Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть специфику малого предпринимательства, его роль в экономике, выявить проблемы и противоречия в развитии.
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и роль малого бизнеса, его функции, классификацию;
2. изучить характерные особенности малых предприятий в России;
3. сделать анализ становления малого предпринимательства в республике Дагестан;
Введение04
Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике 06
1.1. Необходимость малого бизнеса06
1.2. Критерии, категории и функции малого бизнеса08
Глава 2. Малый бизнес в экономике России11
2.1. Современное состояние и роль малого бизнеса в экономике России11
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России13
Глава 3. Развитие малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.2. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в республике Дагестан и регионах ЮФО 22
Заключение31
Список использованной литературы 33
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого им должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение “убивает” в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые и средние предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в “коридорах власти”, так и не получив “добро” на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого и среднего предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых и средних предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых и средних предприятий.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых и средних предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ.
Определяющее влияние на развитие сектора малого бизнеса оказывают региональные власти. В зависимости от их деятельности, в регионах создаются более или менее приемлемые условия для его развития. Существуют примеры, где власти некоторых субъектов РФ уделяют значительное внимание развитию этого сектора экономики, что привело к заметным успехам в его развитии и позволило региональным властям решить многие социально- экономические проблемы (Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург).
Эффективное развитие малого бизнеса в Республике Дагестан представляет дополнительные возможности выведения экономики республики из депрессивного состояния на качественно более высокий уровень развития, позволяет решить такие актуальные для Дагестана проблемы, как создание рабочих мест, модернизация экономики, увеличение налогооблагаемой базы, насыщение рынка товарами местных производителей. В то же время, по основным показателям развития и поддержки малого бизнеса, Дагестан занимает очень низкие места среди остальных регионов России. На протяжении многих лет наша республика является дотационной, получая до 90% бюджетных расходов из федерального центра. Развитие малого бизнеса в Дагестане является одним из основных факторов, который позволил бы уменьшить зависимость республики от трансфертов из федерального центра, снизить социальную напряжённость, решить проблему безработицы, вывести экономику республики из кризисного состояния, пополнить республиканский бюджет дополнительными налоговыми доходами, увеличить ВРП республики.
Однако в секторе малого бизнеса республики существует большое количество проблем, препятствующих его эффективному развитию. Исследования и наблюдения, проведённые автором статьи, показывают, что основными проблемами малого бизнеса республики являются ограниченность финансовых средств, высокая налоговая нагрузка, проверки контрольно-надзорных органов, коррупция в органах власти и контрольно-надзорных органах. Помимо этих назывались также такие проблемы, как трудности с получением кредита, нестабильность законодательства, проблемы, возникающие при регистрации предприятий, проблемы при получении или продлении лицензий, ограниченность доступа малых предприятий к материальным ресурсам и инфраструктуре поддержки, низкая квалификация персонала, отсутствие доступа к информации государственных и муниципальных органов, криминальная обстановка. Оказывать дополнительную финансовую поддержку малому бизнесу республиканские власти могут только в ограниченных пределах, тем более, в ситуации экономического кризиса и дотационности республиканского бюджета. В подобных условиях для решения социальных проблем у республиканских и местных властей возникает соблазн переложить часть бремени социальной ответственности на малый бизнес. Однако такая практика приводит к уменьшению количества малых предприятий, уходу их в «тень», сокрытию доходов. Особое недовольство предпринимателей республики вызывает деятельность контрольно-надзорных органов. В России принят закон о защите предпринимателей при проведении контроля (надзора) [8]8, однако не все предприниматели знают о нём или знакомы с его содержанием. В случае ущемления законных прав предприниматели редко обращаются в суд, а предпочитают иные способы защиты своих интересов. В большинстве случаев они обращаются к так называемым «авторитетным» людям из властных структур, в структуры государственной поддержки малого бизнеса, в органы исполнительной власти.
Таблица 1
Основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Республике Дагестан
№ п/п |
Факторы |
% |
1 |
Ограниченность финансовых средств |
21,8% |
2 |
Высокая налоговая нагрузка |
18,3% |
3 |
Проверки контрольно - надзорных органов |
17,5% |
4 |
Коррупция в органах власти и контрольно - надзорных органах |
14,3% |
5 |
Административные барьеры |
11,2% |
6 |
Высокие ставки арендной платы |
9,1% |
7 |
Другие |
7,8% |
Наибольшее возмущение представителей малого бизнеса республики вызывает высочайший уровень коррупции в органах государственной власти. По словам предпринимателей, в нашей республике практически невозможно решить ни один вопрос без определённого подношения какому-либо чиновнику. Более того, предприниматели считают, что искоренить это зло практически невозможно. Такая обречённость вызывает беспокойство. Представителям малого бизнеса в процессе ведения своей деятельности приходится преодолевать многочисленные административные барьеры, искусственно создаваемые на их пути властными и регулирующими структурами. Многие предприниматели считают, что законодательные требования зачастую необоснованны, создают большие проблемы, отнимают много времени и требуют больших затрат. В подобных случаях предприниматели в большинстве предпочитают решать возникающие проблемы при помощи взяток и «откатов». Предприниматели высказывали мнение, что одним из путей улучшения данной ситуации является ослабление государственного контроля и надзора за предпринимательством с одновременным ужесточением ответственности за допускаемые нарушения по отношению к предпринимателям.
Нарекания представителей малого бизнеса вызывает и действующая в республике система лицензирования предпринимательской деятельности. Несмотря на принятые федеральные законы, в этой сфере встречается достаточно большое количество проблем. Вне зависимости от вида деятельности предприниматели называют основными недостатками системы отсутствие доступа к нормативным документам, дублирование контроля (надзора) предприятия со стороны контрольно-надзорных органов, требования и условия, не соответствующие деятельности предприятия, неоправданно завышенные требования по квалификации персонала, с материально-технической базе. Отличительной чертой дагестанских предпринимателей является факт того, что подготовкой документов для получения лицензий занимаются сами сотрудники предприятия и только 12-15% предпринимателей обращаются к специализированной фирме.
Одной из причин, препятствующих эффективному развитию малого бизнеса, предприниматели республики считают низкую квалификацию персонала, в том числе и владельцев предприятий. Большинство выпускников ВУЗов, особенно негосударственных, отличается очень низкой квалификацией и уровнем знаний, необходимых для успешной деятельности в современном предпринимательстве. У большинства обучающихся практически нет стимулов для упорной учёбы, так как, к сожалению, уровень квалификации и необходимые знания не являются определяющими факторами при трудоустройстве на дагестанских предприятиях и учреждениях, особенно государственных. Такая ситуация приводит к тому, что, несмотря на целую армию дипломированных «юристов» и «экономистов», предприниматели испытывают недостаток в специалистах отдельных профессий, а государственные учреждения и организации, в том числе имеющие отношение к малому бизнесу (налоговые органы, таможенная служба и пр.), пополняются низкоквалифицированными кадрами.
Несмотря на бум строительства в нашей республике, дагестанские предприниматели обращали внимание на проблему высоких ставок арендных платежей. Такая практика приводит к росту цен на дагестанских рынках, что подтверждается высоким уровнем цен на них по сравнению с соседними регионами. Исследователи в сфере малого бизнеса не сомневаются в том, что значительную часть арендных платежей составляет коррупционная составляющая, то есть доходы, получаемые чиновниками через подставные лица и фирмы. Во многих регионах России приняты специальные законы, регулирующие эту область взаимоотношений между малым бизнесом и властями. Для предприятий, ведущих свою деятельность в приоритетных областях, устанавливаются льготные ставки арендных платежей, создаются специальные технопарки, технозоны, бизнес-инкубаторы с низкими ставками арендных платежей.
Таким образом, учитывая сложное социально-экономическое положение Дагестана, Правительству республики, Народному Собранию и Президенту необходимо предпринять ряд неотложных мер для кардинального улучшения ситуации в секторе малого бизнеса, начиная с принятия специального блока законодательных актов, непосредственно имеющих отношение к данному сектору предпринимательства и создающих наиболее возможные благоприятные условия для его эффективного развития. Необходимо также определить наиболее приоритетные виды деятельности малых предприятий в республике, которые могут в первую очередь рассчитывать на государственную поддержку.
Недостаточное внимание, уделяемое республиканскими и муниципальными властями вопросам поддержки и развития малого бизнеса, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования малых предприятий. Малый бизнес республики не решает тех социально- экономических задач, на которые этот сектор способен. Как показывают исследования и наблюдения, а также статистические данные о состоянии и динамике развития малого бизнеса, в нашей республике созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной политики по его развитию: высокий уровень предпринимательских способностей наших соотечественников, наличие необходимой инфраструктуры и системы поддержки малого бизнеса (Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, Союз предпринимателей Дагестана, Торгово-Промышленная Палата РД, Ассоциация крестьянско-фермерских и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана - АФКОД, Межрегиональный Маркетинговый Центр «Дагестан - Москва», бизнес-инкубаторы, Махачкалинское агентство поддержки предпринимателей и др.), законодательное закрепление статуса малого бизнеса. Основной задачей республиканских властей на данный момент должно стать резкое повышение эффективности действующих структур поддержки малого бизнеса и принятие целого комплекса других мер, направленных на его эффективное развитие, таких, как: