Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Малый бизнес(Восстановлен).docx

— 688.23 Кб (Скачать файл)

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже  отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое –  ключевая роль руководителя в жизни  предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и  все связанное с его организацией.

Шестая  специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется  родственниками хозяина, чем диктуется  прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая  особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также как  одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это  соотношение 80:20, то у малых оно  составляет 20:80.

Анализ  особенностей малого бизнеса позволяет  выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:

  • быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • высокая степень независимости в действиях;
  • гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений;
  • способность быстро воспринимать новые идеи;
  • относительно невысокие расходы на управление бизнесом;
  • оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка;
  • способность обходиться меньшими капиталовложениями в расчёте на одного работающего;
  • собственники малых предприятий более склонны к сбережению, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.

В то же время  субъектам малого предпринимательства  присущи и определённые недостатки, в частности:

  • высокий уровень предпринимательского риска, что предопределяет определённую неустойчивость их положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • нехватка финансовых ресурсов и сложности, связанные с привлечением внешних источников финансирования.

В развитой рыночной экономике предпринимательство  как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений  предпринимательских организаций  выполняет следующие функции [22]:

  • общеэкономическая;
  • ресурсная;
  • творческо-поисковая, инновационная;
  • социальная;
  • организаторская.

Определяющей  в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать всё материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики  предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется у людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.

Уже сегодня  актуальна и будет актуализироваться  и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой [7, с. 78].

Понять  проблемы малого бизнеса невозможно без изучения его основных понятий, форм и видов, в которых он существует.

Процесс становления  малого бизнеса также играет немаловажную роль в его понимании, так как, не проследив этапы предпринимательства, сложно понять, почему именно в таком  состоянии бизнес существует на современном  этапе.

Несмотря  на то, что главной целью этого  субъекта хозяйствования является получение  экономической выгоды, предпринимательство  выполняет ряд социально значимых функций в государстве и является одной из важнейших составляющих современной белорусской экономики.

В малом  бизнесе различают следующие  виды предпринимательства:

По направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.

По содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, комерческая и консультационная деятельность.

Рисунок 1.1 − Виды и подвиды предпринимательства по содержанию

Примечание. Источник: [4, с. 23, рисунок 2,1]

 

По числу  видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.

По сложности  деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.

По отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства. [12, с. 148]

Малые предприятия  как субъекты малого предпринимательства  не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами  предпринимательства могут быть как физические, так и юридические  лица. Схема субъектов предпринимательской деятельности представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 − Субъекты предпринимательской  деятельности

Примечание. Источник: [5]

 

Физические  лица (граждане Республики Беларусь, иностранные  граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных  товариществ и обществ [9, с. 40].

Согласно  статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права и  нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в  различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие  формы предпринимательской деятельности:

  • частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
  • коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
  • контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

В соответствии с формами собственности в  малом бизнесе могут действовать  следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные. [8, с. 114]

Таким образом, подведем итог, согласно действующему законодательству, малый бизнес в  Республике Беларусь выражается в двух формах: предприятия с образованием юридического лица и без такового (индивидуальные предприниматели).

Учет деятельности малых предприятий проводится органами государственной статистики. Существуют некоторые факторы, которые определению  то, относится ли организация к  числу предприятий малого бизнеса. Согласно Закону Республики Беларусь от 01.07.2010 №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся, зарегистрированные в Республике Беларусь:

  • индивидуальные предприниматели;
  • микроорганизации - коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации - коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Кроме того, учет количества предприятий малого бизнеса осуществляется благодаря  анализу налоговых операций. Подобными  статистическими данными занимается Министерство по налогам и сборам Белоруссии.

 

1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах

 

Предпринимательство играет исключительно важную роль в  экономической и социальной жизни  промышленно развитых стран, где  на его долю приходится до 70% валового национального продукта. В странах с высоким предпринимательским потенциалом важнейшую роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Однако  существует и обратная точка зрения. Растиражированные многочисленные публикации в СМИ и издания, содержавшие стандартные выводы о ключевой роли малого и среднего предпринимательства, а так же сложные, до конца понятные только профессионалам математикам экономические модели и расчеты вынуждают верить в обратную зависимость между размером предприятия и уровнем эффективности. По факту такой тезис является мифом, предназначение которого лишить развивающиеся и переходные страны конкурентоспособности и тем самым обеспечить глобальное доминирование ведущих западных держав, которые развиваются благодаря крупным и сверхкрупным транснациональным корпорациям. Тем не менее, роль малого и среднего бизнеса на Западе хотя и ограничена, но достаточно важна. Это в основном обеспечение занятости вытесненного из экономики населения и реализация отдельных стадий производственно-сбытового процесса по заказам крупных корпораций [2].

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные  там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 миллионов). В начале 90-х годов  на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой  взрослый занят собственным бизнесом [15, с. 21].

В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и  средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% внутреннего валового продукта. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее  десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число  занятых возросло на 600 тысяч человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тысяч.

Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство  новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних  фирмах. Малые предприятия впервые  разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда  США в расчете на 1 доллар, вложенный  в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и  в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия  по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические  потребности сравнительно небольших  групп покупателей. Удовлетворять  такой спрос могут только небольшие  фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или  даже заказной продукции это может  быть малорентабельным [15, с. 57].

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь