Международная экономика: мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определение места мирового рынка услуг и его роли в международной экономике;
2. изучение особенностей мировой торговли услугами;
3. выяснение места Республики Беларусь на мировом рынке услуг.

Содержание

Введение
3
1 Услуги и их роль в экономике
4
1.1 Понятие услуги
4
1.2 Виды услуг и их особенности
6
2 Мировой рынок услуг
7
2.1 Международная торговля услугами и её особенности
7
2.2 Отраслевая структура мирового рынка услуг
14
3 Рынок услуг в Европе
19
4 Беларусь на мировом рынке услуг
23
Заключение
33
Список использованных источников
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике..doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Международная экономика: мировой рынок услуг»

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а):  _____________    ______  студ. гр. БУЗС-102      

                                   (подпись)                    (дата)                               С.А. Акинша

 

Руководитель: _____________ ______           ст. преподаватель

                                   (подпись)                    (дата)                                В.Т. Сорока

 

 

 

 

 

 

Могилёв 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1

Услуги и их роль в экономике

4

1.1

Понятие услуги

4

1.2

Виды услуг и их особенности

6

2

Мировой рынок услуг

7

2.1

Международная торговля услугами и её особенности

7

2.2

Отраслевая структура мирового рынка услуг

14

3

Рынок услуг в Европе

19

4

Беларусь на мировом рынке услуг

23

Заключение

33

Список использованных источников

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Важной частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы является мировой рынок услуг. Экономика с ведущими позициями сектора услуг, считается конкурентоспособной и имеет перспективы роста.

За последние несколько лет проблема изучения мировой торговли услугами привлекает к себе все больше и больше внимания ведущих экономистов мира. До настоящего времени услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкой классификации и совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянное увеличение масштаба мирового обмена услугами. Основной целью, для развитых и развивающихся стран, является ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост. К сожалению, невозможно без досконального изучения самих услуг и их прямого влияния на развитие всей страны.

Сфера услуг переросла в крупный сектор хозяйства: 62 - 74% мирового ВВП (этот показатель намного больше доли торговли товарами), а также 63 - 75% общей численности занятых в сфере торговли услугами, также она влияет на рост технической оснащенности труда, внедрению новых технологий. Причем ни в одной стране, где это происходит, данная тенденция не оценивается негативно.

На развитие сферы услуг сильное влияние оказывает НТР: появляются новейшие виды услуг, улучшается качество обслуживания. Уходят технические барьеры в передаче некоторых услуг, для них открывается мировой рынок.

Сегодня перед Беларусью главной задачей является расширение присутствия услуг на мировом рынке, методом укрепления отечественных экспортеров услуг и опережающего развития экспорта высокотехнологичных видов. Следовательно, теоретическое, методологическое и практическое осмысление опыта развития мирового рынка услуг, выработка предложений по диверсификации белорусского экспорта услуг с учетом тенденций развития мирового рынка имеет важное значение для экономического развития страны.

На протяжении двух последних десятилетий сфера торговли услугами является одним из активно развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. определение  места мирового рынка услуг  и его роли в международной  экономике;

2. изучение особенностей  мировой торговли услугами;

3. выяснение  места Республики Беларусь на  мировом рынке услуг.

    1. Услуги и их роль в экономике.

1.1 Понятие услуги.

  Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией мировой экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

В широком смысле под услугой понимают действие, приносящее пользу какому-либо субъекту. Научное понимание «услуги» как экономической категории включает различные точки зрения на обоснование ее сущности. В современной экономической литературе можно выделить три основных подхода к определению сущности услуг, где их рассматривают как результат соответствующей трудовой деятельности, в качестве самой деятельности и как симбиоз процесса (деятельности) и результата.

  Гренроос К. рассматривает услугу как процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуги, и отмечает, что этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Лавок, определяет услугу как вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретном месте и в конкретное время, в результате осязаемых и неосязаемых действий, направленных на получение услуги или имущества. Р. Шелп предлагает считать услугой любую производственную деятельность за исключением сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, промышленности.

  Второй подход к определению сущности услуг содержится в исследованиях Р. Норманна. По его определению услуга - это польза, предложенная клиенту организацией сферы услуг. Некоторые авторы отмечают, что услуга — это нематериальные активы, производимые для целей сбыта.

  Среди зарубежных ученых сторонником третьего подхода является Ф.Котлер. В работах начала 90-х годов он отмечал, что под услугой следует понимать любое мероприятие или выгоды, которые одна сторона может передать другой, и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может не быть связано с товаром в его материальном виде. [7, С.4-5]

 Для простоты понимания  можно принять общее определение  услуги как экономической деятельности, непосредственно удовлетворяющей личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенной в материально-вещественной форме.

Услуги как процесс и результат экономической деятельности обладают своими особенностями в отношении товаров. К основным отличительным свойствам услуг относят:

  • неосязаемость - услуги не являются материальными объектами, хотя и могут использоваться или воплощаться в них;
  • неотделимость от источника - производство и потребление большинства услуг неотделимы: они могут потребляться только в процессе изготовления;
  • несохраняемость - является следствием неотделимости услуг от источника. В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению;
  • непостоянство качества - большая часть услуг выполняется людьми, имеет место субъективная оценка качества услуг. [1, С.11]

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. [2, C.264]

В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

На долю услуг приходится более 22% мировой торговли. Развитие торговых отношений в новом секторе мирового рынка потребовало упорядочения связей и отношений по обмену услугами. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) является первым многосторонним и имеющим силу закона соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в этом секторе. Оно вступило в силу с 1 января 1995 г. Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включая конкретные обязательства стран - участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования таких барьеров и согласования вопросов по открытию рынков услуг во всем мире.[3, C.50]

 

1.2 Виды услуг и их особенности.

Существует множество систем классификации услуг, ни одна из которых до настоящего времени не стала общепризнанной. Можно выделить некоторые из них:

Классификация по принципу отношения к товару:  
а) услуги материального характера, т. е. услуги, имеющие отношение к какому-либо товару. Они, в свою очередь, разделяются на услуги, связанные с арендой товаров, когда товар не принадлежит потребителю, но последний им пользуется (например, прокат, гостиницы), и услуги, оказываемые потребителю в отношении принадлежащего ему товара (например, ремонт бытовой техники, автомобилей и т. д.).

б) нетоварные услуги, т. е. услуги, непосредственно не связанные с каким-либо товаром (например, репетиторство, юридические услуги и т. д.).

Классификация по критерию источника покрытия затрат на оказание услуг (наибольшее распространение эта система получила в СНС):  
а) рыночные услуги, т. е. услуги, которые являются объектом купли-продажи и издержки, оказание которых целиком или в значительной мере покрывается за счет выручки от реализации этих услуг. В свою очередь, они подразделяются на собственно рыночные услуги и услуги банков.  
б) нерыночные услуги, т. е. услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению. Фактически это услуги, издержки которых целиком или главным образом покрываются за счет государственного бюджета, добровольных взносов или доходов от собственности.

Классификация по типу лиц, которым оказываются услуги:  
а) услуги, предоставляемые населению, т. е. частным лицам. Существует понятие «платные услуги населению», которое подразумевает полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме.  
б) услуги, предоставляемые юридическим лицам (например, международные перевозки, лизинг, инжиниринг, консалтинг, страхование, маркетинговые и торгово-посреднические услуги и т. д.). [7, с. 35]

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «не торгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин “торгуемые услуги”, которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг;

услуги связи — 25 видов;

строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов;

дистрибьюторские услуги — 5 видов;

общеобразовательные услуги — 5 видов;

услуги по защите окружающей среды — 4 вида;

финансовые услуги, включая страхование — 17 видов;

услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида;

туризм и путешествия — 4 вида;

услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов;

транспортные услуги — 33 вида;

прочие услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами международных экономических отношений на следующие группы:

Информация о работе Международная экономика: мировой рынок услуг