Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть специфику малого предпринимательства, его роль в экономике, выявить проблемы и противоречия в развитии.
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и роль малого бизнеса, его функции, классификацию;
2. изучить характерные особенности малых предприятий в России;
3. сделать анализ становления малого предпринимательства в республике Дагестан;
Введение04
Глава 1. Малый бизнес – его сущность и роль в экономике 06
1.1. Необходимость малого бизнеса06
1.2. Критерии, категории и функции малого бизнеса08
Глава 2. Малый бизнес в экономике России11
2.1. Современное состояние и роль малого бизнеса в экономике России11
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России13
Глава 3. Развитие малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан 18
3.2. Сравнительный анализ развития малого предпринимательства в республике Дагестан и регионах ЮФО 22
Заключение31
Список использованной литературы 33
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии общества. По численности работающих, объёму производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг сектор малого предпринимательства занимает ведущие позиции в большинстве стран мира. Его эффективное развитие означает рост жизненного уровня населения, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости. Кроме того, малое предпринимательство является серьёзным фактором социально-экономической стабильности в обществе. Его успешное развитие способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, позволяет обеспечить решение экономических и социальных проблем общества. Особенно важное значение для страны успешное развитие малого предпринимательства принимает в настоящее время, когда экономика России развивается в условиях тяжёлого экономического кризиса. Правительство Российской Федерации приняло ряд законодательных актов, направленных на стимулирование развития малого предпринимательства в стране, однако его развитие отстаёт от возможностей и потребностей российской экономики. В нынешних кризисных условиях необходимо принятие дополнительных мер по поддержке малого предпринимательства, особенно в финансовой сфере, так как, по данным журнала «Эксперт», коммерческие банки России значительно сократили кредитование этого сектора экономики по сравнению с предыдущими годами. [9, с. 58-59]9
Важнейшую роль играет сектор малого предпринимательства в развитии региональной экономики. Однако уровень развития этого сектора экономики в Республике Дагестан, согласно последним исследованиям, проведённых Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), является одним из наиболее низких среди остальных регионов ЮФО и других регионов Российской Федерации. [10]10
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный Закон от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этому Закону, принципиально изменились критерии выделения субъектов малого и среднего предпринимательства в стране. Так, с 1 января 2008 г. критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального Закона, средняя численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (для микропредприятий - до 15 человек) [11, с. 30]11. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг), для каждой категории субъектов малого предпринимательства» определены следующие предельные значения:
Согласно новым правилам ведения статистических наблюдений, данные в сфере малого предпринимательства формируются без учёта микропредприятий. Кроме того, данные не учитывают индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и средние предприятия.
По данным ТО ФС государственной статистики по Республике Дагестан, по состоянию на 1 июля 2008 года количество малых предприятий (кроме микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств) в республике составило 1160 единиц, на которых занято 31069 человек (работники списочного состава без внешних совместителей).
Отраслевая структура малых предприятий свидетельствует о том, что их основное количество сосредоточено в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 28,8%, оптовой и розничной торговле - 16,7%, обрабатывающих производствах - 20,0%, строительстве - 13,5%. Оборот малых предприятий за январь-июнь 2008 года составил по всем видам экономической деятельности 8572,0 млн. руб. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года оборот малых предприятий увеличился на 16,9%. Инвестиции в основной капитал составили 587,5 млн. руб.
Структура оборота малых предприятий по видам экономической деятельности в январе-июне 2008года:
Наибольший удельный вес в структуре занятости занимают сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 22,8%, обрабатывающие производства - 22,7%, строительство - 16,8%, оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий, автотранспортных средств - 12,8%.
Оборот розничной торговли в январе-августе 2008 года составил 123409,2 млн. руб., что в товарной массе на 21,8% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-августе 2008 года составил 45,5%, непродовольственных товаров - 54,5% (за аналогичный период прошлого года, соответственно, 49,8% и 50,2%).
Оборот предприятий общественного питания в январе-августе 2008 года составил 11276,1 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 10,3% больше соответствующего периода предыдущего года.
В январе-августе 2008 года населению было оказано платных услуг на 24838,5 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 17,0% больше соответствующего периода предыдущего года. Из общего объема платных услуг крупными и средними организациями оказано услуг на 8021,3 млн. руб., что составляет 32,3% за соответствующий период предыдущего года.
В январе-августе 2008г. в структуре объема платных услуг населению 87,3% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные, туристические и бытовые. [12]12
Начиная с 2006 года, республика принимает участие и выигрывает в ежегодно проводимых Минэкономразвития РФ конкурсах на получение субсидий из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры, поддержку малого предпринимательства и на поддержку программ его развития, в результате чего начата реализация проекта по созданию республиканских бизнес-инкубаторов. Их создание позволит решить одну из главных задач малого предпринимательства - организацию эффективной структуры его поддержки на высоком профессиональном и материально-техническом уровне. В 2008 году введен в действие первый Дагестанский инновационный бизнес-инкубатор «Турали», на базе которого планируется создание технопарка.
В 2006 году из федерального бюджета получено 10,76 млн. рублей на создание бизнес-инкубатора, обучающего центра и создание в городах и районах республики информационно-аналитических центров по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства, в 2007 году - 20,075 млн. рублей - на создание бизнес-инкубатора, обучение предпринимателей, создание информационно-аналитических центров и телепрограммы для предпринимателей.
Несмотря на определённые успехи, достигнутые за последние годы в развитии сектора малого предпринимательства в Республике Дагестан, ситуация в этой сфере далека от идеальной. Так, исследования НИСИПП выявляют его значительное отставание в Республике Дагестан по сравнению с другими регионами ЮФО.
Для оценки текущей ситуации и проведения сравнительного анализа уровня развития малого предпринимательства в Республике Дагестан и регионах ЮФО учитывались:
Таблица 2
Количество малых предприятий на 100 тыс. населения на 1 октября 2008 г. по регионам ЮФО
на 1 января 2008г. ед. |
количество малых предприятий на 100 тыс. чел. в % от среднего по РФ | ||
1 |
Российская Федерация |
198,4 |
100 |
2 |
Астраханская область |
129,9 |
65,5 |
3 |
Волгоградская область |
559,6 |
281,1 |
4 |
Кабардино-Балкарская республика |
78,5 |
39,6 |
5 |
Карачаево-Черкесская республика |
70,2 |
35,4 |
6 |
Краснодарский край |
138,6 |
69,6 |
7 |
Республика Адыгея |
90,7 |
45,7 |
8 |
Республика Дагестан |
44,6 |
22,5 |
9 |
Республика Ингушетия |
- |
0,0 |
10 |
Республика Калмыкия |
70,0 |
35,3 |
11 |
Республика Северная Осетия - Алания |
242,0 |
122,0 |
12 |
Ростовская область |
169,2 |
85,3 |
13 |
Ставропольский край |
188,5 |
95,0 |
Данные таблицы №1 показывают значительное отставание сектора малого предпринимательства Республики Дагестан от других регионов ЮФО по количеству малых предприятий на 100 тыс. населения. Так, процентные показатели Дагестана по сравнению со средними по России составили всего 22,5%, что является наименьшим показателем в округе, в то время как в Кабардино-Балкарии - 39,6%, Северной Осетии - 122,0%, а в Волгоградской области - 281,5%. Одной из основных причин подобной ситуации является то, что подавляющее большинство предпринимателей Дагестана ведёт предпринимательскую деятельность в форме ПБОЮЛ, и эти данные не учитывались при проведении исследования. Ещё одной причиной является то, что большая часть малых предприятий Республики Дагестан ведёт деятельность в «тени», и данные различных исследований это подтверждают.
По такому важному критерию оценки, как численность занятых на малых предприятиях, Республика Дагестан также не подает высоких показателей. Так, численность занятых на малых предприятиях республики составляет всего 7,6%, в то время как в среднем по России - 12,7%, в Северной Осетии - 12,5%, а в Волгоградской области - 29,7%, т.е. почти треть занятого населения. В данном случае основной причиной является высокий уровень неформальных отношений между владельцами малых предприятий и наёмными работниками. В большинстве случаев при трудоустройстве на работу на малые предприятия трудовые договоры не заключаются, а заработная плата выдается в конвертах. Такие отношения позволяют избегать налоговых платежей владельцам и работникам малых предприятий. Однако региональный бюджет лишается значительных финансовых поступлений, а работники малых предприятий в случае возникновения конфликтных ситуаций оказываются беззащитными перед владельцами предприятий.
Таблица 3
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в регионах ЮФО на 1 октября 2008 г
среднесписочная численность работников в январе-сентябре 2008 г., тыс. чел. |
доля занятых на МП в общей среднесписочной численности в январе-сентябре 2008 г., % | ||
1 |
Российская Федерация |
6 262,6 |
12,7 |
2 |
Астраханская область |
51,7 |
11,0 |
3 |
Волгоградская область |
242,2 |
29,7 |
4 |
Кабардино-Балкарская республика |
8,2 |
5,2 |
5 |
Карачаево-Черкесская республика |
8,7 |
2,3 |
6 |
Краснодарский край |
192,5 |
12,8 |
7 |
Республика Адыгея |
13,2 |
13,9 |
8 |
Республика Дагестан |
30,9 |
7,6 |
9 |
Республика Ингушетия |
1,4 |
3,8 |
10 |
Республика Калмыкия |
4,3 |
6,1 |
11 |
Республика Северная Осетия - Алания |
17,8 |
12,5 |
12 |
Ростовская область |
200,9 |
16,5 |
13 |
Ставропольский край |
109,2 |
14,3 |