Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Тема нашего реферата - "Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая". Чтобы рассмотреть данную тему, необходимо осветить следующие вопросы:
1. высшее профессиональное образование;
2. международные программы и проекты ВУЗов;
3. инновационный ВУЗ и модернизация системы образования в Китае, сетевые университетские образования, существующие в Китае;
4. экспорт образовательных услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая, Романова и Саминская, группа 5076.doc

— 988.00 Кб (Скачать файл)

– приглашать в китайские вузы ведущих преподавателей лучших университетов мира, имеющих значительный опыт работы;

– создать соответствующую новому времени и новым условиям жизни китайского общества инновационную структуру высшего образования с использованием новейших учебных технологий, учитывающую как традиции народа, так и вхождение Китая в мировое сообщество;

– разработать новую систему управления высшей школой Китая.

Поэтому создание и совершенствование нового инновационного механизма управления ВУЗами, при котором правительство в едином порядке осуществляет планирование, а ВУЗы самостоятельно строят учебный процесс в соответствии с законами, является наиболее важной задачей Китая.

Китай планомерно и эффективно продвигается в сфере высшего образования к мировым стандартам, как в организационном, так и в учебно-методическом плане, сочетая многовековую национальную традицию социального института образования и высшие инновационные достижения ведущих стран нашей планеты.

Болонский процесс.

Это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Процесс начал формироваться к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

На сегодняшний день Болонский процесс объединяет 46 стран, но Китай не входит в эти страны.

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

- обеспечение конкурентоспособности европейских ВУЗов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации.

Сетевые университетские образования.

Развитие рыночных механизмов в производстве, диверсификация образовательных учреждений, внедрение информационных технологий, появление нового содержания и новых организационных форм в сфере образования привело к появлению сетевых форм организации работы в управлении образования.

При разработке сетевых форм выстраивается сетевое взаимодействие, учитываются такие условия как информационно-коммуникативная среда, создание определенной инфраструктуры, организация форм совместной деятельности. Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать инновационные модели содержания образования.

Шанхайская организация сотрудничества

ШОС  — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе стимулирует сотрудничество стран ШОС. Втягивая экономики стран центрально-азиатского региона в орбиту своих экономических интересов, КНР рассматривает их в первую очередь как надёжных партнеров.

Открытие сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества намечено на 2009–2010 годы.

Это станет еще одним шагом в развитии академической и профессиональной мобильности студентов и преподавателей, расширит сетевые контакты между вузами.

Здесь должны быть консолидированы человеческие, финансовые, психологические и информационные ресурсы сторон. Это поможет применить лучшие практики университетов по внедрению новейших результатов исследования и технологий обучения в учебном процессе.

Реализация такого проекта позволит проводить мониторинг и аккредитацию университетов на уровне ведущих европейских, американских агентств.

Главная цель данного сетевого университета - объединение возможностей ведущих университетов стран ШОС.

Идея заключается в том, что студенты, начиная учиться в одном из этих университетов, не менее 30% времени учебы проводят в университетах стран-партнеров.

Двумя основными языками в этом университете будут китайский и русский, и одновременно в национальных университетах будет введено параллельное преподавание и национальных языков.

 Таким образом, будут готовиться специалисты, которые получат не только высокий профессиональный уровень, но и уровень, интегрированный в развитие совместной экономики.

 

ГЛАВА 4.  ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

Устойчивый термин «экспорт образовательных услуг», связанный с дополнительными статьями дохода и привлечением иностранных инвестиций в национальную экономику, сложился 5-8 лет тому назад.

На сегодняшний день, экспорт образовательных услуг  — это:

1) продвижение образовательных стандартов в другие страны, что расширяет сферу влияния государства;

2) оценка конкурентоспособности образования (если образование плохое, то никто не поедет его получать).

Для привлечения иностранных студентов важны не только содержание образования, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, оборудование классов, клиник и лабораторий, но и «упаковка» товара.

Неизменное правило экспорта любого товара: требование потребителя  - это закон. Например, потребителями востребовано преподавание на иностранных языках, значит ВУЗы, предлагающие свои услуги на экспорт должны удовлетворять данному требованию.

Расширение экспорта образовательных услуг в последние десятилетия вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики США, Великобритании, Франции, Германии, а с недавнего времени - Австралии и Китая. На это повлияли следующие причины:

- подготовка специалистов для  зарубежных стран становится  одной из наиболее выгодных  статей экспорта;

- подготовка специалистов для  других стран – это содействие реализации геополитических и экономических интересов страны;

- стремление привлечь иностранных студентов подталкивает ВУЗы к реформированию системы подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества обучения, разработке новых учебных программ и курсов, обеспечивающих подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики;

- превращение национальных университетов  в международные научно-образовательные  комплексы;

- стремление стран-экспортеров  образования использовать лучших иностранных выпускников для развития экономики и науки своих стран.

Исходя из этого, правительства государств оказывают серьезное содействие своим ВУЗам, стимулируют, в том числе и финансово, их деятельность по привлечению иностранных студентов. В настоящее время, по данным, представленным Министерством Образования Науки, в мире около 2 млн. иностранных студентов. По числу иностранных учащихся первое место в мире занимают США (28%), далее идут Великобритания (14%), Германия (12%), Франция (8%), Австралия (7%), Россия (5%), Япония (4%), Испания (3%), Канада, Бельгия, Австрия и Италия (по 2%). В пяти странах: США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии обучается - 70% от общего числа иностранных студентов.

Значительное число иностранных студентов в этих странах - результат активной деятельности самих ВУЗов, целенаправленной государственной экономической, политической, информационной поддержки.

С 1990 года число иностранных студентов возросло и на сегодняшний день составляет: в США 143%, в Великобритании - 155%, во Франции - 160%, наибольший рост в Австралии - 594%, в Китае - 442%.

К 2006 г. финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг достигли 100 млрд. долларов. Всемирная торговая организация включила образование в список услуг, торговля которыми, в случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.

Экспорт образовательных услуг и реализация международных образовательных проектов неразрывно связаны и фактически определяются государственными геоэкономическими и геополитическими интересами.

Таким образом, по мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан может стать, одним из самых прибыльных видов экспорта XXI века.

Именно поэтому образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи высших учебных заведений из около 140 государств, хотя основная конкуренция происходит, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией, где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов. Характерно, что на эту же группу стран приходится и 4/5 общемировых государственных расходов на образование. 

Большинство иностранных студентов учатся в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры. Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в ВУЗах этих государств.  

Глобальные причины для развития экспорта образовательных услуг:

- студенческая мобильность и бурный рост числа иностранных студентов в развитых странах;

- различная политика для разных уровней обучения: бакалавры, магистры;

- высокий доход от экспорта;

- доля иностранных студентов – индикатор качества образования для конкретного ВУЗа.

У некоторых студентов есть конкретные причины, по которым они обращаются к услугам экспорта образования, рассмотрим это на примере китайских студентов, которые все чаще выбирают российское образование:

- в основном, высшее образование в КНР – платное;

- высокий спрос на образование и острый дефицит мест в ВУЗах.

Как возможно повысить экспорт образовательных услуг:

- общий базовый принцип: ставка на активных агентов (ВУЗы и регионы);

- блоки практических мер:

  • сегментация рынка по качеству услуг;
  • информационное продвижение и координация деятельности ВУЗов на зарубежных рынках;
  • создание стимулов для обучения за рубежом;
  • программа двусторонних студенческих обменов.

Экспорт образовательных услуг в Китае

На сегодняшний день Китай принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в области образования.

В Китае созданы все условия для развития экспорта образовательных услуг. Развитая экономика страны, а также предоставление различных международных программ, проектов, участие в сетевом образовании (при некоторых китайских университетах создана сеть исследовательских центров по изучению России) позволяют предлагать свои услуги иностранным учащимся.

Это, безусловно, влияет на экономику страны и на конкурентоспособность КНР на мировом рынке.

Китайский язык в последнее время пользуется особой популярностью среди европейцев и россиян. Также иностранцев привлекает культура Китая, традиции и особенности этой страны.

Главной целью развития экспорта образования в Китае является не получение прибыли, а расширение влияния страны в мире, улучшение репутации китайских университетов и создание в Китае университетов мирового класса.

Изучение и применение развитых передовых наук и технологий ведет к увеличению экспорта. Это способствует открытости образования и укреплению международного сотрудничества.

На данный момент, китайский экспорт в сфере образования направлен на сотрудничество со следующими странами:

- страны ЕС;

- США;

- Канада;

- Россия;

- Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Корея,  Австралия, Новая Зеландия и  др.).

Всего 20 лет назад общее количество иностранных студентов в Китае не превышало 8 тыс. В 1990-ые годы их количество стало быстро расти.

Статистика показывает, что в 2003 г. Китай в общей сложности принял 77,715 иностранных студентов из 170 стран и регионов мира. Возросло количество иностранцев, приезжающих на учебу в КНР. В 2007 году ВУЗы Китая насчитывали уже 86 000 выходцев из 176 государств мира. Так, например, каждый десятый студент в Пекине – иностранец. Сертификат на обучение иностранцев есть более чем у 390 ВУЗов. Китайское правительство щедро поддерживает иностранных студентов: 6.163 гранта в 2004 г.

Информация о работе Международный бизнес в сфере образовательных услуг на примере Китая