Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Различают идеальное и реальное равновесие.
Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Содержание

Введение
1. Макроэкономическое равновесие: понятие, сущность, условие и факторы его обеспечивающие
2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия на рынке товаров, их сравнительный анализ
3. Состояние и тенденции развития товарного рынка национальной экономики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 317.96 Кб (Скачать файл)

Проведенное обследование розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей показало масштабность проникновения импортных товаров на региональный потребительский рынок. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладают товары зарубежного производства по таким товарным группам, как рис (100 %), масло подсолнечное (100 %), чай (100 %), кофе (100 %), сухие вина (100 %), шоколад с наполнителем (40 %). макаронные изделия (30 %), маргарин (45 %) и т.д. Следует отметить, что на продовольственных рынках степень насыщенности импортными товарами выше, чем в предприятиях розничной торговли.

Вместе с тем в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле (как в магазинах, так и на продовольственных рынках) наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как мясные консервы, колбасы вареные, куры, молочные продукты, мясо свиное и говяжье, наборы конфет из шоколада. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.

Исследование  регионального  потребительского  рынка непродовольственных товаров показало более значительные масштабы проникновения импортных товаров на данный рынок по сравнению с рынком продовольственных товаров. Из представленного к реализации ассортимента непродовольственных товаров импортные товары составляли по ювелирным изделиям — 85%, культтоварам — 45%, текстильным товарам  - 53%, головным уборам  - 25 %, обуви - 24%, хозтоварам — 24%, галантерейным товарам— 25% и т.д. Непродовольственные товары отечественного производства были представлены в основном товарами легкой промышленности в ограниченном числе предприятий розничной торговли (в среднем в 16—20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент отечественных непродовольственных товаров был представлен по таким товарным группам, как женские блузки, женские пальто, детская обувь. Причем более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в предприятиях розничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в основном импортные непродовольственные товары.

Проведенный опрос специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (58%) отдают предпочтение продаже товаров отечественного производства и только 30 % — импортным продовольственным товарам, тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работники предпочитают работать с импортными товарами (76%) (рис. 3.1). Большая часть опрошенных специалистов торговли считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаров зарубежного производства (47%) более быструю реализацию (33 %), более широкий ассортимент товаров и выбор поставщиков (24 %) [11, с.37].

 

Рисунок 3.1 - Предпочтения торговых работников при реализации потребительских товаров в доле производителей [11, с.37]

 

По продовольственным же товарам опрошенные специалисты торговли отдают свое предпочтение реализации отечественной продукции, в основном местных товаропроизводителей. Вследствие более высокого качества и безопасности данных товаров (61,2% респондентов), более выгодной формы оплаты за товар — по мере реализации (41,2%), более низких закупочных цен (34,2%), более быстрой реализации (40,5%) [11, с.37].

Опрос потребителей показал, что большинство из них (81,2%) отдают предпочтение при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям, привлекательным видом и дизайном, престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,4% потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары отечественного производства вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.

При покупке же продовольственных товаров большая часть опрошенных потребителей (61,9%) предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.

По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями производителя приобретаемых продовольственных товаров является цена (84,1% респондентов отметили данный критерий), их качество (78,4%), упаковка (27,8%). Вместе с тем покупатели стали меньше внимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше на их экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями непродовольственных товаров основными критериями являются также цена реализуемых товаров (данный критерий отметили 71,4% респондента) и их качество (68 %). Однако при покупке непродовольственных товаров покупатели больше внимания уделяют привлекательному внешнему виду изделия (34,2%) и торговой марке производителя (61,8%) [11, с.38].

При реализации непродовольственных товаров на потребительском рынке города большинство предприятий торговли испытывают такие трудности, как неплатежеспособность покупателей (90% респондентов), насыщенность потребительского рынка аналогичными товарами зарубежного производства (48,1%), высокая себестоимость товаров (37%) и как следствие указанных факторов — снижение покупательского спроса (20,5% респондентов).

 Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем проведенные исследования показали, что только 39 % опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (5,9 %), учет и анализ продаж и товарных запасов (20,3 %) и т.д. Большая же часть торговых работников (63 %) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это 6ольши-ми затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучить, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

Важную роль в развитии продовольственного рынка играют фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных товаропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от не посредственных товаропроизводителей данные предприятия торговли могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые продовольственные товары, обеспечивать достаточно широкий ассортимент товаров при их высоком качестве. Кроме того, фирменные магазины должны обеспечить реальное изучение покупательского спроса и формирование производственной программы в соответствии с потребностями потребителей [14, с.68].

Для стимулирования развития сети фирменных магазинов местные органы власти могут предоставить данным предприятиям ряд льгот. Снизить стоимость арендной платы или предоставить муниципальные помещения данным магазинам без взимания арендной платы на определенный срок (от 1 до 2 лет). Местными органы власти могут снижать ставки местных налогов, в частности налог на прибыль, для стимулирования деятельности предприятий розничной торговли, реализующих отечественные потребительские товары.

Вышеуказанные мероприятия будут способствовать развитию рынка отечественных потребительских товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего рынка страны.

 В 2010 г. производство продукции в текущих ценах (по оценке) достигло 26,9 трлн руб. В целом по республике индекс его физического объема к уровню 2009 г. в сопоставимых ценах составил 108,9%, в том числе растениеводства - 110,5, животноводства - 106,7%.

Одним из приоритетных направлений экономической политики в Беларуси является наращивание экспорта товаров и услуг, в том числе продукции сельхозпроизводителей. Экономика страны сильно зависима от внешней торговли, поскольку выпуск многих товаров значительно превышает республиканские потребности (рис. 3.2).

 В последние годы положительное влияние на конкурентоспособность белорусских товаров и экономическое развитие Беларуси в целом оказывали внешние условия:

Рисунок 3.2 - Производство и потребление основных продуктов сельского хозяйства в Республике Беларусь в 2010 г. [2, с.36]

 

- с одной стороны, рост цен на биржевые товары, что благоприятно отражалось на росте стоимостных объемов сырьевого экспорта Беларуси;

- с другой - высокие темпы роста потребительского спроса в России, что способствовало наращиванию экспорта на ее рынок белорусских товаров, в том числе продовольствия. В настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса внешние факторы, наоборот, могут негативно влиять на конкурентоспособность белорусской продукции.

Анализируя структуру республиканского экспорта, необходимо отметить, что доля продовольственных товаров в нем составляет 7%. К примеру, в 2010 г. внешняя торговля ими характеризовалась положительным значением сальдо, величина которого измерялась73,6 млн долл. США, что дало стране 2 197,4 млн долл. валютной выручки. Одновременно, несмотря на сохранение положительной тенденции преобладания экспорта продовольственных товаров над их импортом в республику, общая величина внешнеторгового сальдо по сравнению с уровнем 2009 г. уменьшилась на 102,1 млн долл. Данный факт указывает на сохраняющиеся в Беларуси резервы для оптимизации баланса экспортно-импортных операций за счет повышения конкурентоспособности продукции отечественных сельхозпроизводителей на внутреннем и внешних рынках.

Наряду с экспортом ведущим фактором экономического роста отрасли и страны является внутриреспубликанское потребление продуктов питания. Активный потребительский спрос создает предпосылки для увеличения занятости, так как обычно основная масса рабочей силы сосредоточена на предприятиях, экономическая деятельность которых стимулируется спросом населения. Основной параметр, определяющий данный спрос, - уровень доходов населения [2, с.36].

Денежные доходы на душу населения в 2010 г. достигли 651,7 тыс. руб., индекс реальных денежных доходов составил в 2010 г. 113,0% по сравнению с 2009 г., при этом индекс реальной начисленной среднемесячной заработной платы был несколько ниже - 109,9%. По отношению к уровню 1995 г. темпы роста реальных денежных доходов и реальной начисленной среднемесячной заработной платы превысили 5.2 и 4,9 раза соответственно.

Повышение денежных доходов населения определило и увеличение его расходов. С 2004 г. обозначилась устойчивая тенденция роста как объема всего розничного товарооборота, так и удельного веса продажи непродовольственных товаров. Особенно четко она проявилась в период 2005-2008 гг., что является одним из показателей улучшения качества жизни населения. Общий объем розничного товарооборота в 2007 г. составил 17,8 млрд долл. США, в том числе продовольственных товаров -9,1 млрд долл., непродовольственных - 8,7 млрд долл. В 2008 г. розничный товарооборот равнялся 23,8 млрд. долл. и распределился следующим образом: 78% - покупка товаров, из них 42,5% - продукты питания, 32,9% - непродовольственные товары.

По большинству продуктовых групп потребление на душу населения в республике превышает значение аналогичного показателя в Российской Федерации, что свидетельствует об успехах, достигнутых Беларусью в построении социально ориентированного общества.

Сравнение уровней потребления отдельных продуктов в Беларуси и в наиболее развитых странах мирового сообщества также указывает на достаточную насыщенность белорусского внутреннего продовольственного рынка и, главное, на доступность по ценовому фактору наиболее важных для здоровья населения продуктов питания, а некоторые отличия показателей объясняются вкусовыми предпочтениями белорусов, особенностями национальной кухни.

Аналогична ситуация с покупательной способностью населения. Несмотря на более низкие абсолютные значения, характерные для Республики Беларусь, темп роста покупательной способности в сравнении с 1995 г. по таким продуктам питания, как мясо, растительное масло, свежая рыба, сахар-песок, существенно превышает значение данного показателя в Российской Федерации (рис. 3.3, табл. 3.1).

Рисунок 3.3 - Динамика покупательной способности среднедушевых доходов населения, 2008 г. к уровню 1995 г., %

Таблица 3.1 - Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь, кг в месяц

Продуктовая группа

2000 г.

2003 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2008 г. к уровню 2000 г., %

Хлеб пшеничный

150

254

228

257

294

346

230,6

Картофель

351

332

670

618

498

655

186,6

Капуста свежая

334

242

569

352

477

455

136,2

Морковь

226

217

454

350

383

469

207,5

Яблоки

104

107

131

149

163

162

155,8

Сахар-песок

107

135

166

209

214

260

243,0

Масло растительное

45

57

70

88

109

124

275,6

Маргарин

48

67

70

75

92

110

229,2

Говядина

36

47

46

48

55

62

172,2

Свинина

27

45

45

45

53

63

233,3

Рыба свежая

26

43

51

66

80

84

323,1

Молоко

294

306

317

377

439

496

168,7

Масло животное

25

31

32

40

46

55

220,0

Яйца, шт

874

1177

1293

1480

1774

2122

242,8

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции - сбережения», «доходы - расходы»