Малый бизнес в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева 28.01.2011г. народу Казахстана. Он отметил, что этот год ускоренная экономическая модернизация–продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации. Мы вступаем в двадцатый год Независимости. В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. Мы ставили амбициозные цели и достигали их. Приведу лишь один интегрированный показатель прогресса страны. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Необходимость и преимущества малого бизнеса в экономике....................5
1.2 Влияние малого бизнеса на экономические процессы..................................8
1.3 Зарубежный опыт в развитии малого бизнеса..............................................12
2 СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Становление и развитие малого бизнеса в Республике Казахстан.............17
2.2 Влияние кризиса на развитие малого бизнеса в Республике Казахстан....23
2.3 Меры государственной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28

Вложенные файлы: 1 файл

малый бизнес.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И  РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Необходимость и преимущества  малого бизнеса в экономике....................5

1.2 Влияние малого бизнеса на  экономические процессы..................................8

1.3 Зарубежный опыт в развитии  малого бизнеса..............................................12

2 СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Становление и развитие малого бизнеса в Республике Казахстан.............17

2.2 Влияние кризиса на развитие  малого бизнеса в Республике  Казахстан....23

2.3 Меры государственной поддержки  малого бизнеса в Республике Казахстан................................................................................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева 28.01.2011г. народу Казахстана. Он отметил, что этот год ускоренная экономическая модернизация–продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации. Мы вступаем в двадцатый год Независимости. В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового этапа. Мы ставили амбициозные цели и достигали их. Приведу лишь один интегрированный показатель прогресса страны. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 году. Мы максимально продвинулись в создании Единого экономического пространства. Он обеспечит огромный рынок сбыта для казахстанских производителей. Это стимул для нашего бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг.[1]

В современных теориях экономического развития не последнее место занимает так называемая предпринимательская модель экономического развития, суть которой заключается в том, что новые малые и средние предприятия имеют огромный потенциал для улучшения состояния экономики. В соответствии с этой теорией государство должно найти достаточно эффективные и гибкие способы стимулирования предпринимательской активности. На этапе дальнейшего развития рыночных отношений в Казахстане предпринимательская модель экономического развития является важным фактором углубления проводимых реформ.

На 11 Конгрессе предпринимателей Казахстана было определено пять основных задач, которые мы должны совместно  решить в ближайшие годы в соответствии с новой идеологией партнерства  и бизнес - сообщества.

На качественно новом  этапе развития страны формулой нашего взаимодействия должен стать принцип  «государство для предпринимательства  и населения». Необходимо совершенствовать механизмы диа­лога между бизнесом и государством на всех уровнях, продолжить работу по защите част­ной собственности, предприниматели должны быть увере­ны, что бизнес в Казахстане безопасен и перспективен.

Наше предпринимательство  должно ориентироваться на экспорт. Без этого мы не добьемся настоящей  конкурентоспособности. Мы должны сосредоточить свои усилия на том, чтобы сделать бизнес-климат в Казахстане максимально благоприятным. Государство должно создать адекватную систему поддержки реализации перспективных бизнес - идей и проектов, особенно в инновационной.

По данным программы развития ООН, количество малых и средних предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых.

Уже доказано что именно предприниматели быстро реагируют  на изменения рыночной конъектуры, объединяя ресурсы, людей и простаивающие мощности. Малый бизнес стабилизирует ситуацию, создает средний класс. Именно малый бизнес самый надежный источник поступление налогов в бюджет, в среднем он дает до 10-30% от бюджета  городов и регионов Казахстана. 

Государственная поддержка  малого предпринимательства  имеет  приоритетное значение для экономики  Казахстана, так как современная  конкурентная среда не может поддерживаться без малого бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует развитию как экономических, так и социальных задач.

Изменения внутренних и  внешних условий хозяйственной  деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность,  качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка,  последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства,  в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством.

Цель этой курсовой работы раскрыть, преимущество малого бизнеса, основываясь на опыте зарубежных стран и анализа состояния малого бизнеса  в Казахстане.

Задачи:

    • Раскрыть содержание и роль малого бизнеса в Казахстан
    • Исследовать зарубежный опыт в развитии малого бизнеса
    • Выявить перспективы развития малого бизнеса в Республике Казахстан
    • Охарактеризовать меры государсвенной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

 1.1 Необходимость и преимущества малого бизнеса в экономике

 

Малое предпринимательство является основой перехода нашей экономики к рыночным отношениям. Анализ мирового опыта и нынешнего состояния народного хозяйства Казахстана позволяют нам понять всю необходимость развития сектора малого бизнеса и как оплота экономического процветания государства и как фактора, непосредственно влияющего на демократизацию общества.

Вклад малого предпринимательства в укрепление и развитие народного хозяйства трудно переоценить. Он несет в себе решение многих проблем экономического, социального и политического характера.

Во-первых, малый бизнес - основной источник создания рабочих  мест и призван решать проблемы занятости населения, особенно таких уязвимых категорий, как женщины и молодежь. По данным ряда исследований, малые предприятия имеют более высокий темп прироста занятости по сравнению с крупными предприятиями. В развитых странах сектор малого бизнеса обеспечивает занятость 50-75% всего трудоспособного населения, в Казахстане же этот показатель пока не превышает 20%-ного порога-Причины этого явления носят как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, это то, что при всем понимании необходимости поддержки малого бизнеса до сих пор не созданы благоприятные условия для его развития. С Другой, то, что на этой почве у наиболее активной части населения уменьшается вера в свои силы, что абсолютно недопустимо s наших условиях, учитывая постсоветскую ментальность нашего народа. В развитых странах действует множество; государственных программ по поддержке малого, бизнеса, конечной целью которых являете”. сохранение и культивация слоя предпринимателей, доля же последних не превышает 5-10% населения. Поэтому, помогая этим предпринимателям в реализации их инициатив, государство автоматически помогает остальным гражданам в решении вопроса занятости. Отсюда, создание благоприятных условий для ведения бизнеса является наиболее простым и действенным инструментом снижения напряженности на рынке труда.

Во-вторых, учитывая быструю  оборачиваемость вкладываемого  капитала и инновационный потенциал  малого бизнеса можно говорить о  нем, как о “двигателе” национальной экономики. Сектор малого бизнеса обеспечивает особый механизм воспроизводства рыночных отношений через сбалансирование спроса и предложения, производит более половины общенационального продукта. К примеру, в развитых странах доля их присутствия в народном хозяйстве колеблется от 40 до 70% ВВП. Уже научно доказано, что пределом эффективного управления являете” численность работников до 500 человек, то есть именно малый бизнес, несмотря на высокий уровень риска, позволяет с максимальной выгодой освоить все виды капиталовложений. Говоря об инновационном потенциале, нужно упомянуть тот факт. что малые и средние фирмы производят на 1 доллар” США вложений в научные разработки в 24 раза больше новаций, чем крупные компании. Так как малые предприятия быстрее реагируют на запросы рынка то, разумеется, освоение новых видов изделий или отработка новых технологических процессов являются их прерогативой.

Учитывая особенности  перехода бывших стран СССР к рыночным отношениям, малый бизнес несет в  себе специфическую функцию по адаптации  широких масс населения к основам  рыночного хозяйствования. Он учит людей, привыкших полагаться на помощь государства, быть более самостоятельными и стимулирует в них веру в свои силы.

Таким образом, малое  предпринимательство оказывается  важным фактором повышения гибкости национальной экономики.

Приводя показатели развития малого бизнеса в развитых странах, мы придерживались цели показать реальные возможности этого сектора экономики. Эти страны приложили немало усилий для того, чтобы сформировать необходимую основу для своих национальных экономик: была провозглашена государственная программа, принимались пакеты законодательных актов, организовывались новые структуры по поддержке малого бизнеса, шла широкая пропаганда предпринимательской деятельности. Лишь после всех этих мер малое предпринимательство заняло подобающее ему место в экономиках этих государств.

Каковы же преимущества малого бизнеса?

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана, а также существенным фактором снижения безработицы.

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается свыше 400 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых действующими являются 91%, на них занято 1,5 млн. казахстанцев, а доля их в ВВП республики составляет около 13%.

По числу предприятий  выделяются Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Южно-Казахстанская области, города Астана и Алматы. Причем на долю южного мегаполиса приходится треть от общего количества.

Анализ тенденций в  малом предпринимательстве свидетельствует, что развитие данного сектора  экономики имеет динамично-поступательный характер и приносит свои положительные плоды, став фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения. Таким образом, предпринимательский уклад все более придает экономике должную гибкость, становится решающим фактором ее развития. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Несмотря на некоторые  положительные изменения за период с 2003 по 2007 годы в отраслевой структуре продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, торгово-посредническая деятельность остается явно преобладающим видом деятельности (около 2/3 в общем объеме товаров и услуг).

Количество новых видов  продукции, уровень менеджмента, качество производимых товаров и услуг по-прежнему требуют разработки и реализации мероприятий, способствующих повышению их уровня.

По расчетным данным, в прошлом году доход от реализации продукции, выполненных работ и  оказанных услуг малыми предприятиями  составил почти 477 миллиардов тенге ($3.077.419.355) Результат пока скромный, хотя мог быть гораздо выше, если бы эффективней использовался имеющийся потенциал.[2]

Сегодня малый бизнес развивается достаточно быстрыми темпами  и делает это успешно. Появляется все больше и больше небольших компаний, со штатом около 20-30 человек. Затем компании «обрастают» сетью филиалов и постепенно расширяются. Это можно сказать и о компаниях, которые занимаются автострахованием автокаско, и о тех, кто производит определённые товары, например, мебель.

И если для расчета  автострахования и оформления полисов  достаточно одного небольшого офиса  и пары сотрудников, то для производства изделий из дерева необходимы крупные  цеха и более широкий штат. Таким  образом, мы можем отметить развитие малого бизнеса в различных сферах и различных объёмах.

Чем обусловлена такая  эволюция? Многие специалисты определяют следующие причины. Малый бизнес достаточно гибок и может легко  изменяться в зависимости от возникающих  условий и непреодолимых обстоятельств. Малое предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице.

Ещё одно преимущество малого бизнеса - это тесная взаимосвязанность  сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.

            Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.

Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев  позволяют значительно экономить  и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом  малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.

Информация о работе Малый бизнес в Республике Казахстан