Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..................3
§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике……………………………………6
1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………...6
1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8
1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………...................13
§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19
2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19
2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19
2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19
2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31
2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41
2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43
§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44
3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44
3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………....49
Заключение……………………………………………………………………………………..53
Список использованной литературы………………………………………….........................57
Приложение……………………………………………………………………………………..59
- Дальнейшее развитие
Новацией образовательного направления
программы будет использование
учебных сертификатов, дающих право
предпринимателям на получение образовательных
услуг в любом учебном
- Информационное сопровождение
программы. Данное направление
позволит обеспечить
- Формирование положительного имиджа предпринимателя Саратовской области. Предполагает поддержку в организации проведения и компенсации затрат малых предприятий по участию в форумах, ярмарках, российских и международных конференциях и семинарах.
Как подчеркнул в ходе заседания первый заместитель министра экономического развития и торговли области Александр Ульянов, реализация данной областной целевой программы позволит добиться привлечения в нее более 2,7 млрд. рублей внебюджетных ресурсов (то есть, 1 бюджетный рубль привлекает 12,7 внебюджетных рублей). Кроме того, реализация программы позволит достичь увеличения вклада малого предпринимательства в ВРП области до 20%, создать более 6 тыс. рабочих мест, увеличить доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями области, до 80%, а также увеличить объем инвестиций в основной капитал малых предприятия области до 3 млрд. рублей.44
Бизнес-инкубатор - объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, (малое предприятие должно работать не более 1 года) путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений и оказания полного спектра офисных услуг.
В Саратовской области бизнес-инкубатор действует с 2007 года. В настоящее время 11 субъектов малого предпринимательства, отобранных на конкурсной основе, разместились в стенах бизнес-инкубатора. Ведется реконструкция второго корпуса областного бизнес-инкубатора, который сможет принять порядка 40 вновь созданных или существующих менее года субъектов малого предпринимательства, обеспечив более 100 новых рабочих мест.45
Одним из элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства является ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области». Основная задача данного фонда – предоставление гарантий по возврату части (до 50%) привлеченных субъектами малого предпринимательства банковских кредитов для реализации проектов в реальном секторе экономики (инвестиции в основной капитал действующего или нового производства).
Потенциал малых предприятий региона еще не раскрыт . В Саратовской области в 2007 году действовали 13 800 предприятий малого бизнеса. Их вклад в ВРП губернии составил 13%, в то время как в России есть регионы, где он достигает 60%. В ПФО по уровню поддержки малого бизнеса первое место занимает Татарстан, за ним - Башкортостан и Самара. У Саратовской области - шестая позиция.
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2002 году (таблицы 2 и 3) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.
Таблица 2 - Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.
Федеральные округа |
Объем производства в 2002 г. |
Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. | ||
млн. руб. |
На душу населения, руб. |
В % к 2001 г. | ||
РФ |
794 286,8 |
5 517,6 |
119,3 |
109,1 |
Центральный |
248 575,5 |
6 813,7 |
117,8 |
113,6 |
Северо-Западный |
117 114,3 |
8 213,3 |
133,2 |
97,6 |
Южный |
78 780,3 |
3 669,1 |
127,9 |
103,6 |
Приволжский |
159 192,2 |
5 031,1 |
148,8 |
98,3 |
Уральский |
71 788,0 |
5 733,8 |
82,1 |
204,5 |
Сибирский |
71 796,5 |
3 495,1 |
103,1 |
110,1 |
Дальневосточный |
47 040,1 |
6 683,6 |
113,2 |
93,8 |
В январе-сентябре 2002 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2001 г.
Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2002 г.
Федеральные округа |
Объем инвестиций в 2002 г. |
Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. | ||
млн. руб. |
На душу населения, руб. |
в % к 2001 г.2 | ||
РФ |
32772,2 |
227,7 |
148,3 |
85,6 |
Центральный |
10680,6 |
292,8 |
175,9 |
75,8 |
Северо-Западный |
2804,5 |
196,7 |
67,9 |
122,0 |
Южный |
3194,1 |
148,8 |
116,8 |
119,7 |
Приволжский |
9322,9 |
294,6 |
236,2 |
68,4 |
Уральский |
2373,6 |
189,6 |
199,1 |
47,9 |
Сибирский |
3265,7 |
159,0 |
101,0 |
110,7 |
Дальневосточный |
1130,9 |
160,7 |
144,4 |
64,9 |
В январе-сентябре 2002 г. по сравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза..
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов. 46
Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.
Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.
К основным проблемам также можно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.
Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства? Прежде всего следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.47
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
“И федеральные, и областные органы власти сегодня заинтересованы в том, чтобы предприятия успешно работали, чтобы люди получали заработную плату, а в случае потери работы могли рассчитывать на меры государственной поддержки. Приоритеты социально-экономического развития остаются неизменными. Это инновационное развитие, модернизация и максимальная поддержка социальной сферы, развитие предпринимательства. Финансовый кризис может повлиять только на сроки реализации проектов и программ. В этом случае, возможно, придется установить очередность решения приоритетных задач. Результаты первого квартала покажут, понадобятся ли такие коррективы.”48
Заключение.
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью появляющейся группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
- объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
- сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране, что очень важно в период наблюдаемого общественностью экономического кризиса.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в российской экономике