Международная экономика: мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определение места мирового рынка услуг и его роли в международной экономике;
2. изучение особенностей мировой торговли услугами;
3. выяснение места Республики Беларусь на мировом рынке услуг.

Содержание

Введение
3
1 Услуги и их роль в экономике
4
1.1 Понятие услуги
4
1.2 Виды услуг и их особенности
6
2 Мировой рынок услуг
7
2.1 Международная торговля услугами и её особенности
7
2.2 Отраслевая структура мирового рынка услуг
14
3 Рынок услуг в Европе
19
4 Беларусь на мировом рынке услуг
23
Заключение
33
Список использованных источников
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике..doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в странах данного региона наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП.

Ниже приведены сведения о структуре ВВП в среднем по Европейскому макрорегиону (2006 г.)

сельское хозяйство: 2%

промышленность: 27.1%

услуги: 70.7%

На основе приведенных сведений можно построить диаграмму, которые более наглядно отражают место сферы услуг в экономике стран Европейского макрорегиона.

 

 

Диаграмма 1 - Структура ВВП в среднем по Европейскому макрорегиону (2006 г.)

 

В Таблице 9 представлены страны-лидеры в мировом экспорте услуг по состоянию на 2006 год.

 

Таблица 9 - Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г.

 

Страна

Объём, билл. долл.

Доля

Годовой прирост,%

Экспорт

1

ЕС (25)

555,4

27,3

12

2

США

388,8

19,1

10

3

Япония

122,5

6,0

14

4

Китай

91,4

4,5

24

5

Индия

73,8

3,6

36

Импорт

1

ЕС (25)

471,7

24,0

10

2

США

307,8

15,7

9

3

Япония

144,0

7,3

9

4

Китай

100,3

5,1

21

5

Канада

71,7

3,7

11


 

Ведущими странами по торговле услугами в Европейском Союзе являются Великобритания, Германия и Франция.

 

Сектор услуг Великобритании

Вторым по величине экспортёром услуг в мире (после США) является Великобритания. В 2006г. её доля в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена крупнейшая в мире сфера страховых услуг (около 1/5 части мирового рынка страховых услуг).

На сектор услуг в Великобритании, приходится около 2/3 от ВВП Великобритании. В нем основную долю (около 40%) занимают деловые и финансовые услуги. На долю государственных услуг приходится 35%, торговлю 19%. Гостиничные услуги занимают 5% всего рынка услуг.

В 2006 г. общий объем экспорта услуг возрос относительно 2005г. на 9,8%. Лидирующие позиции в экспорте заняли финансовые услуги.

Что касается импорта услуг, то здесь лидирующие позиции занимали туристические услуги (35,4%, прирост на 3,7%).

Туристические услуги являются одним из основных сегментов рынка услуг Великобритании. В Великобритании работает более двух тысяч туристических компаний и фирм, наиболее крупными из которых являются "Visit UK", "National Trust", "English Heritage", "Travelscope", "Travelcity" и др. Общее число зарубежных туристов, посетивших Великобританию в 2006 году, возросло на 6% по сравнению аналогичным периодом предыдущего года (с 29,9 млн. до 31,6 млн. посетителей).

 

Сектор услуг Германии

На Германию приходится 6,1% мирового экспорта (3-е место в мире). При этом в последнее время наблюдается рост производственных услуг. Большое распространение получили здесь транспортные услуги: в Германии самая развитая транспортная сеть в мире. Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире немецкими банками: Deutsche Bank, Dresdener Bank и др.

Доля сектора услуг в ВВП: 69,5% (2007г.)

Доля занятых в сфере услуг: 63,8% (2006г.)

Услуги, получившие наибольшее распространение:

банковские услуги

транспортные услуги

услуги страхования

туристические услуги

 

 

Сектор услуг Франции

Франция занимает 5-е место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в 2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг составил 0%.

Доля сектора услуг в ВВП: 77,3% (2007г.)*

Доля занятых в сфере услуг: 71,5% (2006г.)*

Услуги, получившие наибольшее распространение:

финансовые услуги

транспортные услуги

туристические услуги

научное и техническое сотрудничество

Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире.

 

4. Беларусь на мировом рынке услуг.

Одним из важнейших структурных сдвигов в развитии мирового хозяйства является рост удельного веса сферы услуг в структуре производства и занятости населения. Несмотря на то, что около 85 % номенклатуры услуг не подлежат международному торговому обмену, экспортный потенциал сектора услуг динамично расширяется и обеспечивает в настоящее время свыше 1/5 общей стоимости мирового экспорта. Следует отметить, что Беларусь в секторе услуг отстает от экономически развитых стран по темпам структурных преобразований в хозяйственном комплексе и уступает по его удельному весу в производстве ВВП не только высокоразвитым странам (где этот показатель превышает 60—70 %), но и большинству государств Центрально-Восточной Европы: Беларусь — 40,5 %, Албания — 21,0 %, Болгария — 55,7 %, Венгрия — 60,0 %, Латвия — 65,9 %, Литва — 57,0 %, Македония — 60,3 %, Россия — 57,4 %, Румыния — 43,4 %, Словакия — 64,0 %, Словения — 57,4 %, Чешская Республика — 56,6 %, Хорватия — 58,7 %, Эстония — 67,0 % . [8, С.12]

Тем не менее, сектор услуг играет важную роль в развитии внешнеторгового обмена Беларуси, а в перспективе его значение должно значительно возрасти.

Анализ товарной структуры предоставляемых Беларусью услуг свидетельствует о доминировании в их экспорте трудоемких услуг: транспортных (почти 2/3) и главным образом грузоперевозок, услуг по переработке нефти (важная статья "прочих деловых" услуг), а также строительства и связи. Сектор капиталоемких и высокотехнологичных услуг (кредитно-финансовые и страховые, информационные, научно-технические и консультационные), получивший динамичное развитие в странах Запада, в Беларуси развит крайне незначительно в силу отсутствия необходимых финансовых ресурсов, качественной инфраструктуры (телекоммуникации и др.), отсутствия навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках.

Беларусь – экспортоориентированное государство (экспортируется около 50% валового внутреннего продукта). Страна входит в число лидеров среди мировых экспортеров грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники.

Уровень развития сферы услуг выступает одним из индикаторов степени благополучия общества. Курс на модернизацию белорусской экономики предполагает повышение значимости сферы услуг в социально-экономическом развитии страны и ее позиции на мировом рынке. Среди первоочередных задач – повышение уровня и качества сферы услуг. В то же время удельный вес добавленной стоимости услуг в ВВП в 2010 году составил 39,9 процента (в 2009 году – 40,5 процента) при предусмотренных 46-48 процентов в Комплексной программе развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. В 2006-2010 годах более высокими темпами возрастал выпуск услуг по таким секциям, как торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям. В то же время по таким секциям, как образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг темпы роста были невысокими.

Объем внешней торговли услугами за 2010 год составил 7 263,8 млн. долларов и по сравнению с 2009 годом возрос на 30,4 процента.

Экспорт услуг составил 4 478,2 млн. долларов и увеличился на 27,8 процента или на 973,9 млн. долларов. На долю услуг приходится 15 процентов общего объема экспорта республики.

Значительный рост экспорта произошел по транспортным услугам (на 31,4 процента), их доля в общем объеме экспорта услуг превышает 67 процентов. Экспорт строительных услуг увеличился в 1,8 раза, компьютерных услуг – на 35,5 процента, деловых услуг – на 19 процентов, услуг связи – на 13,1 процента, услуг по статье «поездки» – на 11,2 процента.

Импорт услуг составил 2 785,6 млн. долларов и возрос на 34,9 процента или на 720,5 млн. долларов.

Увеличение импорта наблюдалось по следующим основным видам услуг – строительным (в 2 раза), транспортным (в 1,7 раза), услугам связи (на 30,3 процента), роялти и лицензионным платежам (на 25,4 процента), деловым (на 20,4 процента).

Импорт услуг по статье «поездки» сократился на 2,7 процента.

В результате положительное сальдо торговли услугами составило 1 692,6 млн. долларов, что на 253,4 млн. долларов выше уровня 2009 года. Положительное сальдо торговли услугами позволило на 18,6 процента компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли товарами.

По таблице № 10 можно проследить, как изменились экспорт и импорт услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

 

Таблица 10 - Структура экспорта-импорта услуг Республики Беларусь за 2010 год

Наименование видов услуг

2009 год

2010 год

2010 год к 2009 в процентах

млн. долларов США

доля, %

млн. долларов США

доля, %

Экспорт услуг всего

3504,3

100

4478,2

100

127,8

в том числе

транспортные услуги

 

2288,7

 

65,3

 

3006,9

 

67,1

 

131,4

поездки

369,8

10,6

411,1

9,2

111,2

компьютерные и информационные услуги

 

163,2

 

4,7

 

221,4

 

4,9

 

135,7

услуги связи

153,2

4,4

173,2

3,9

113,1

строительные услуги

69,3

2,0

125,4

2,8

181,0

государственные услуги

31,5

0,9

33,6

0,8

106,7

услуги в сфере культуры и отдыха

 

14,8

 

0,4

 

16,1

 

0,4

 

108,8

финансовые услуги

9,0

0,3

11,9

0,3

132,2

роялти и лицензионные платежи

9,5

0,3

8,5

0,2

89,5

страховые услуги

1,8

0,1

2,0

0,0

111,1

прочие услуги

393,5

11,2

468,1

10,5

119,0

Импорт услуг всего

2065,1

100

2785,6

100

134,9

в том числе

транспортные услуги

 

825,7

 

40,0

 

1368,5

 

49,1

 

165,7

поездки

587,8

28,5

571,7

20,5

97,3

компьютерные и информационные услуги

 

84,4

 

4,1

 

165,8

 

6,0

 

196,4

услуги связи

75,6

3,7

98,5

3,5

130,3

строительные услуги

76,0

3,7

95,3

3,4

125,4

государственные услуги

72,2

3,5

73,6

2,6

101,9

услуги в сфере культуры и отдыха

 

44,0

 

2,1

 

49,8

 

1,8

 

113,2

финансовые услуги

18,5

0,9

25,0

0,9

135,1

роялти и лицензионные платежи

9,7

0,5

11,7

0,4

120,6

страховые услуги

2,6

0,1

2,4

0,1

92,3

прочие услуги

268,6

13,0

323,3

11,6

120,4

Сальдо услуг всего

1439,2

Х

1692,6

Х

117,6

в том числе

транспортные услуги

 

1463,0

 

Х

 

1638,4

 

Х

 

112,0

поездки

-218,0

Х

-160,6

Х

73,7

компьютерные и информационные услуги

 

119,2

 

Х

 

171,6

 

Х

 

144,0

услуги связи

77,6

Х

74,7

Х

96,3

строительные услуги

-15,1

Х

-40,4

Х

267,5

государственные услуги

21,8

Х

21,9

Х

100,5

услуги в сфере культуры и отдыха

 

-3,7

 

Х

 

-8,9

 

Х

 

240,5

финансовые услуги

-63,2

Х

-61,7

Х

97,6

роялти и лицензионные платежи

 

-66,5

 

Х

 

-86,8

 

Х

 

130,5

страховые услуги

-0,8

Х

-0,4

Х

50,0

прочие услуги

124,9

Х

144,8

Х

115,9


По данной таблицы 10 видно, что в 2010, как и в 2009 году, сальдо по услугам положительное, экспорт услуг превышает импорт на 1692,6 и на 1439,2 млн. долларов США соответственно. [12, С.24-25]

 

По данным таблицы №10 можно построить диаграмму структуры внешней торговли услугами в 2010 году:

 

Диаграмма 2.

В январе-июне 2011 г. объем внешней торговли услугами составил 3 974,8 млн. долларов, по сравнению с январем-июнем 2010 г. вырос на 629,7 млн. долларов или на 18,8%. 

 

Экспорт услуг – 2 505,0 млн. долларов, вырос на 18,1%.

 

Импорт услуг – 1 469,8 млн. долларов, вырос на 20,0%.

 

Сальдо внешней торговли услугами положительное – 1 035,2 млн. долларов. 

 

Рассмотрим более подробно виды услуг, которые занимают первые три места в структуре белорусского рынка услуг.

 

Белорусский рынок транспортных услуг.

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того, выгодное геополитическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего Востока.

Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики Беларусь является рациональное использование существующих транспортных сетей, реализация преимуществ их географического расположения и коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы Республики Беларусь как можно быстрее преобразились в транспортные системы мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной отрасли.

В Республике Беларусь имеются необходимые стартовые условия для формирования современной системы транспортных коммуникаций, которая соответствовала бы европейским стандартам. К ним прежде всего относятся: необходимость коренного технического переоснащения отрасли и существенных организационных изменений во всех видах транспорта; достаточная ресурсная база и уровень развития техники и технологии; наличие квалифицированного трудового потенциала и передовых научно-технических разработок; выгодные природно-климатические и географические характеристики территории; наличие конкурентоспособных научно-технических проектов, прошедших соответствующую экспертизу и готовых к реализации; заинтересованность зарубежных инвесторов в размещении капиталов в Республике Беларусь; устойчивая тенденция к признанию Республике Беларусь мировым содружеством как европейского государства, с которым желательно иметь стабильные деловые отношения на широкой и долговременной основе и которое в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевые проблемы европейской политики; наличие утвержденной концепции создания и функционирования в Республике Беларусь национальной сети международных транспортных коридоров.

Информация о работе Международная экономика: мировой рынок услуг