Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:53, курсовая работа
Отрицательные сальдо внешнеторгового баланса (т.к. сокращаются объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах), хронические дефициты государственных бюджетов – острейшие проблемы развивающихся стран в настоящее время, решить которые возможно как за счет притока новых инвестиций, так и за счет внешних займов. Если в 1984 г. общий объем внешнего долга развивающихся стран составлял 135 млрд.долл., то к 1991 г. он достиг 751млрд.долл., а в начале XXI в. –1935 трлн.долл.
Введение 3
1 Международный кредит как экономическая категория 4
1.1 Сущность и функции международного кредита 4
1.2 Формы международного кредита и их классификация 5
2 Современная система международных кредитных отношений 13
2.1 Характеристика субъектов международных
кредитных отношений 13
2.2 Этапы развития мировой кредитной системы 18
3 Международный кредит: преимущества и недостатки 23
3.1 Факторы современного развития международного кредита 23
3.2 Стабилизация мировой кредитной системы 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Если в начале 60-х гг. соотношение между фирменным и банковским кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования таких стран, как Великобритания и Франция, равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.
Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в, короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.
Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем "связывания" кредита с разовой внешнеторговой сделкой.
В последнее время широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок. Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта.
Это, во-первых, разновидность кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях евро-валютного рынка. Имеется в ввиду так называемая возобновляемая, или ролловерная, кредитная линия.
Во-вторых, расширение и совершенствование прямого банковского кредитования привело к возникновению такой новой формы, как финансирование внешнеторговых операций на основе факторинга. Факторинговая компания является специализированным и многогранным финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на условиях кредита, ряд разнообразных услуг. Она берет перед экспортером обязательства по взысканию задолженности, учету экспортных тратт, контролю и т.д. Принимая на себя требования своего клиента к его должникам, фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении сделки. Следовательно, взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, фактор-компания одновременно выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании.
Стоимость факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к размеру фактически выданных фактор-компанией заемных средств она может достигать 20 %. Следует учитывать, что в его стоимость входят не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, факторинг расширяет возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.
В-третьих, проводятся сделки на рынке форфейтинга, которые являются источником средств для среднесрочного коммерческого кредитования. Операции по форфейтингу развились на базе так называемого безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х гг. в Западной Европе. В США этот рынок менее развит и известен как "рефинансирование векселей". Суть данной операции заключается в передаче экспортером прав по требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости наличными, за вычетом фиксированной учетной ставки, премии (forfeit), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера.
Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по форфейтингу, аналогичны применяемым при традиционном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель, т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете ответственность за неоплату векселя должником согласно вексельному законодательству многих стран сохраняется за ним в любом случае.
Сделки по форфейтингу позволили экспортерам значительно удлинить сроки кредитования покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до 5 лет (иногда до 8-ми и более), поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтором повышает заинтересованность инвесторов в длительном помещении своих средств.
Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому ставка по форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на данном рынке. Основные валюты сделок: немецкая марка, которая составляет 50% таких контрактов, американский доллар — 40% и швейцарский франк —10%.
К кредитно-финансовым средствам стимулирования экспорта относятся и лизинговые операции. Они становятся все более важной формой международной торговли машинами и оборудованием. Лизинг является одной из разновидностей арендных операций, при которых не происходит передача юридического права собственности потребителю товаров. Путем периодических отчислений средств арендодателю в течение срока договора потребитель оплачивает право временного пользования товарами.
Лизинг подразумевает предварительную покупку оборудования специальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с потребителем сдаваемого внаем товара. Как правило, объектом этих операций являются различное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т.д. Расходы по страхованию лизинговых операций ложатся на арендатора.
Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во многих случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата аренды производится по частям, в течение всего периода использования оборудования. Однако цель лизинга — приобретение права использования потребительских качеств товара, а не получение права собственности на него.
Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому крупные коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании лизинговых компаний, которые затем часто переходят в их собственность. Характерным стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В данном случае страна-заемщик, получая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отличительные черты компенсационных соглашений — крупномасштабный и долгосрочный характер, взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок.
Широкое распространение получили так называемые мульти-национальные контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Мульти-национальные контракты страхуются совместно банками и национальными страховыми институтами экспортного кредитования стран, которые в них участвуют. В этой связи можно отметить создание временных международных банковских консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых фирмами нескольких стран. Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который перед заемщиками выступает в качестве единого института. С категорией экспортных кредитов данную форму финансирования сближает то, что они носят целевой, а не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают участие правительственные институты заинтересованных стран.
Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются прежде всего по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные предприятия; правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами могут быть: частные предприниматели и банки, приобретающие облигации займов; государства, предоставляющие займы другим странам; международные валютно-кредитные организации.
Следовательно, по субъектам международный кредит можно подразделить на частный, государственный и частно-государственный.
Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х гг., когда почти все развитые страны ввели полную обратимость валют. Эти страны и раньше практиковали международные финансовые кредиты, но они носили в основном эпизодический характер.
Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный период способствовала прежде всего экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Восстановление разрушенного хозяйства требовало материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-заемщики получали кредит в США с условием покупки там же товаров. Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах. Это привело к оседанию долларов на счетах банков Западной Европы и других стран. Так возник рынок евродолларов, а на его основе — институты частных финансовых кредитов и займов.
Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов являются депозиты и вклады под евро-долларовые депозитные сертификаты. Большинство этих депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.
Долгосрочные ссуды, как правило, осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е гг. и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на базе евро-валютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными.
Важной формой международного кредита являются межправительственные займы, которые получили широкое распространение в годы первой мировой войны (1914—1918 гг.) в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 млрд. долларов США.
Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим в годы второй мировой войны США, вместо кредитов, осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду).
После второй мировой войны до середины 50-х гг. США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 гг. объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 млрд. долларов США. Из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным был правительственный заем США Великобритании в сумме 750 млн. долларов США на 50 лет из расчета 2 % годовых (по соглашению от 6 декабря 1945 г.). Льготные условия этого займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений, а также других преград для проникновения американского капитала в стерлинговую зону.
В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 млн. долларов США сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции.
Межгосударственные кредиты предоставляются за счет средств государственного бюджета в рамках "помощи". Например, крупная финансовая "помощь" была предоставлена США для восстановления экономики стран Западной Европы в послевоенное время, включая и «план Маршалла», в размере 17 млрд. долларов США.
Суммы межправительственных займов как составная часть программ «помощи» постоянно возрастают, особенно со стороны государств ОЭСР развивающимся странам. В 1970—1980 гг. такие займы предоставлялись промышленно развитыми странами развивающимся государствам также для поддержания их валют проведением валютной интервенции.
Однако после второй мировой войны предоставление займов идет главным образом по линии международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
2 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Характеристика субъектов международных кредитных отношений
Субъектами международных кредитных отношений выступают кредитор — продавец ссудного капитала и заемщик — покупатель ссудного капитала. Кредитор и заемщик международного ссудного капитала являются нерезидентами и осуществляют кредитные операции на международных рынках ссудного капитала. Международные кредитные отношения и их субъекты не имеют принципиальных национальных интересов. Главным мотивом, как правило, выступает получение максимально возможной прибыли, и в этой связи международные кредитные отношения формируются в среде наилучших прибыльных возможностей — на международных рынках ссудных капиталов. Цель международного кредита зависит непосредственно от субъекта. Поэтому вместе с прибылью, или даже помимо нее, целью может выступать политика, гуманитарная сфера и т. д.
Международные кредитные отношения можно разделить на государственные (с участием государства в роли кредитора или заемщика) и негосударственные (банки и небанковские учреждения). Государство может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика.
В первом случае международная кредитная деятельность государства зависит от степени экономического развития страны. Если страна относится к государствам с развитой экономикой, как, например, страны G7 (“большой семерки”), то кредитная деятельность государства осуществляется по нескольким направлениям.
Во-первых, государственные международные кредитные отношения осуществляются в рамках государственной внешней политики. Предоставление финансовой помощи, кредитов и инвестиций осуществляется в страны, имеющие договорные отношения, попадающие под геополитическое влияние, и где присутствует стратегический интерес развитой страны. Например, размещение американских военных баз в странах СНГ, финансовая помощь странам — кандидатам в ЕС.