Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Малый бизнес(Восстановлен).docx

— 688.23 Кб (Скачать файл)

Для крупных  предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным  спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий  получила в современных условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная  поддержка малого предпринимательства  опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему  и систему различных исследований [4, с. 97].

В Германии государство предоставляет финансовые ресурсы коммерческим кредитным  организациям, кредитующим малого предприятия, с целью стимулирования микрофинансирования малого бизнеса. Для этого создана финансовая группа KfW Group, которая на 80% принадлежит Правительству Германии. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.

Кроме финансовой помощи, немецкое государство  также оказывает предпринимательству  и активную информационную поддержку  путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса.

В Финляндии  реализация государственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  происходит через созданное в 1999 году ОАО «Финнвера», 100 % акций которого находится в собственности государства. Это акционерное общество создано для предоставления высокорисковых кредитов с целью содействия как развитию деятельности национальных предприятий внутри страны, так и их выходу на мировой рынок. Решения о кредитовании принимаются на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия, в котором оцениваются экономическое положение предприятия на данный момент, его позиция на рынке, а также общие перспективы отрасли и данного предприятия. Как правило, «Финнвера» выступает как соинвестор с другими финансовыми организациями. Разделение рисков осуществляется за счет многоканального финансирования, схема которого разрабатывается для каждого предприятия [25].

Эксперты  ЕС уже в течение многих лет  склонны оценивать всю структуру  малого и среднего предпринимательства  Испании почти как образцовую не только по форме ее организации, но и по результатам деятельности. Едва ли не главный аргумент для  такой оценки — 72% ВВП, которые этот вид бизнеса дает.

Малый и средний бизнес в Испании  начал формироваться и активно  развиваться в 1970-е гг. Высокие  экономические показатели были достигнуты благодаря высокой степени развития малого бизнеса. Малые и средние  предприятия помогли избавить страну от безработицы, способствовали общему подъему.

В Испании  разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Первые пять лет  предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития  бизнеса.  Основное внимание испанского правительства  обращено  на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую  социальную значимость для Испании, создают рабочие места для  социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и  т.д.), способствуют подъему слаборазвитых  регионов и районов.

Как  самый  важный положительный фактор развития малого  и среднего  бизнеса  в Испании стоит отметить минимальный  уровень бюрократии. Оформить регистрацию  предприятия, получить лицензию можно  сделать за  24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать даже любой  гражданин другого государства.  И в то же время контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму.

Во  Франции в настоящее время  зарегистрировано около 3 млн. малых  и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий,  а банкротится 50 тыс. При этом 40–50% новых рабочих  мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений [24].

В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции  можно отметить следующее. За последние  четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого и среднего бизнеса. Новые  малые предприятия на два года освобождаются от налогов на акционерные  общества и от местных налогов. Для  них снижается подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

В целом  же, можно сделать вывод, что условия  для развития малого и среднего бизнеса  во Франции  довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная  поддержка таким предприятиям оказывается  на высоком уровне, как и в США [12, с. 8-9].

Таким образом, государства с рыночной экономикой проводят активное регулирование  предпринимательства и оказывают  широкое содействие его развитию, применяя формы и методы, разработанные  с учетом стратегических целей национальных экономик.

 

 

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 
2.1. Государственное регулирование  малого предпринимательства в  Республике Беларусь

 

Государственное регулирование предполагает, c одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, a c другой - применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах. Правовые акты в данном случае являются юридическом формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия [15].

B той или  иной степени многие инструменты  государственного регулирования  могут быть оценены как государственная  поддержка. Само понятие «государственная  поддержка малого предпринимательства»  не дефинируется в литературе, поэтому понятие «государственное регулирование» на практике часто отождествляется c понятием «государственная поддержка».

В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).

На 1 января 2013 г. доля субъектов инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих  в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению  с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор  или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров.

Центры оказывают гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации  и ведению предпринимательской  деятельности, содействуют в получении  финансовых и материально-технических  ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции  на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов  квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

Структура обратившихся в  центры за услугами клиентов представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 −Структура клиентов обратившихся в центры за услугами

В 2012 году в центры республики по различным вопросам обратились 102645 человек (в 2011 году – 82974 человек). По актуальной для предпринимателей тематике проведены 4985 курсов, семинаров (в 2011 году – 2696), в которых приняли участие 52501 человек (47647 человек).

Наиболее актуальными  для субъектов предпринимательства  темами в 2012 году были организация предпринимательской  деятельности в сельских населенных пунктах и малых городских  поселениях, с учетом применением норм Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».

В Витебской области 25% клиентов центров осуществляют деятельность в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях.

Еще одним актуальным направлением деятельности центров является развитие производственной кооперации (субконтрактации). В рамках реализации этого направления РУП «ЦНТИ» проведена межрегиональная конференция «Субконтрактация и импортозамещение» (81 участник), по результатам которой было достигнуто около 15 договоренностей о сотрудничестве, а также заключены между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства (в том числе индивидуальными предпринимателями) соответствующие договоры на изготовление запасных частей к оборудованию на сумму более 400 млн.рублей, внедрение способа очистки сточных вод предприятий молочной, мясной, лесной, нефтехимической отрасли и хозяйственно-бытовых сточных вод, внедрение инновационных композитных решений для дорожного, гражданского и промышленного строительства, поставку пружин и т.д.

С целью вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность центрами областей (г.Минска) проводились семинары, «круглые столы», а также конкурсы бизнес-проектов:

  1. Гродненский ИнвестУикенд;
  2. Второй Могилевский Invest Weekend.

ООО «Чейнз Актив Групп» (Минская область, Узденский район, д.Дещенка) в рамках изучения темы «Знакомство с основами предпринимательства» для школьников организованы и проведены экскурсии на производственные предприятия.

Для студентов ВУЗов Могилевской области проведен ряд мероприятий (семинаров и «круглых столов») на темы «Молодежное предпринимательство. Инвестиционный имидж Могилева», «Развитие молодежного предпринимательства в Могилевской области», организовано участие студенческих команд области в деловой республиканской игре «Железный предприниматель» в онлайн-режиме, организован конкурс студенческих научно-практических работ «Имидж Могилева как инструмент привлечения инвестиций».

Для реализации задач, предусмотренных  законодательством,  действующие в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.

Количество штатных сотрудников  центров на 1 января 2013 г. составило 683 человека (на 1 января 2012 г. - 676 человек). Большинство сотрудников центров  имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое  образование.

Специалисты инкубаторов  обеспечивают возможность предоставления арендаторам коллективного пользования  оргтехникой, проводят обучающие семинары по вопросам предпринимательской деятельности, оказывают консалтинговые, информационные услуги, содействуют в поиске партнеров  и др. Численность работников инкубаторов  в 2012 году составила 125 человека (в 2011 году – 124 человека).

Инкубаторы действуют  во всех областях республики, за исключением  Брестской области, и г. Минске.

Всего по состоянию на 1 января 2013 г. в республике действовало 16 инкубаторов (Витебской, Гомельской, Гродненской  областях по 1 инкубатору, Могилевской  – 2, Минской – 3, г.Минске – 7).

Общая площадь помещений  инкубаторов в 2012 году составила  38522 кв.м (в 2011 году - 27266 кв.м), в том числе площади республиканской формы собственности – 11004 кв.м (12318 кв.м), коммунальной – 18496 кв.м (9566 кв.м), частной – 9022 кв.м (5382 кв.м).

Площади помещений, сдаваемых  аренду в 2012 году инкубаторами субъектам  малого предпринимательства составили 22931 кв.м (в 2011 году - 21037 тыс. кв.м).

Количество арендаторов  в инкубаторах на 1 января 2012 г. составило 292 субъекта малого предпринимательства, на конец года – 415 субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, при содействии инкубаторов в течение года создано 466 новых рабочих мест (в 2011 году – 313 новых рабочих мест).

Информация о субъектах  малого предпринимательства, действовавших  в инкубаторах в 2012 году, представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 –Структура деятельности субъектов малого предпринимательства, действующие в инкубаторах в 2012 г.

 

Государственная финансовая поддержка субъектам  инфраструктуры оказывается в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», в рамках реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2012 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 5473,5 млн. рублей (в 2011 году - 2133,2 млн.рублей).

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь