Малый бизнес и его роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..................3

§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике……………………………………6

1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………...6

1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8

1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………...................13

§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19

2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19

2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19

2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19

2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20

2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22

2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31

2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41

2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43

§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44

3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44

3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………....49

Заключение……………………………………………………………………………………..53

Список использованной литературы………………………………………….........................57

Приложение……………………………………………………………………………………..59

Вложенные файлы: 1 файл

2009. Саратов.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

  Если все эти проблемы выстроить по степени значимости, то первой будет проблема минимизации рисков. Малый бизнес – это очень рисковый бизнес. С высокими рисками сталкивается и предприниматель, который только собирается начать деятельность и тот, кто уже работает, но собирается расширяться. 21

 В развитой рыночной  экономике есть цивилизованные экономико-правовые институты позволяющие снизить риск предпринимательской деятельности. К ним относятся развитая система поддержки малого бизнеса как со стороны государства, так и со стороны крупных и средних предпринимательских структур, институт страхования ответственности, различные правовые договоры и механизмы судебной защиты, позволяющие разграничить ответственность и защитить права собственности предпринимателей перед контрагентами хозяйственного оборота и внутри фирмы и т.д. Все эти институты позволяют предпринимателям менее болезненно и более успешно пройти этап становления и расширения бизнеса.

  В условиях российской экономики эти институты только складываются и они малоэффективны (слишком дороги и для бизнеса и для государства). Так, например, страховка риска предпринимательской деятельности достаточно дорога для малого бизнеса, при этом у предпринимателя нет ни какой гарантии, что в случае наступления страхового случая он вообще получит компенсацию, а если и получит, то достаточную для того, чтобы сохранить свой бизнес. Система государственной поддержки ориентирована на уже сложившихся предпринимателей и чаще всего ограничивается лишь разовыми очень небольшими финансовыми  вливаниями.

  В этой ситуации предприниматели неизбежно идут на или противоправные действия, или стремятся обойти действующее законодательство.

 Одним из самых высоких рисков, с которым сталкиваются предприниматели в момент создания и расширения малого бизнеса является риск невозврата инвестиций.22 На этапе становления у предпринимателя либо может вообще не хватать средств для открытия дела, либо риски так высоки, что предприниматель вынужден привлекать компаньонов, чтобы минимизировать потери в случае закрытия дела. Механизмы кредитования отечественных банков ориентированы в основном на действующие предприятия. Часто целью банка является не столько само кредитное обязательство, сколько получение имущества, выступающего в качестве обеспечения кредита.  

 Одна из «серых схем» решения данной проблемы строится на привлечении компаньонов без желания реального сотрудничества. Инициатор создания бизнеса, предприниматель А создает бизнес. Компаньоны-соинвесторы В и С дают деньги и соглашаются первое время работать или бесплатно или за более низкое чем принято вознаграждение. Они рассчитывают на то, что после того, как бизнес выйдет на приемлемый уровень рентабельности смогут получать более высокий предпринимательский доход и проценты от вложенных инвестиций.  Компаньоны В и С очень выгодны предпринимателю А. Они дают ему практически беспроцентный кредит. У них более высокая мотивация по сравнению с наёмными работниками, наконец, они могут задействовать все свои неформальные ресурсы. Как только бизнес встает на ноги, главный компаньон А имитирует возникновение «серьезных проблем» и вынуждает своих младших соинвесторов В и С выйти из бизнеса. Он как «честный предприниматель» возвращает им вложенные средства и даже выплачивает им небольшую компенсацию. Как только компаньоны уходят из бизнеса, финансовая ситуация стабилизируется. Главный компаньон, рискуя лишь на 1/3 получает и недоплачивая своим соинвестрам за риск, использование их капитала, опыта и труда, получает действующий бизнес.

 Другим  уголовно ненаказуемым способом получения стартового капитала может стать и полностью «черная схема» первоначального накопления капитала. Как правило, такие схемы строятся на мелком мошенничестве. В качестве примера может служить договоры риелторских фирм на аренду помещения. С человеком, обратившимся на фирму заключают договор, берут предоплату в размере 500-800 руб., в котором указывается адрес квартиры уже давно арендованной другим человеком. Когда обманутый арендатор возвращается в фирму, ему объясняют, что заключенный договор был не об аренде квартиры, а на получение информации. Такая схема являлась способом формирования стартового капитала у большинства современных вполне законопослушных риелторских фирм.23

 Следующая группа проблем, ведущая к созданию разнообразных серых схем связана со спецификой  взаимодействия государства и бизнеса. К ним относятся высокие административные барьеры, порождающие высокие издержки организации, ведения и защиты бизнеса. Сложные формы и дорогие процедуры регистрации (5000-10000), лицензирования, отчётности. Серьезной проблемой для начинающего бизнесмена являются неофициальные планы налоговых инспекторов по взиманию налоговых платежей, сборов, штрафов. В этих условиях предпринимателям проще не исполнять закон или исполнять его частично.

 Неэффективность механизма инфорсмента также толкает предпринимателей на нарушение закона. Например, за небольшие административные нарушения (расклейка объявлений в неположенных местах, размещение рекламных щитов без согласования с управлением архитектуры и т.д.) предпринимателя приглашают на административную комиссию. Она принимает решение по конкретному случаю и назначает в случае необходимости наказание в виде штрафа. Если предприниматель туда идет, на него  всегда накладывается максимальное наказание в максимальном размере. Если предприниматель не идет на комиссию у него есть реальный шанс избежать наказание. Дело рассмотрят заочно без него. После этого, сначала его нужно известить под подпись о вынесенном решении, что сделать очень сложно. Бизнесмен может уклоняться от уведомления. После того как предпринимателя известят он  имеет время (около месяца), чтобы заплатить штраф добровольно. И лишь только после этого, судебные приставы начинают процедуру принудительно взыскания, которые сталкиваются с проблемами найти предпринимателя, попасть к нему домой, установить имущество, которое принадлежит лично предпринимателю. На все выше изложенные процедуры административной комиссии согласно КоАП РФ  (ст. Статья 31.9) отводится год. Если она не укладывается в эти сроки - истекает срок давности.

Сами же руководители малых предприятий  выделяют следующие причины неудач в сфере малого предпринимательства: 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;17% - отсутствие управленческого опыта;16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;15% - отсутствие опыта работы в отрасли;1% - небрежность в ведении дел; 1% - мошенничество или бедствие;6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.24

 Управление занятостью населения регулярно проводит тестирование безработных, желающих открыть своё дело. Из 20 в лучшем случае двое оказываются способными к предпринимательской деятельности, но и им ещё надо учиться и учиться этому непростому ремеслу. Согласно мировой статистике, всего 6 –7% населения имеет врождённую способность к занятию бизнесом, остальные могут отлично работать лишь под чьим-либо руководством. Можно создать идеальные условия для развития предпринимательства, все равно 35% малых фирм разорятся в первые два – три года своего существования. 

 Можно выделить некоторые важнейшие качества, которые, как правило, характеризуют предпринимателей, добивающихся успехов. К их числу относятся: мобильность, динамичность, целеустремленность, инициатива, поиск, вера в свою мечту, преданность своей идее, разнообразие мотивов деятельности (как правило, они не ограничиваются желанием обогатиться), талант новатора в одной из сфер, связанных с предпринимательством, самостоятельность и ответственность.

 Все выше перечисленное объясняет почему, начиная свою деятельность с «белых» схем работы предприниматель со временем вынужден переходить на «черные» и «серые» схемы. Единственный выход из этой проблемы -  активная легализация малого бизнеса, которая должна состоять не только в изменении законов, сколько в создании эффективной и сложной инфраструктурной поддержки малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Государственная поддержка малого предпринимательства

 

 Становление и развитие малого бизнеса для России – жизненно важная задача.

 Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

 Опыт развитых стран свидетельствует, что в каждой из них разработана государственная политика развития и поддержки малого бизнеса. Для реализации этой политики созданы специальные государственные общественные организации. В США например действует Администрация по делам малого бизнеса, оказывающая всестороннюю поддержку предприятиям малого бизнеса.

Определенная система поддержки  малого бизнеса складывается в РФ. Большим толчком к созданию и  развитию малых предприятий послужил Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и постановление Совмина РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон25 и постановление 26правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

 Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

 редпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив. К указанному предприятию до его преобразования применяются нормы ГК РФ об унитарном предприятии, основанном на праве оперативного управления с учетом того, что собственником имущества является учредитель. Собственник имущества предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества. До 1995 года пределы ответственности собственника индивидуального предприятия по обязательствам предприятия определялись уставом. По Гражданскому кодексу РФ собственник (гражданин) индивидуального (семейного) частного предприятия несет дополнительную ответственность своим имуществом. При этом законом определен перечень имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

 Таким образом, правовая основа для развития малого бизнеса имеется. Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

 В феврале 2000 г. Правительство приняло постановление о Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства.27 Государственная Дума одобрила эту программу, целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. В результате реализации программы государственной поддержки были охвачены около 250 тысяч малых предприятий, количество работающих мест увеличилось до 8, 5 млн единиц. По завершению мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в объем ВВП увеличился до 12 %. В качестве приоритетного направления развития малого предпринимательства была предусмотрена, прежде всего, его поддержка в агропромышленном комплексе и в сфере производства импортозамещающей продукции.

 По сообщениям Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, из федерального бюджета в 2003-2005 годах выделялось порядка 1 млрд. рублей на развитие малого бизнеса. Помимо этого предлагалось привлечь из региональных бюджетов 1,5 млрд. рублей и 1 млрд. рублей из внебюджетных источников.

Правительство России также рассмотрело поправки в Налоговый кодекс, предполагающие введение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса.

 Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

 К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.28

 В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.

 Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в российской экономике