров, в которых учитываются ограничительные меры, предусмотренные в антитрестовских законах.
Важной формой государственного стимулирования продажи лицензий за границу является финансирование (налоги, субсидии, страхование от различных рисков и др.). По законодательству большинства стран налогообложению подлежат доходы, получаемые как в своей стране, так и за рубежом. Следовательно, выплата налогов по лицензионному договору как в стране лицензиара, так и стране лицензиата приводит к двойному налогообложению одного и того же дохода.
Ниже приведены размеры
Таблица 3.1 – Размеры налогов на лицензионные платежи в различных странах
Страна |
Размер налога, % |
США |
30,0 |
Канада |
15,0 |
Великобритания |
41,25 |
Швеция |
43,0 |
ФРГ |
а) 33,3 (если налог платит лицензиат) б) 27,5 (если налог платит лицензиар) |
Италия |
20,0 |
Финляндия |
60,0 + 1,0 (со стоимости патента) |
Индия |
50,0 |
Бразилия |
25,0 |
Аргентина |
20,0 |
Япония |
а) 10,0 – для Франции, ФРГ, США, б) 15,0 – для Канады, Дании, Норвегии в) 20,0 – для остальных стран |
Во многих странах применяется льготный режим налогообложения на доходы от передачи технологии за границу. Например, при продаже лицензий во Францию американские лицензиары уплачивают в бюджет страны не полный налоговый сбор от лицензионных поступлений из-за границы, а лишь разницу (10,8%) между уровнем этих налогов в США (30%) и Франции (19%), с учетом того, что американским лицензиаром уплачен полный налог в казну Франции.
Целям налогового стимулирования лицензионной торговли в развитых странах служат межгосударственные соглашения об отмене двойного налогообложения. Они направлены на поощрение экспорта лицензий, отмену или снижение налогообложения на приобретение нововведений в странах, покупающих лицензии. Применение таких соглашений особенно выгодно для американских экспортёров лицензий, на долю которых приходится основная часть лицензионных поступлений в мире. Вместе с тем ряд промышленно развитых стран, имеющих несбалансированную лицензионную торговлю с США (Франция, Япония, Австралия, Канада), оставили за собой право взимания налогов с платежей американским фирмам за лицензии.
Одно из важных направлений лицензионной политики в развитых странах – государственное регулирование патентно-лицензионного обмена. Правительственные органы решают вопрос о целесообразности заключения тех или иных соглашений по коммерческому обмену научно-техническими знаниями, контролируют их условия и соответствие экономическим интересам и научно-техническому прогрессу страны. В большинстве стран установлена процедура и определены организации и ведомства, где можно получить разрешение на ту или иную сделку (например, в США – Бюро внешней торговли министерства внешней торговли и государственный департамент, во Франции – промышленные министерства и Банк Франции, в Японии – министерства, Центральный банк).
Государство
нередко выступает в качестве
субъекта международных соглашений
об экономическом и научно-
В системе государственного регулирования лицензионной торговли важное место занимает экспортный контроль над передачей технологии, являющейся составной частью национального законодательства о контроле за экспортом.
В основе этого контроля – так называемая «критическая технология», передача которой иностранным государствам, по мнению контролирующих органов, может привести к потере научно-технического приоритета и нанести ущерб стратегическим целям страны. Регулирование экспортного контроля осуществляется на национальном и международном уровне.
Главными задачами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России становятся формирование законодательной базы и создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов, форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и повышения ее эффективности. Речь идет о необходимости обеспечения реализации интересов, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и интересов национальных. Именно поэтому выбор методов регулирования всецело зависит от особенностей конкретных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, на которые направлено государственное воздействие.
Для реализации поставленных задач, государством осуществляется тарифное и нетарифное регулирование внешнего экономического сектора. Закон определяет таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Что касается нетарифного регулирования, то оно осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Существуя в пределах административного усмотрения, меры нетарифного регулирования менее стабильны, нежели меры таможенно-тарифного регулирования.
Механизм
нетарифного регулирования
Экономические
меры нетарифного
Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное конституционное положение реализуется в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с которым порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами определяется Правительством РФ. Таким образом, акты исполнительной власти могут регулировать только процедурные вопросы реализации ограничительного характера, но не возможность самого ограничения.
Учитывая,
что действующее
Представляется, что лицензирование должно реализовываться в рамках осуществления экономической функции государства. Нет оснований говорить об отмене данного режима как национального. Доказательством этого может служить пример Европейского союза, структура которого отличается достаточно высоким уровнем интеграции. В рамках Европейского союза лицензии выдаются на национальном уровне, это вполне объяснимо, т.к. в рамках сертификации и стандартизации можно установить общие критерии для различных участников внешнеэкономических отношений. В этих условиях лицензирование остается как раз тем режимом, посредством которого отдельные государства могут защитить собственные интересы в зависимости от различных факторов (конкурентоспособность национальных производителей, проблема поступления в страну некачественных товаров). Таким образом, несмотря на уменьшение роли национальных институтов в условиях глобализации, лицензирование должно оставаться национальным институтом, т.к. цель его обеспечение национальных интересов. Данное рассуждение приводит нас к тому, что легальное определение лицензирования в российском национальном законодательстве требует пересмотра. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов в РФ» определяет лицензирование как совокупность процедур, а значит, осуществлять лицензирование могут любые субъекты, в том числе и субъекты глобальных отношений: ВТО, Всемирный Банк и т.д.
Объективным
обстоятельством, побуждающим к
лицензированию внешнеторговых операций,
является необходимость рационального
использования иностранной
Лицензирование
толкуется в международной
Еще
одной важной проблемой в
С учетом
изложенного можно сделать
Рассмотрев и
проанализировав современное
Из множества форм международного технологического обмена только торговля лицензиями приобрела самостоятельное значение и сформировалась в отдельный мировой рынок лицензий.
В настоящее
время участниками
Информация о работе Лицензионная политика и ее роль в системе мирохозяйственных связей