Макроэкономические функции государства в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Представленная курсовая работа посвящена теме «Макроэкономические функции государства в переходной экономике». Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема перехода к рыночной экономике все еще является актуальной для ряда стран, в том числе и для Республики Беларусь.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. Государственное регулирование экономики.…………...................... 5
1.1 Взаимоотношение государства и экономики ..……………… 5
1.2 Сущность государственного регулирования и экономические
функции государства ……………………...…………………………. 7
1.3 Методы и основные инструменты государственного
регулирования …………………………………………………...……. 9
2. Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике……... .…. 11
2.1 Понятие и сущность переходной экономики…………….….. 11
2.2 Роль государства в переходной экономике..…………………. 13
2.3 Оценка определения эффективности переходной экономики...…………………………………………………………….. 15
3. Роль государства в экономике Республике Беларусь ……………….. 18
3.1 Проблемы перехода от централизованно планируемой к
рыночной экономике………………………………………………… 18
3.2 Функции государственного регулирования в Республике
Беларусь………………………………………………………………… 21
3.3 Инструменты государственного регулирования в
Республике Беларусь……………………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …..……………………………………………………… 29

Вложенные файлы: 1 файл

12 Макроэкономические функции государства в переходной экономике.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

 

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

 

Факультет ____________________________________________

Кафедра экономики и туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Макроэкономические функции государства в переходной           экономике»

 

 

 

 

 

 

Студент:

курс, группа   ________________________  (Ф.И.О.)

(подпись)

 

Руководитель:

ученая степень, звание ________________________  (Ф.И.О.)

(указываются  при их наличии)   (подпись)

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………   3

 

1. Государственное  регулирование экономики.…………......................   5

    1.1 Взаимоотношение государства и экономики ..………………    5

    1.2 Сущность государственного регулирования и экономические

функции государства ……………………...………………………….    7

    1.3 Методы и основные инструменты государственного

регулирования …………………………………………………...…….   9

2. Теоретические  проблемы перехода к рыночной  экономике……... .….  11

    2.1 Понятие и сущность переходной экономики…………….…..   11

    2.2 Роль государства в переходной  экономике..………………….  13

    2.3 Оценка определения эффективности переходной                         экономики...……………………………………………………………..  15

  3. Роль государства в экономике Республике Беларусь ………………..  18

           3.1 Проблемы перехода от централизованно планируемой к

      рыночной   экономике…………………………………………………   18

           3.2 Функции государственного регулирования в Республике

       Беларусь…………………………………………………………………   21

          3.3 Инструменты государственного регулирования в

      Республике           Беларусь…………………………………………….   23

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 26

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 28

   ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …..……………………………………………………… 29

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Представленная  курсовая работа посвящена теме «Макроэкономические функции государства в переходной           экономике». Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема перехода к рыночной экономике все еще является актуальной для ряда стран, в том числе и для Республики Беларусь.

Проблема  государственного вмешательства в  экономику является основной для  любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или  же распределительная. В рыночном хозяйстве  государству приходится постоянно  корректировать глубину влияния, государство  должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений  в рыночной системе, иначе оно  превратится из эффективного стабилизатора  и регулятора в бюрократическую  надстройку, тормозящую развитие экономики.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период – это период, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования. В этот период экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Республики Беларусь, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление – социально ориентированную рыночную экономику.

В рыночной экономике фундаментальные задачи экономического развития решаются опосредованно  через цены и рынок. Государство  активно участвует в экономической  жизни, осуществляя регулирование  национального хозяйства, берет  на себя решение проблем, с которыми сам рынок не справляется или  справляется недостаточно эффективно с позиций общества.

В переходный же период от плановой экономики к  рыночной необходимость государственного вмешательства в хозяйственную  жизнь страны обусловлена дополнительными  причинами, в частности требованием  организации целенаправленного  процесса реформирования централизованно-управляемой  экономики в рыночную.

Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших макроэкономических функций государства, которые оно выполняет в переходной экономике (в том числе на примере Республики Беларусь).

 

Главными  задачами при этом выступают:

– изучение взаимоотношения государства и экономики в целом;

– изучение сущности государственного регулирования, экономических функций государства;

– рассмотрение методов и основных инструментов государственного регулирования;

– рассмотрение понятия переходной экономики и изучение роли государства в данных условиях;

– анализ роли государства в экономике Республики Беларусь.

В ходе написания  работы использованы учебные пособия  различных авторов, данные сети Интернет. Уровень теоретической разработки данного вопроса достаточно высокий. В наличии большое количество учебных пособий и научных изданий, в которых представлены сведения по данной теме.

Для достижения цели курсовой работы проводилось теоретическое  исследование по сущности изучаемого объекта, анализировалась ситуация как в нашей республике, так  и опыт других стран. В ходе работы использовались такие методы как сравнительный анализ, экономико-математический метод, метод группировок и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное регулирование  экономики

 

1.1 Взаимоотношение государства  и экономики

 

 

Одно  из определений государства гласит, что государство — это высший политический институт общества, задача которого состоит в обеспечении соблюдения прав и реализации интересов лиц, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом, охране границ, регулировании тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Коренная  проблема любой социальной организации  нуждается в решении вопросов координации экономической деятельности большого числа людей, чтобы они  производили материальные блага  и оказывали услуги, нужные им. Наилучшая  социальная организация – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются. Оптимальная роль государства в социальной организации прямо содействует ее успешному развитию [9]. Отсюда суть проблемы: какой же должна быть роль государства, чтобы обеспечить процветание населения страны?

Согласно классической модели А. Смита система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а, следовательно, потребитель. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость в том, чтобы государство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию таким образом, чтобы она лучше соответствовала общим интересам.

А. Смит выступал как явный сторонник рыночного саморегулирования. По его мнению, рынок частных товаропроизводителей должен быть полностью освобожден от тирании государственного контроля. Именно в этом случае потребители смогут приобрести на рынке то, что им нужно. По образному выражению А. Смита, «невидимая рука» рыночной самонастройки без всякого внешнего вмешательства заставит производителя действовать в интересах всего общества.

Определяя роль государства в экономике, классическая модель подчеркивает, что большинство  экономических задач должно выполняться в соответствии с требованиями рыночного механизма. Государству отводится лишь дополняющая роль. Иначе говоря, задачи, выполняемые государством, второстепенны по своему значению, нежели задачи, которые выполняются частными фирмами в ответ на требование рынка [9].

За последние 70–80 лет в образ государства, воплощенный в классической модели, были внесены новые черты, отражающие потребности общества в осуществлении  государством регулирующего воздействия  на экономику, что привело к появлению неоклассической модели. Этот подход был обусловлен прежде всего тем, что экономическая система, вплоть до Великой депрессии 30-х гг., рассматривалась всеми неоклассическими направлениями как саморегулирующаяся, точнее, самокорректирующаяся. Основная тенденция системы состояла в использовании всех имеющихся в наличии и желающих добросовестно трудиться работников, чтобы достигнуть нужного объема производства. Полученный доход расходовался на приобретение всей вновь созданной стоимости. Возможные сбережения будут в конце концов израсходованы в виде инвестиций. Если бы сбережения вдруг оказались чрезмерными, это привело бы к падению процентных ставок, что в свою очередь стимулировало бы использование сбережений в виде инвестиций. В случае снижения спроса цены падают, а недостаток платежеспособного спроса может обеспечивать стабилизацию рынка. Таким образом, равновесие сбережений и инвестиций – главное условие саморегулирующейся экономики неоклассической модели. К 30-м гг. XX в. господствовала идея о том, что производство само создает достаточный для себя спрос [2].

Экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. текущего столетия похоронил иллюзии самокорректирующейся экономики. После работ Дж. Кейнса было признано, что в экономике может быть хронический недостаток платежеспособного спроса и что ни снижение номинальной заработной платы, ни понижение ставки процента не пригодны для его устранения. Сокращение заработной платы может лишь снизить платежеспособный спрос и тем самым только ухудшить положение. Если нет достаточного спроса, то, как показал опыт Великой депрессии, даже самые низкие процентные ставки не будут стимулировать нужного уровня инвестиций и тем самым увеличивать спрос. Стагнация будет продолжаться. Единственным ответом остается вмешательство государства. В условиях стагнирующей экономики государство должно отойти от роли «ночного сторожа», охраняющего и поддерживающего самые общие условия функционирования хозяйственной системы. Ему надлежит осуществлять активную бюджетную, кредитно-финансовую, социальную политику.

Итак, сама жизнь внесла серьезные коррективы в бытовавшее многие десятилетия  представление о доминирующей роли рынка в экономике. Стало очевидно, что необходима еще одна серьезная структура, способная придавать новые импульсы рыночным отношениям. Такой структурой призвано стать государство. Современных экономистов не надо убеждать в том, насколько велико значение экономической роли государства. Проблема состоит лишь в определении оптимальных границ вмешательства государства, при которых законы рынка смогут полнее раскрываться и эффективно использоваться.

Было  бы идеально, если бы государство и  рынок уравновешивали друг друга. Но рынок, как и государство, относительно самостоятельная структура со своими собственными, специфическими проблемами. Цель государства не в том, чтобы  подавить рынок. Напротив, государство  призвано обеспечивать нормальное функционирование всех элементов рынка. Прежде всего, в гарантиях государства нуждается  конкуренция. Без нее, как убедительно  доказала практика бывших социалистических стран, полноценный рынок невозможен.

 

 

 

1.2 Сущность государственного регулирования  и экономические функции государства

 

 

На данный момент сложно себе представить, что  экономика может функционировать  без малейшего вмешательства  государства. Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями провалов рынка, предоставленного самому себе [5, с. 675].

Приведем  примеры таких провалов рынка:

1.     Наличие общественных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в недостаточном количестве. Например, товары (услуги) в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.;

2.     Несостоятельность конкуренции (на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества);

3.     Несовершенство информации (общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства);

4.     Экстерналии  или внешние эффекты  (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) [5, с. 679];

5.     Безработица, инфляция, экономическое неравновесие;

6.     Излишне неравномерное распределение доходов;

Информация о работе Макроэкономические функции государства в переходной экономике