Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В перспективе при условии успешного развития подобного центра, возможно будет присоединиться к международной системе центров субконтракции Агентства ООН по промышленному развитию (UNIDO) и стать членом Международной ассоциации европейских организаций, специализирующихся в сфере субконтракции (RIOST). Подобный проект уже успешно осуществляется в России и мог бы прижиться у нас в стране.
Мало внимания
в нашей Республике уделяется
и развитию научно-технического потенциала
малых предприятий. Существует всего
два технопарка. Необходимо так же
расширять международное
Отличительной особенностью малых предприятий является то, что, несмотря на высокую инновативность, они не могут внедрить нововведения на практике в силу ограниченности собственных ресурсов. Выходом так же может стать система субконтрактного производства с крупными предприятиями и стимулирование венчурного финансирования малого бизнеса. В итоге, в выигрыше останутся обе стороны - и крупное и малое предприятие.
С точки
зрения финансовой поддержки малого
бизнеса, слабо развиты в Республике
взаимоотношения с ним
Более того, для стимулирования кредитования малого бизнеса можно предложить снизить обязательные резервы коммерческих банков, выдающих кредиты с высокой степенью риска, в Национальном банке, так как это отвлекает из оборота значительные средства.
Альтернативной
формой финансирования могут быть институты
взаимного кредитования, которые
необходимо развивать. У населения
Республики имеются личные сбережения,
которые при обеспечении
Развитие
рынка лизинговых услуг в Республике
Беларусь будет так же способствовать
решению проблем финансирования
и технического обеспечения производства
малыми предприятиями. Лизинговые компании
не требуют такого большого количества
подтверждений
На сегодняшний день международные организации, такие как ПРООН, ЕБРР, МФК оказывают финансовое содействие развитию малого бизнеса в Республике Беларусь. Для продолжения сотрудничества с ними необходимо продолжать диалог на правительственном уровне и показывать реальный положительный эффект от их помощи.
Из опыта
зарубежных стран, а так же нашей
Республики, малые предприятия испытывают
трудности в сфере маркетинга.
В зарубежных странах с этой целью
предприятия объединяются в сети,
где централизованно
Конечно, коммерческая
тайна, как и в любом бизнесе
должна присутствовать, но за маской коммерческой
тайны зачастую скрываются общедоступные
факты, что значительно снижает
своевременный доступ к информации,
а как следствие и
Поэтому для малых предприятий должны создаваться центры маркетинга. Если даже они будут функционировать на коммерческой основе, малым предприятиям все равно будет выгодно пользоваться их услугами. На малых предприятиях, как правило, сложно обеспечить эффективную работу маркетингового отдела, так как квалифицированным специалистам нужно выплачивать достойную заработную плату, а сама работа маркетингового отдела требует больших финансовых и временных затрат. Квалифицированные услуги сторонних организаций, в частности, центров маркетинга, за счет эффекта масштаба способны улучшить ситуацию и повысить эффективность деятельности малых предприятий.
Подобного
рода услуги предусмотрены положением
о центрах поддержки
Кроме того, на сегодняшний день в Республике имеется большое количество высококвалифицированных молодых специалистов, которым не может быть обеспечено место работы, поэтому их можно было бы привлекать на работу в подобные центры.
Более того, можно создать сектор индивидуальных консультантов на коммерческой основе для малого бизнеса, как это сделано, к примеру, в Италии, где сектор индивидуальных услуг для малого бизнеса составляет 20% всего рынка услуг представителям малого и среднего предпринимательства. Подобные консультанты могли бы к тому же разрабатывать бизнес-планы по развитию деятельности малых предприятий и выходу их на зарубежные рынки.
В целом, необходимо
перенести акцент в экономике
страны с поддержки деятельности
убыточных крупных предприятий
и на развитие малого бизнеса с
высоким потенциалом развития. Необходимо
обеспечить стабильность законодательства
для малого бизнеса. Так как в
силу своей специфики малый бизнес
испытывает экономические и конъюнктурные
риски, политические риски добавляют
степень неопределенности в деятельности
малых предприятий и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт свидетельствует о том, что малый и средний бизнес выступает важнейшим фактором экономического и социального развития. Именно малые и средние предприятия зачастую выступают носителями инноваций, новых видов продукции и технологий, т.е. поддерживают те тенденции, которые обрели в настоящее время серьезное значение для нашей страны.
Значение
малого бизнеса определяется такими
его специфическими особенностями,
как способность наиболее оперативно,
гибко и полно удовлетворять
потребительский спрос, экономичность,
высокая маневренность и
Что касается отечественного предпринимательства, то наибольшие возможности развития оно получило во второй половине XIX в. - начале XX в. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли не оказать влияния на развитие предпринимательства.
К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:
Тем не менее, государство заинтересовано в предприимчивых и добросовестных гражданах, формирующих широкий инновационно-активный слой предпринимателей. Модернизация национальной экономики предполагает формирование благоприятной институциональной среды для развития мощного частнопредпринимательского сектора. При этом инструментами формирования и поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе и инновационного, является инфраструктура поддержки предпринимательства, институты государственно-частного партнерства, финансовая и иные виды поддержки.
В рамках государственных
программ развития предпринимательства
можно предложить некоторые пути
совершенствования поддержки
Активизация
политики, направленной на развитие малого
предпринимательства, со своей стороны,
должна создавать условия для
минимизации возможных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь