Межбюджетные отношения и их роль в перераспределении финансовых ресурсов в Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:48, дипломная работа

Краткое описание

В работе хотелось бы подробно рассмотреть все основные особенности межбюджетных отношений, проанализировать их роль в перераспределении финансов. Максимально осветить важнейшие из них и уяснить сущность каждой проблемы является целью исследования.
Для достижения этой цели необходимо будет выполнить ряд задач:
• выявить важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются при исследовании данного явления – межбюджетных отношений и трансфертов;
• проанализировать данные проблемы с точки зрения институтов современной экономики и современных бюджетных отношений;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений 6
1.1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы 6
1.2. Межбюджетные отношения: понятие, сущность и
Особенности 19
Глава 2. Анализ бюджета и межбюджетных отношений в Волгоградской области 24
2.1. Общая характеристика экономического положения Волгоградской области 24
2.2. Региональные финансы Волгоградской области 32
2.3. Необходимость реформирования региональных финансов Волгоградской области 36
Глава 3. Пути преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений 50
3.1. Совершенствование системы межбюджетных отношений 50
3.2. Пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ 56
3.3. Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов 66
Заключение 75
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 7.95 Мб (Скачать файл)

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Налоги на имущество                                  │ 4165,2│ 10,7%│ 4747,6│ 11,5%│ 5630,6│ 12,3%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Налоги, сборы и  регулярные  платежи  за  пользование│  362,3│  0,9%│  350,5│  0,9%│  316,9│  0,7%│

│природными ресурсами                                 │       │      │       │      │       │      │

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Доходы от использования  имущества, находящегося в го-│  290,5│  0,7%│  289,0│  0,7%│  288,5│  0,6%│

│сударственной и  муниципальной собственности          │       │      │       │      │       │      │

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Прочие доходы                                        │  227,3│  0,6%│  132,9│  0,3%│  143,9│  0,3%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Безвозмездные поступления  из федерального бюджета    │ 7643,4│ 19,6%│ 5883,1│ 14,3%│ 5335,5│ 11,7%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│II. Расходы, всего:                                  │40774,1│100,0%│42317,1│100,0%│46260,7│100,0%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Общегосударственные  вопросы                          │ 2742,5│  6,7%│ 2818,5│  6,7%│ 2935,4│ 6,3%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Национальная оборона                                 │   20,6│  0,1%│   22,1│  0,1%│   23,6│  0,1%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Национальная безопасность и  правоохранительная  дея-│ 2815,4│  6,9%│ 2611,2│  6,2%│ 2751,7│  5,9%│

│тельность                                            │       │      │       │      │       │      │

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Национальная экономика                               │ 5673,1│ 13,9%│ 5195,1│ 12,3%│ 5403,1│ 11,7%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Жилищно-коммунальное хозяйство                       │  223,4│  0,5%│  323,4│  0,8%│  292,2│  0,6%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Охрана окружающей среды                              │  272,3│  0,7%│  260,2│  0,6%│  269,1│  0,6%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Образование                                          │ 2973,5│ 7,3%│ 3271,3│ 7,7%│ 3528,1│ 7,6%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Культура, кинематография и средства массовой информа-│  592,8│  1,5%│  643,1│  1,5%│  696,3│  1,5%│

│ции                                                  │       │      │       │      │       │      │

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Здравоохранение и  спорт                              │ 3591,8│  8,8%│ 3477,0│  8,2%│ 3672,8│  7,9%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Социальная политика                                  │ 7734,1│ 19,0%│ 8343,1│ 19,7%│ 8982,8│ 19,4%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Межбюджетные трансферты                              │14134,6│ 34,7%│14294,2│ 33,8%│15392,6│ 33,3%│

├─────────────────────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│Условно-утвержденные расходы                         │       │  0,0%│ 1057,9│  2,5%│ 2313,0│  5,0%│

└─────────────────────────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴──────┘

 

Таким образом, принятие трехлетнего бюджета обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и возможность реализации новых приоритетов бюджетной политики, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов.

2.3. Необходимость  реформирования региональных финансов Волгоградской области

 

В Волгоградской области  за последние годы осуществлены определенные меры по совершенствованию системы  управления общественными финансами.

С 1 января 2006 года на территории области введен в действие в полном объеме, минуя переходный период, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сформирована необходимая правовая база для построения межбюджетных отношений с бюджетами муниципальных образований с учетом образования нового уровня бюджетной системы - поселенческого. В настоящий момент бюджетный процесс осуществляется в двухуровневой системе местного самоуправления, образовано 452 поселения15.

В соответствии с едиными  государственными стандартами и процедурами сформирована казначейская система исполнения всех уровней бюджетов Волгоградской области.

Проведена определенная работа по внедрению элементов среднесрочного финансового планирования и апробация  механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов. Сформирован реестр расходных обязательств Волгоградской области, в котором четко определен объем и состав обязательств. Внедрена практика планирования деятельности органов государственной власти на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Принят Закон Волгоградской области от 11 августа 2006 года N  1275-ОД «Об областных целевых программах», устанавливающий общие принципы разработки, принятия и реализации областных целевых программ, регламентирующий деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления по разработке, утверждению, принятию к финансированию и реализации программ, а также по контролю за их реализацией.

Наряду с бюджетной  на территории области проводится административная реформа. Программа проведения административной реформы в Волгоградской области  в 2006-2008 годах утверждена постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 мая 2006 года N  554.

Сформирована и решением коллегии администрации Волгоградской  области от 30 января 2007 года N  1/1 одобрена Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года.

Однако, существуют объективные  факторы, определяющие необходимость внесения изменений в систему управления общественными финансами Волгоградской области, а именно:

- существенное изменение  условий и задач функционирования  органов государственной власти  Волгоградской области, в рамках  проведения административной и бюджетной реформы, требует совершенствования организационных, управленческих и правовых механизмов;

- в условиях ограниченности  доходной части областного бюджета  требуется поддержание в регионе  благоприятного и стабильного  налогового климата, создание равных условий конкуренции экономических субъектов;

- в настоящее время  планирование расходов бюджета  на оказание бюджетных услуг  потребителям осуществляется преимущественно  традиционным способом, основанном  на планировании расходов последующего  периода посредством индексации расходов текущего года. В результате сформировалась четко выраженная затратная модель оказания бюджетных услуг, когда критериям оценки становится объем выделенных средств. Подобному развитию событий необходимо препятствовать посредством внедрения и организации бюджетного планирования, ориентированного на результат;

- несовершенна практика  мониторинга эффективности и  результативности использования  бюджетных средств главными распорядителями  и получателями средств областного  бюджета;

- отсутствует законченная  системная оценка эффективности  бюджетных учреждений и возможности  привлечения организаций негосударственной  формы собственности к предоставлению  бюджетных услуг;

- не разработаны стандарты  качества бюджетных услуг, оказываемых  населению органами государственной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области;

- недостаточно используются  механизмы обратной связи с  населением для оценки работы  учреждений бюджетной сферы и  требований, предъявляемых жителями  к бюджетным услугам;

- недостаточная квалификация  специалистов органов участников  бюджетного процесса, особенно в  поселковых администрациях, требует  соответствующей подготовки кадров  и повышения квалификации работников  финансовых органов;

- бюджетный процесс  в регионе слабо подкреплен технологически, низок уровень программно-технического оснащения, особенно в муниципальных образованиях.

Для решения обозначенных проблем, совершенствования бюджетной  политики, и создания условий постоянного  повышения эффективности и результативности функционирования бюджетной системы области в целом разработана Программа реформирования региональных финансов Волгоградской области на 2008-2009 годы. Программа представляется наиболее подходящим, комплексным и целостным инструментом управления проектом реформирования региональных финансов.

Цели и задачи реформирования региональных финансов.

Цели реформирования, учитывая комплексный характер планируемых изменений, четко взаимосвязаны с главными целями развития страны, в целом, области и муниципальных образований, в частности.

Основной целью стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года определено «создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности, на основе динамичного и устойчивого экономического роста». Для достижения цели, определенной указанной стратегией потребуется решение задачи повышения уровня жизни населения.

Для решения этой задачи стратегической целью в реформирования определено следующее:

Совершенствование системы  управления региональными финансами  и повышение результативности деятельности органов государственной власти Волгоградской области, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в Волгоградской области.

Исходя из заявленной стратегической цели, Администрация  Волгоградской области ставит перед  собой следующие приоритетные цели:

1. Наиболее полное  удовлетворение потребности населения  в качественных бюджетных услугах;

2. Повышение эффективности и результативности расходования бюджетных средств;

3. Создание и использование  механизмов, обеспечивающих развитие  доходной базы;

4. Повышение прозрачности  и обеспечение публичности экономической  и финансовой политики органов  государственной власти Волгоградской области.

Выбор указанных целей  основан на необходимости ориентированности  бюджета на повышение уровня благосостояния и удовлетворения интересов населения  Волгоградской области. Данные показатели во многом зависят от того, получают ли жители необходимые им бюджетные услуги и соответствуют ли оказываемые бюджетные услуги ожиданиям жителей16.

Информация о работе Межбюджетные отношения и их роль в перераспределении финансовых ресурсов в Волгоградской области