Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, исследование малого бизнеса в Республике Беларусь, а также выявление мероприятий по совершенствованию его развития в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
* рассмотреть предпринимательство как особый фактор производства;
* рассмотреть особенности развития предпринимательства в промышленно развитых странах;
* оценить состояние предпринимательства в Республике Беларусь,
* выявить проблемы и перспективы развития предпринимательства в условиях Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МЕСТО В СИТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 5
1.1 Предпринимательство как особый фактор производства 5
1.2 Виды, функции, субъекты и особенности предпринимательства 8
1.3 Предпринимательство и его особенности в промышленно развитых странах 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь 17
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь 20
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Малый бизнес(Восстановлен).docx

— 688.23 Кб (Скачать файл)

В перспективе  при условии успешного развития подобного центра, возможно будет присоединиться к международной системе центров субконтракции Агентства ООН по промышленному развитию (UNIDO) и стать членом Международной ассоциации европейских организаций, специализирующихся в сфере субконтракции (RIOST). Подобный проект уже успешно осуществляется в России и мог бы прижиться у нас в стране.

Мало внимания в нашей Республике уделяется  и развитию научно-технического потенциала малых предприятий. Существует всего  два технопарка. Необходимо так же расширять международное сотрудничество в сфере научно-технических разработок.

Отличительной особенностью малых предприятий  является то, что, несмотря на высокую  инновативность, они не могут внедрить нововведения на практике в силу ограниченности собственных ресурсов. Выходом так же может стать система субконтрактного производства с крупными предприятиями и стимулирование венчурного финансирования малого бизнеса. В итоге, в выигрыше останутся обе стороны - и крупное и малое предприятие.

С точки  зрения финансовой поддержки малого бизнеса, слабо развиты в Республике взаимоотношения с ним коммерческих банков. Банки остерегаются выдавать кредиты малым предприятиям в  силу повышенного риска их функционирования. При этом если банк соглашается выдать кредит малому предприятию, то он выдается на краткосрочной основе (2-3 месяца) под залог, который по сумме зачастую превышает сумму самого кредита. Во многих западных странах подобные кредиты выдаются под гарантии правительства, которые могут покрывать до 80-90% стоимости кредита. Поэтому нужно создать государственные гарантийные фонды, которые смогли бы застраховать риски банка.

Более того, для стимулирования кредитования малого бизнеса можно предложить снизить  обязательные резервы коммерческих банков, выдающих кредиты с высокой  степенью риска, в Национальном банке, так как это отвлекает из оборота  значительные средства.

Альтернативной  формой финансирования могут быть институты  взаимного кредитования, которые  необходимо развивать. У населения  Республики имеются личные сбережения, которые при обеспечении необходимых  гарантий и стабильности могли бы направляться на развитие малого бизнеса. Кроме того, объединение капиталов  самих предпринимателей расширяет  доступ к взаимному финансированию при осуществлении хозяйственной  деятельности.

Развитие  рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь будет так же способствовать решению проблем финансирования и технического обеспечения производства малыми предприятиями. Лизинговые компании не требуют такого большого количества подтверждений платежеспособности, как коммерческие банки, а предметом  залога является само лизинговое имущество.

На сегодняшний  день международные организации, такие  как ПРООН, ЕБРР, МФК оказывают  финансовое содействие развитию малого бизнеса в Республике Беларусь. Для  продолжения сотрудничества с ними необходимо продолжать диалог на правительственном  уровне и показывать реальный положительный  эффект от их помощи.

Из опыта  зарубежных стран, а так же нашей  Республики, малые предприятия испытывают трудности в сфере маркетинга. В зарубежных странах с этой целью  предприятия объединяются в сети, где централизованно предоставляется  информация о рынках, при этом сами малые предприятия могут обмениваться новыми знаниями об особенностях рынков.

Конечно, коммерческая тайна, как и в любом бизнесе  должна присутствовать, но за маской коммерческой тайны зачастую скрываются общедоступные  факты, что значительно снижает  своевременный доступ к информации, а как следствие и эффективность  функционирования предприятий. Акцент должен делаться не на сокрытии доступа  к информации, а на повышении качества самой производимой продукции.

Поэтому для  малых предприятий должны создаваться  центры маркетинга. Если даже они будут  функционировать на коммерческой основе, малым предприятиям все равно  будет выгодно пользоваться их услугами. На малых предприятиях, как правило, сложно обеспечить эффективную работу маркетингового отдела, так как квалифицированным специалистам нужно выплачивать достойную заработную плату, а сама работа маркетингового отдела требует больших финансовых и временных затрат. Квалифицированные услуги сторонних организаций, в частности, центров маркетинга, за счет эффекта масштаба способны улучшить ситуацию и повысить эффективность деятельности малых предприятий.

Подобного рода услуги предусмотрены положением о центрах поддержки предпринимательства. Необходимо развивать данное направление  их деятельности.

Кроме того, на сегодняшний день в Республике имеется большое количество высококвалифицированных  молодых специалистов, которым не может быть обеспечено место работы, поэтому их можно было бы привлекать на работу в подобные центры.

Более того, можно создать сектор индивидуальных консультантов на коммерческой основе для малого бизнеса, как это сделано, к примеру, в Италии, где сектор индивидуальных услуг для малого бизнеса составляет 20% всего рынка  услуг представителям малого и среднего предпринимательства. Подобные консультанты могли бы к тому же разрабатывать  бизнес-планы по развитию деятельности малых предприятий и выходу их на зарубежные рынки.

В целом, необходимо перенести акцент в экономике  страны с поддержки деятельности убыточных крупных предприятий  и на развитие малого бизнеса с  высоким потенциалом развития. Необходимо обеспечить стабильность законодательства для малого бизнеса. Так как в  силу своей специфики малый бизнес испытывает экономические и конъюнктурные  риски, политические риски добавляют  степень неопределенности в деятельности малых предприятий и значительно  снижают эффективность их функционирования. Инфраструктура поддержки малого бизнеса  в целом создана, нужно повысить эффективность ее функционирования. Акцент на сегодняшний день нужно  сделать на развитии кооперационных связей с крупными предприятиями  и повышении научно-технического потенциала малого бизнеса, доступе  малого бизнеса к финансированию. Подобные меры приведут к укреплению позиций малого бизнеса на внутреннем рынке, а в комплексе с мерами по стимулированию выхода малых предприятий  на внешние рынки, сделают его  конкурентоспособным и за рубежом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировой опыт свидетельствует о том, что малый  и средний бизнес выступает важнейшим  фактором экономического и социального  развития. Именно малые и средние  предприятия зачастую выступают  носителями инноваций, новых видов  продукции и технологий, т.е. поддерживают те тенденции, которые обрели в настоящее  время серьезное значение для  нашей страны.

Значение  малого бизнеса определяется такими его специфическими особенностями, как способность наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять  потребительский спрос, экономичность, высокая маневренность и быстрый  отклик на изменения рыночной конъюнктуры, возможность создания новых рабочих  мест и поглощения незанятой рабочей  силы.

Что касается отечественного предпринимательства, то наибольшие возможности развития оно получило во второй половине XIX в. - начале XX в. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли  не оказать влияния на развитие предпринимательства.

К основным причинам медленного развития предпринимательства  в Беларуси можно отнести следующие:

  • усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;
  • отсутствие стартового капитала;
  • высокий уровень фискальных изъятий;
  • административные барьеры.

Тем не менее, государство заинтересовано в предприимчивых и добросовестных гражданах, формирующих  широкий инновационно-активный слой предпринимателей. Модернизация национальной экономики предполагает формирование благоприятной институциональной среды для развития мощного частнопредпринимательского сектора. При этом инструментами формирования и поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе и инновационного, является инфраструктура поддержки предпринимательства, институты государственно-частного партнерства, финансовая и иные виды поддержки.

В рамках государственных  программ развития предпринимательства  можно предложить некоторые пути совершенствования поддержки привлечения  инвестиций в малый бизнес в Брестской  области путем совершенствования  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов:

  • сформировать новые источники финансирования СМП путем изменения существующей на сегодня формы финансового обеспечения государственных органов, при которой финансирование осуществляется непосредственно на конкретное Министерство или иные органы государственного управления;
  • оказать поддержку субъектам малого бизнеса в создании общества взаимного кредитования предпринимателей на территории Брестской области
  • совершенствовать систему инвестиционного проектирования путем разработки упрощенной системы составления бизнес-планов инвестиционных проектов СМП;
  • совершенствовать государственную финансовую поддержку малого бизнеса путем:
  • упрощения процедуры рассмотрения заявок и получения финансовой помощи;
  • создание кредитной линии для финансирования малых фирм, выходящих на внешний рынок;
  • оказание финансовой помощи на случай стихийных бедствий;
  • оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, нуждающимся в дорогостоящем оборудовании в средствах защиты окружающей среды;
  • осуществление посреднической деятельности между инвесторами и фирмами.

Активизация политики, направленной на развитие малого предпринимательства, со своей стороны, должна создавать условия для  минимизации возможных негативных последствий социального характера  при ускорении рыночных преобразований, а так же для повышения инновационной  и инвестиционной активности в экономике, необходимой для достижения устойчивых темпов экономического роста.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балашевич, М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. – Мн.: Экоперспектива, 2011 – С. 38- 49
  2. Байнев, В.Ф. Роль малого бизнеса. Суждения и реальность / В.Ф. Байнев // Финансы. Учет. Ауди. – 2010. – №7(198). – С. 34-36.
  3. Блинов, А.О. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист – 2009. - №2 – С. 75-78
  4. Скробова, В.В. Экономика малого бизнеса: учеб.-метод. Комплекс для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»/ В.В. Скробова. –Новополоцк : ПГУ, 2010 -228 с.
  5. Предпринимательское право [Электронный ресурс] / Субъекты предпринимательской деятельности – Режим доступа:  http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/subekty-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html – Дата доступа: 06.10.2013г.
  6. Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь
  7. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. – Мн.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2009. – 116 с.
  8. Догиль, Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2011 – 266 с.
  9. .Лапусто, М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА – М, 2011 – С. 40-67
  10. Науменко, Б.Н. Малый бизнес. Теория и практика развития. – Мн.: ООО «Мисанта», 2003 – 276 с.
  11. Практический курс предпринимательства: Учебно-методическое пособие / А.К. Александров, М.З. Ачаповская, Л.А. Вайнштейн и др.; / Под общей ред. Г.И. Олехнович. – Мн.: Экоперспектива, 2010 – С. 128
  12. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие. В двух частях. Часть первая. Организационные основы / Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко, И.Д. – Мн.: БГПА, 2009 – 249 с.
  13. Скорбеж, А.А. Малому и среднему бизнесу – широкий размах // Предпринимательство в Беларуси – 2011. - №7
  14. Скорбеж, А.А. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси – 2011. - №1 – С. 28-31
  15. Слонимский ,А.А. Препятствия в развитии малых предприятий Беларуси и необходимые мероприятия по их поддержке // БЭЖ – 2010. - №3 – С. 104-110
  16. Тарасевич, Ж. Частный бизнес: проблемы и перспективы // Директор – 2007. - №4 – С. 10-14
  17. О состоянии развития микро- и малых организаций в Республике Беларусь в 2012 году /  Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php – Дата доступа: 06.10.2013г.
  18. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2012 году /  Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses – Дата доступа: 06.10.2013г.
  19. О деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей в 2012 году /  Министерство экономики Республики Беларусь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/on-activities-of-belarusian-fund-for-financial-support-of-entrepreneurs – Дата доступа: 06.10.2013г.
  20. Попков, В.П, Евстафъева, Е.В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. – СПБ.: Питер, 2007. − 352с.
  21. Кулагин, А.С. Экономическое и правовые основы предпринимательства / А. Кулагин [Электронный ресурс]. – 2013.– Режим доступа : https://www.google.by/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CDUQFjAB&url=http%3A%2F%2Ftransfer.eltech.ru%2Finnov%2Fcons_z.nsf%2F6426d70e75c283c1c3256a100030566b%2F5b0b184578d2da66c3256f5e00562ebb%2F%24FILE%2F1.doc&ei=pdhWUv7QCcqXtQbi04CwDA&usg=AFQjCNGFT1jNDXVHgmKSS5k77zrYT1bgow&sig2=fjalAbRyxLF91RH8QpReBw&bvm=bv.53899372,d.Yms&cad=rja– Дата доступа : 06.10.2013г.
  22. Функции предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=10&p= 30&s=112. – Дата доступа: 08.10.2013. 
  23. Белорусские МСП и евразийская интеграция / А.Скриба, И.Точицкая, Г.Шиманович / Исследовательский центр ИПМ, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/pdp2013r05.pdf - Дата доступа: 08.10.2013. 
  24. Вакульчик, А.Э. Опыт государственной поддержки малого инновационного бизнеса европейских стран // Беларусь в современном мире: материалы X Международной конференции, посвященной 90-летию образования Белорусского государственного университета, 28 октября 2011 г. / редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – С. 140-142.
  25. Балашевич М.И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт -Мн.: Экоперспектива, 1999. - 256 с.

 


Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь