Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства – предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников – заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) – налоговыми платежами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ..........................................................................................................
1.1 Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого
бизнеса и предпринимательства………………………………………………….
1.2 Организационно-правовые формы малого предпринимательства……..
1.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса……………………….
1.4 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса…………………………
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………..
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь……………...
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………….……...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 217.12 Кб (Скачать файл)

2. Несмотря на снижение  финансовых издержек, связанных  с потерей большого количества  времени на регистрацию, по  сравнению с 1999-2000 гг., издержки  входа на рынок остаются высокими, превышая показатели ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, России и Украины).

3. Сложные и дорогостоящие  процедуры регистрации бизнеса  в Беларуси объясняются борьбой чиновников с фирмами-однодневками. Однако высокие налоги являются одним из основных факторов, препятствующих развитию малых предприятий. Желание минимизировать налоговые платежи будет и дальше способствовать различным формам существования теневого рынка и бегству капитала.

4. Одним из наиболее  деструктивных факторов в развитии  малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Около половины руководителей крупных и мелких, старых и новых, столичных и региональных, торговых и производственных предприятий не могут прогнозировать развитие собственного бизнеса в самой ближайшей перспективе – в следующем году.

5. Возможности предпринимателей  лоббировать собственные интересы в одиночку сильно ограничены. Однако 80% МСП не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение и (или) нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня и собственные карманы чиновников.[8]

По нашему мнению, для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к частному бизнесу – важному источнику долгосрочного экономического роста в Беларуси.

 Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие её потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и её стабильного роста по нашему мнению требует:

1) формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;

2) внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;

3) переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;

4) дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры. [25]

Для стимулирования развития частного сектора в Республике Беларусь мы рекомендуем:

- упростить процедуры  регистрации и ликвидации предприятий  путём введения уведомительного,  а не разрешительного принципа  регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности;

- определить единый перечень  документов для регистрации;

- закрепить принцип «одного  окна», включая постановку субъекта  хозяйствования на учёт в налоговые и другие органы;

- внести изменения в  Налоговый кодекс, упрощающие систему  налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на предприятия;

- законодательно запретить  все формы административного  регулирования цен и тарифов, кроме узкого перечня товаров и услуг;

- существенно сократить  количество лицензируемых видов  деятельности;

- либерализовать законодательство в сфере сертификации продукции, работ, услуг (упрощение порядка сертификации и удешевление её процедуры);

- провести ревизию законодательства о приватизации, чтобы придать новый импульс процессам трансформации формы собственности;

- активизировать системы государственной поддержки предпринимательства путём оказания содействия  местным властям в создании инфраструктуры, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса.

 

2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь

История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [3,с.77]

Основными нормативно-правовыми  документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В соответствии с действующим  законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

• в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере — до 60 человек;

• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

• в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;

• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров. [1,с.146]

Рассмотрим основные показатели малого бизнеса в Республике Беларусь (см. приложение Р).

Мы заметили, что количество малых предприятий в стране имеет стойкую тенденцию к росту. Так, в 2011 году темп роста количества малых предприятий по сравнению с  2007 годом составил 73,0%; темп роста количества индивидуальных предпринимателей 2011 года по сравнению с 2007 годом снизился и составил -6,6%. 

Рассмотрим удельный вес  малого  предпринимательства в валовом внутреннем продукте (см. приложение С).

 

Из диаграммы мы делаем следующий вывод: за последние года произошли изменения в структуре  сектора  малого бизнеса.  Увеличилось  количество  малых предприятий, занятых в промышленности (в  2010 году  их количество составляло 12750,  в 2011 году – 13622  предприятий, что на  6,8% больше).  При этом в  2011 году удельный вес малых предприятий в общем объёме валового внутреннего продукта составил 15,3%, что ниже уровня 2007 года на 12,6%.

Следовательно, мы делаем следующий вывод: при приросте доли малых предприятий, занятых в промышленной сфере на - 12,6% рост вклада малых предприятий в ВВП страны составил + 89,1%, что позволяет предположить, что развитие  производственного сектора малого предпринимательства будет способствовать дальнейшему экономическому росту страны.

Рассмотрим число субъектов  малого предпринимательства по видам  экономической деятельности (см. приложение Т).

Деятельность малых предпринимательских  структур преимущественно ориентирована на сферу торговли  и промышленность.

В 2011 году в сфере торговли насчитывалось 37179 субъектов малого предпринимательства, в 2010 году – 36174. Прирост субъектов малого предпринимательства составил 3%. В 2011 году промышленность насчитывала 13622 субъекта малого предпринимательства, в 2010 году – 12750. Прирост малого предпринимательства составил 6,4%.

Более наглядно мы представим удельный вес субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности с помощью диаграммы (см. приложение У).

В сфере торговли в 2011 г. занято 41,9% субъектов малого предпринимательства, в  сфере промышленности за 2011 г. -  15,3 % малых предприятий (2010 г. – 15,1%, 2009г. – 15,5%); в сфере операции с недвижимым имуществом - 12,0%  (2010г – 11,3, 2009 – 10,5%), в сфере строительства - 9,5 % (2010 г. - 9,0 %); транспорта — 9,2 % (2010 г. – 9,3 %). Все остальные отрасли имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2011 г. было занято 55 малых предприятий, что составляло 0,1 % их общего количества (2010 г. – 47 предприятий, или 0,1 %). В области здравоохранения и предоставления  социальных  услуг работало 784 предприятия, или 0,9 % (2010 г. - 758 предприятий, или 0,9 %).

В 2009 г. наметилась тенденция  роста удельного веса малых предприятий, занимающихся материальным производством, однако отраслевая структура сектора малого бизнеса в последние годы практически не изменилась.

Численность работников малых  предприятий, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2011 г. достигла 88673 тыс. человек. По сравнению с 2010 г. данный показатель увеличился на 4509 тыс. человек, или на 5,4 %.

Рассмотрим основные финансовые показатели деятельности малых предприятий (см. приложение Ф)

Мы заметили, что в 2009 г. возросло количество убыточных предприятий. Их удельный вес от общего числа составил 23,4 % .  В 2011 г. количество убыточных предприятий значительно сокращается   и составляет  20,3 % . Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) в 2010 г. возросла до 15,7 % против 13,5 % в 2009 г., но затем уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 3,2%.

Рассмотрим удельный вес  субъектов малого предпринимательства  в инвестициях в основной капитал с помощью диаграммы (см. приложение Х).

В указанном периоде темпы  роста инвестиций в основной капитал  малого предпринимательства превышали  аналогичные темпы роста в  целом по Республике Беларусь. Удельный вес инвестиций  в основной капитал малого предпринимательства возрос с 13,1% в 2008 г. до 25,9% в 2011 г. (прирост на 12,8 процентных пунктов).

Рассмотрим удельный вес субъектов  малого предпринимательства в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг с помощью диаграммы (см. приложение Ц).

В общем объёме выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого предпринимательства  составила в 2011 году 29,4%, в то время  как в 2009 году – 28,3% (прирост –  на 1,1процентных пункта).

Рассмотрим удельный вес  малого предпринимательства во внешнеторговом обороте, экспорте и импорте товаров (см. приложение Ш)

Во внешнеторговом обороте  Республики Беларусь у субъектов  малого предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес возрос с 30,5% в 2009 году до 33,7% в 2010 году (прирост  – на 3,2 процентных пункта).

Доля экспорта возросла с 34,3% в 2009 году до 38,9% в 2010 году (прирост – на 4,6  процентных пунктов),  в то время как доля импорта снизилась с 27,6% в 2009  году до 1,8% в 2010 году (снижение на 25,8 процентных пункта).

Доля импорта возросла с 1,8% в 2010 году до 3,0% в 2011 году (прирост  на 1,2 процентных пункта).

Развитие экспортной деятельности в сфере предпринимательства было обеспечено путём выполнения ежегодных планов мероприятий по реализации стратегии развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 – 2010 годы.

Рассмотрим рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг в Республике Беларусь (см. приложение Щ).

В 2009 году рентабельность реализованной  продукции насчитывала 13,5%, в 2010 году – 15,7 (прирост составил 2,2 процентных пункта). В 2011  году рентабельность реализованной продукции составила 12,5%, что означает снижение на 3,2 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.

Можно сделать следующий вывод: для малых предприятий Республики Беларусь характерны более высокая экономическая эффективность и по большинству экономических показателей более высокие темпы роста, чем для экономики республики в целом.

Мы заметили, что развитие малого предпринимательства в регионах Республики Беларусь характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.

Данные о развитии малого предпринимательства в регионах в 2011 г. приведём  в таблице (см. приложение Э).

Как мы заметили, центром предпринимательства остаётся город Минск. В конце 2011 г. он насчитывал 32867 единиц субъектов малого предпринимательства. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально, (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) ёмкий рынок.

Остальная часть предприятий  почти равномерно распределена по областным центрам. Крайне низка плотность субъектов малого бизнеса в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство представлено в основном индивидуальными предпринимателями.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь