Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое важное, без которых рыночная экономика невозможна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………….…5
1.1 Малый бизнес: сущность, роль и значение……………………………...5
1.2 Правовые формы малых предприятий. Создание и ликвидация малого бизнеса……………………………………………………………………................10
1.3 Система налогообложения малого бизнеса…………………………....13
ГЛАВА 2. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНСА………………………….....17
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса ……………………...….17
2.2 Нормативная база на поддержку малого бизнеса……………… …….22
2.3 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики……..27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………….....32
3.1 Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления……………………32
3.2 Перспективы развития малого бизнеса………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.11 Кб (Скачать файл)

     Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки  к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые должны быть еще разработаны, а также к постановлениям Правительства РФ, которые должны быть приняты во исполнение норм Закона № 209-ФЗ.

     Согласно  Закону № 209-ФЗ Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

     1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

     2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

     3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

     4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

     5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

     6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

     7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;

     8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     В соответствии с Законом N 209-ФЗ поддержка  малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах.

     1. Финансовая поддержка (ст. 17) - может  осуществляться в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

     2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

     3. Информационная поддержка (ст. 19) - осуществляется в виде создания  федеральных, региональных и муниципальных  информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

     4. Консультационная поддержка (ст. 20) - осуществляется в виде:

     - создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

     - компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

     Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

     - поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21);

     - поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);

     - поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);

     - поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24);

     - поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

     Вместе  с тем п. 3 ст. 16 Закона № 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Заботу  о бизнесе, в первую очередь малом  и среднем, призвал проявить Дмитрий  Медведев, который буквально на первой неделе своего президентства подписал Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (от 15.05.2008 № 797).

     Глава государства потребовал от правительства, в частности, ограничить плановые проверки, навести порядок с внеплановыми визитами контролеров, ввести уведомительный порядок организации бизнеса, сократить количество разрешительных документов, заменить лицензирование по ряду видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий, а обязательную сертификацию - декларированием качества выпускаемой продукции.

     В июле 2009 г. приняты три Федеральных  закона, вносящих изменения в упрощенную систему налогообложения (УСН). Изменения  направлены на стимулирование развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса.

     К началу второго полугодия 2009 г. финансово-экономическая  ситуация в России продолжает оставаться тяжелой, что не может не сказываться  на деятельности всех российских организаций и предприятий.

     Причем  с наибольшими трудностями на практике сталкивается малый бизнес. Именно малым предприятиям сложнее  всего выжить в условиях финансовой нестабильности.

     Понимая это, государство предпринимает  шаги в области снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, в том числе путем внесения изменений в положения гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

     В конце 2008 г. были приняты поправки в  Налоговый кодекс РФ (НК РФ), а также  другие нормативно-правовые акты, связанные  с законодательством о налогах  и сборах и с изменением налогового режима малых предприятий (речь идет о Федеральных законах от 24.11.2008 г. № 208-ФЗ «О внесении изменения в  статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и  от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

     Поводом к реформированию налоговой нагрузки, очевидно, стали обращение Президента России к Федеральному Собранию РФ, а также выступление главы Правительства РФ, в которых было обращено внимание законодателей на то, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

     Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов, одобренными  Правительством РФ 25.05.2009 (далее - Основные направления налоговой политики), было намечено продолжить совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

     Многие  из предусмотренных Основными направлениями  налоговой политики в этой части предложений уже приняты Федеральным Собранием РФ и подписаны Президентом РФ.

     В условиях экономического кризиса исключительно  важное значение приобретают меры налоговой и иной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В ряду подобных мер особое место занимают принятые Государственной Думой в конце весенней сессии 2009 г. законодательные решения, касающиеся расширения круга налогоплательщиков, имеющих право применять один из наиболее льготных в настоящее время налоговых режимов - упрощенную систему налогообложения (УСН) , а также отмены обязанности применения контрольно-кассовой техники (ККТ) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) при осуществлении ими наличных денежных расчетов.

     2.3 Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики

     Становление предприятий малого бизнеса должно, прежде всего, внести существенный вклад в развитие регионов. До настоящего времени региональные потребности ущемлялись.

     Причина кроется во многих случаях в том, что предприятия из-за высокой  концентрации производственных мощностей  ориентированы на широкий рынок сбыта своей продукции, значительно перекрывающий территорию региона. Для изменения ситуации необходимо переориентировать работу предприятий на региональный рынок, развивать сеть мелких предприятий, специализированных на выпуске необходимой региону продукции. Такие предприятия уже в силу малых мощностей и своей специализации будут  тесно связанны с территорией.

     Необходимо  развивать сеть торговых сервисных  организаций, предприятий по бытовому обслуживанию, расположенных в непосредственной доступности для населения. Повсеместно нужны небольшие предприятия как в строительстве, так  и во всей цепочке хранения, транспортировки, переработки и доведения до потребителей сельскохозяйственной   ь продукции. Большую роль они могли бы сыграть в удовлетворении потребности населения  в производстве из местных источников сырья, промышленных и бытовых отходов.

     Регионы, дифференцируя муниципальные налоги, имеют возможность стимулировать  малое предпринимательство в  тех направлениях, которые в наибольшей степени отвечают их интересам по насыщению внутреннего рынка  потребительскими товарами, товарами широкого потребления, открытию новых рабочих мест, решению экологических проблем, содействию инновационной деятельности, освоению прогрессивных технологий, “ноу-хау” и т.д.

     В Иркутской области действует  в настоящий момент около 13 тысяч  малых предприятий, что составляет 29,7 % от общего количества предприятий области.

     Малый бизнес охватывает практически все  отрасли экономики. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании—40%, в промышленности—21%, в строительстве—15%, общеэкономической деятельности—7% и прочие виды деятельности—17%. Количественное и качественное распределение предприятий малого бизнеса по территории неравномерно. Только в областном центре сосредоточено более 40% всех субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено, прежде всего, двумя факторами: во-первых, здесь существует более или менее развитая рыночная инфраструктура, позволяющая реализовывать предпринимательские проекты; во-вторых, имеется более широкий и объемный потребительский рынок [9].

     В районах области, как правило, преимущественное развитие получают предприятия торговли и общественного питания.

     Проблемой Восточно-Сибирского региона, в частности  Иркутской области, является  низкий уровень обеспечения продовольствием за счет собственного производства, огромная зависимость от ввоза продовольствия извне. Такое же положение наблюдается по промышленным товарам народного потребления. Ввоз этих товаров из других отдаленных регионов повышает транспортные расходы, снижает качество скоропортящихся продуктов, увеличивает потери.

     Одним из путей решения указанных проблем  является создание сети мелких предприятий, производящих продукцию, максимально приближенную к источникам сырья и материалов.

     Скапливающиеся  в области и не утилизируемые  бытовые и промышленные отходы являются одной из наиболее острых проблем Прибайкалья. Многие их них, по утверждению ученых, представляют собой своеобразные “экологические мины” замедленного действия, которые могут “взорваться” при достижении определенных критических масс.

     Решить  эти проблемы могут предприятия малого бизнеса организовав производство, основанное на утилизации отходов. Так, утилизация древесных отходов методом горячего прессования, в результате которого получается отделочная плитка. Очень важно, что она будет экологически чистой, так как при ее производстве не требуется искусственного скрепляющего материала и смол, делающих вредной выпускаемую сегодня мебель.

     Подобные  предприятия можно организовать в бумажной промышленности, работающих на макулатуре, т.е. сферами деятельности небольших предприятий могут стать различные производства, ориентированные на местные источники сырья и материалов, а также отходов.

     Все указанные свойства малого предпринимательства  делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. Имеется в виду образование регулируемого, социально-ориентированного рыночного механизма, преодоление нынешнего кризисного падения производства, стабилизация экономики и обеспечение предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем развитии.

     Достигнутый к настоящему времени уровень  развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской деятельности у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Информация о работе Малый бизнес