Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций

Краткое описание

Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЭО.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

Страны не ставили задачу перехода к таможенному союзу, а ввели элементы общего рынка:

    • либерализация контроля инвестиций
    • меры по сближению стандартов
    • либерализация в сфере услуг
    • гармонизация политики в отдельных сферах (окружающая среда и трудовых отношений)

1910-1917 гг. - Мексиканская революция  - национализация средств производства, антиамериканизм и национализм

1988 г. - инфляция в Мексике 52%

Мексика в19 86 г. вступила в ГАТТ

Баланс интересов соблюден: вступление в силу соглашения - образование крупнейшего рынка

4. Особенности соглашения НАФТА

Цели НАФТА:

  • Снятие барьеров торговли и содействие свободному движению товаров и услуг
  • Установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли
  • Увеличение возможностей для инвестирования
  • Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности
  • Эффективное выполнение и применение данного  соглашения для урегулирования споров
  • Установление рамок для будущего

Основные положения Соглашения НАФТА:

  • ликвидация всех таможенных пошлин к 2009 г.
  • поэтапное упразднение нетарифных барьеров
  • смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике
  • Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики
  • обеспечение эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности
  • создание трехсторонней арбитражной комиссии

Большинство пошлин устранялось к 2003 году

Сверхчувствительные товары 1%:

  • с/х
  • текстиль
  • автомобили

Двусторонние соглашения

 

Лекция 7. Интеграционные процессы в развивающихся странах. Азия и Африка

30 марта 2010 г.

  1. особенности интеграции развив стран Ю-В Азии
  2. дезинтегрирующие процессы
  3. виды интеграционных объединений

Причины интеграции в развивающихся  странах:

Интеграция рассматривается как  средство

  1. диверсификация внешнеэкономической деятельности
  2. ослабление зависимости от промышленно развитых стран (бывшие колонии)
  3. осуществление индустриализации (страны являются аграрными, имеют только пару развитых отраслей, которые были выгодны странам-колонизаторам, т.о. однобокое развитие стран)

Цели:

  1. оптимизация экономики
  2. ускорение экономического роста
  3. ослабление экономической зависимости
  4. осуществить прорыв в области освоения новых технологий
  5. изменить свое положение в МРТ (развитые рассматривают развивающиеся как периферийный рынок, куда можно сбросить экологически вредное производство, например, куда можно сбывать продукцию)

Факторы, замедляющие интеграцию:

  1. внутренние противоречия в самих развивающихся странах и недостаток финансовых ресурсов для совместных проектов
  2. различия в экономических стратегиях отдельных государств в интеграционной группировке по отношению к 3м странам
  3. недостаток инфраструктуры и кооперации не позволяет наращивать синергетический эффект
  4. сохранение финансовой зависимости от ТНК (в странах формируется правящая верхушка, которая кооперируется с ТНК, ТНК диктуют свои условия)
  5. стремление сократить контроль за внешней торговлей и экспортом продукции ТНК
  6. высокая политическая нестабильность

Азия

Общая характеристика стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), образовалась в  1967, Бангкокская декларация. Цель – стремление разработать общую экономическую политику.

Интеграция стран Ю-В Азии носит  субрегиональный характер.  Есть различия в уровнях развития.

Предпосылки:

  1. географические:
    • стратегическое географическое положение (например, Сингапур, как финансовый центр, может работать круглосуточно, благодаря часовым поясам)
    • крупные запасы природных ресурсов
  1. политический фактор
  1. интеграторами выступают США и Япония

Основные цели создания:

изначально создавалась как  политический блок

  1. стимулирование экономического и социального развития
  2. укрепление мира и безопасности в ЮВА
  3. развитие сотрудничества и взаимопомощи в социальной, технической, научной и административной сферах

Задачи создания АСЕАН - создание таможенного  союза (1 этап) в рамках соглашений о  преференциальной торговле (постепенная отмена пошлин, многие страны преуспели в этом, отменили пошлины).

  • преференции в торговле
  • торговое сотрудничество
  • разработка общей платформы по экономическим проблемам
  • производственное сотрудничество на основе МРТ и развития кооперации между странами

 

Следующий  этап:

формирование зоны свободной торговли (ASEAN free trade agreement) АФТА

 

в 1992 г. в Сингапуре принято решение  о формировании зоны свободной торговли на 15 лет (к 2008). В 1994 г. срок создания АФТА сокращается до 10 лет (к 2002). Полная либерализация  сферы услуг. 1997 кризис –> обрушение малазийских банков. Малайзия замораживает либерализацию финансовой сферы (прекращается поток инвестиций, пока ситуация не стабилизируется). Затем, наоборот, принимаются меры для привлечения финансовой сферы.

Основные направления АФТА

  1. общий эффективный преференциальный тариф
  2. сокращение таможенных пошлин до 0-5% на всю промышленную и с/х продукцию
  3. средние таможенные пошлины к 2007 – 2,7%

Зоны (треугольники) роста АСЕАН. Что  это означает? Это привлечение  ТНК в экономику трех стран с дешевой рабочей силой, развитой инфраструктурой и там начинается бурное развитие.

Примеры (неформальные интеграционные зоны) – 

  • Южный треугольник - высокотехнологичный (Сингапур, штат Джокор (Малайзия), провинция Риу (Индонезия));
  • Восточный треугольник  - сельскохозяйственный (о-ва Минданао (Филиппины), о-ва Сулавески (Малайзия), о-ва Борнео (Индонезия)

Интеграционное объединение АНЗЕРТА (Австралия + Новая Зеландия). Соглашение подписано в 1965г., началось реализовываться в 1980 г.  Разработана концепция сближения эк связей. Начала действовать с 1983 г. – взаимовыгодная торговля на условиях свободной конкуренции, укрепление  торгово-экономического сотрудничества между собой и по отношению к 3 странам.

Основные меры в рамках зоны свободной  торговли:

1990 – отмена субсидий экспортерам  (требование ГАТТ)

1997 – соглашение об инспекции  продовольствия для сокращения  торговых издержек (дело в том,  что Австралия и Новая Зеландия  являются крупными экспортерами  мяса, продукцию проверяют и в  стране экспортера, и в стране импортера, поэтому для них эта отмена имела стратегически важное значение)

1998 – протокол о торговле  услугами

1999 Единый кодекс стандартов  на продовольствие

В итоге увеличивается объем  торговли с 3-ми странами.

Дезинтегрирующие факторы:

  1. различная территориальная протяженность (о-ва Индонезии развиты далеко не все)
  2. неодинаковая природно-ресурсная обеспеченность
  3. различия в численности населения
  4. языковая дифференциация (Сингапур – не считая англ. яз, другие национальные языки, китайский, хинди, томильский)
  5. монокультурность экономик
  6. различия политических систем

Африка

В Африке существует 6 наиболее крупных интеграционных объединений

  1. 1964 г. был создан общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) на базе зоны свободной торговли РТА - Ангола, Бурунди, Заир, Коморские о-ва, Джибути, Эфиопия, Кения, Танзания, Замбия, Зимбабве. Цели –
  1. либерализация торговли, создание таможенного союза
  1. создание платежного союза КФА – международная расчетная единица (регулировался на основе французского франка, был обеспечен золотом, которое хранилось в банке Франции и только в 1999 с введением евро создали единый ЦБ)
  2. развитие промышленности и сх торговли
  3. свобода перемещения рабочей силы
  4. привлечение иностранных инвестиций

 

  1. В 1975 г. было создано Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Входило 16 стран, теперь 15 стран (Буркино Фасо, Гвинея, Гамбия, Гана и др). Цели:
    • создание общего рынка, экономического и валютного союза – КФА (другая КФА, с к2002 г. прикреплены к евро)
    • гармонизация национального инвестиционного законодательства (единая система налогообложения, чтобы не было перелива инвестиций)
    • совместное производство

 

  1. 7 стран (Бенин, Кот д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Дога..).  1994 г. создания. Африканский экономический и валютный союз. Цели:
    • создание общего рынка
    • координация национальной политики
    • гармонизация законодательства
  1. 1992 г. - Южноафриканское сообщество развития (CADK) 11 стран (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Намибия – более бедные страны, некоторые хотели присоединиться к соц. лагерю). Цели:
    • ликвидация препятствий для свободного движения капитала, товаров, услуг, рабочей силы
    • Согласование политической и социально-экономической стратегии
    • Содействие передаче технологий
    • Привлечение иностранных инвестиций
  1. В 1966 г. был создан таможенный и эк. союз Центральной Африки (Габон, Камерун, Конго, ЦАР, ЧАД, Экваториальная Гвинея).  Задачи: поэтапное формирование общего рынка, укрепление действующего таможенного союза.
  1. В 1963 г. создана Организация африканского единства ОАЕ – 53 страны. Цели:
    • политическое единство
    • координация сотрудничества в области экономики, науки и техники

1991  подписан договор о создании  Африканского экономического сообщества на 34 года. Цель – проведение согласованной скоординированной политики африканских стран, в области экономики, согласование действий по отношению к странам неафриканского континента, так как созданный межафриканский банк развития (Кот д’Ивуар), 70% капитала – африканские страны, 30% - Япония, США, Западная Европа. Этот договор о независимости.

Литература: МЭО Ливенцева, «Международная эк интеграция» Харламова.

 

Лекция №8. Проблемы регулирования  МЭО в рамках совещаний «восьмерки»

6 апреля 2010 г.

1. Причины возникновения  «семерки»  (G7)

Экономические отношения развивались  в рамках Бреттон-Вудской системы. На высший уровень выносились только политические вопросы, а не экономические.

Причины разделения экономики и  политики:

  • относительная стабильность развития мировой экономики
  • «холодная война» между системами, главная проблема стран – безопасность
  • доминирование США, после войны экономическая мощь США была несравнима ни с какой другой страной, с США по экономическим вопросам никто особо не спорил

С 70-х гг. наблюдается «экономизация» политики, экономические проблемы решались на высшем уровне.

Причины возникновения «семерки»:

  • экономические:
    • ослабление лидерства и конкурентоспособности США в связи с появлением  других экономически мощных игроков
    • кризис Бреттон-Вудской системы, регулирования мирового хозяйства
    • требования со стороны развивающихся стран участия в управлении МЭО
    • экономические проблемы в самих США
    • усиление интернационализации мировой экономики
    • усиление региональной интеграции
  • политические + прекращение холодной войны – изменение отношения к американскому лидерству, Европа меньше хотела подчиняться США

Главная причина - нужно было придумать  новую форму регулирования МЭО, так как существующие были слишком  бюрократизированы, неэффективны. Появилась  идея неформальных встреч –  после  неформальных небюрократических эксклюзивных встреч Ж. Дестена и Г. Шмидта (министры финансов Франции и Германии, после президенты).

Толчком стал международный энергетический кризис. 1974 г. – рецессия в развитых странах, инфляция, безработица. Нужно  было совместно решать вопросы, совместно  вырабатывать политику в отношении  ОПЕК.

Информация о работе Международные экономические отношения