Международный маркетинг как средство повышения эффективности внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать экономическое содержание международного маркетинга, а также выявить его основные характеристики.
Задачи работы:
- определить понятие, сущность, формирование и цели международного маркетинга;
- изучить типы реализации международного маркетинга и цели выхода на международный рынок;
- выявить методы и стратегии международного маркетинга.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, задачи, цели международного маркетинга 5
2. Основные черты международного маркетинга 9
3. Концепции международного маркетинга 11
4. Принципы международного маркетинга 13
5. Среда международного маркетинга 16
6. Целесообразность выхода на внешний рынок 19
7. Структура комплекса маркетинга 29
8. Продвижение товаров в международном маркетинге 33
9. Международный маркетинг как средство повышения конкурентоспособности товаров российских предприятий 34
10. Заключение 39
11. Литература 41

Вложенные файлы: 1 файл

Мир эк.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Сбытовая  система фирмы, действующей на внешнем  рынке, может быть представлена в  виде:

1. Собственные  органы сбыта. К ним относятся:

— экспортный отдел, отвечающий за все этапы товародвижения до заграничного покупателя;

— руководство  предприятия, принимающее решения  о важных условиях сделок (иногда прямо  на заграничном рынке);

— полномочный  представитель фирмы, осуществляющий исследование заграничного рынка и подготавливающий заключение сделки, контроль за ее реализацией непосредственно за рубежом (посещения покупателей);

— экспортное общество внутри страны; часто создается  на паевой основе несколькими экспортерами для сокращения сбытовых затрат и  устранения конкуренции между ними на мировом рынке;

— заграничное  представительство; как правило, создается  на важном для предприятия рынке  и с правовой точки зрения является составной частью предприятия;

— заграничные  отделения фирмы; являются ее организационной  частью, не имеют самостоятельного правового статуса, содержат большой  штат и официально регистрируются в стране пребывания;

— дочернее общество за рубежом; имеет правовую и хозяйственную самостоятельность и часто создается в виде совместного предприятия (предприятия с иностранными инвестициями) с партнером в стране пребывания;

— вынесенные непосредственно на рынки сбыта  заводы по производству товаров и  фирменные магазины розничной торговли, торгующие исключительно продукцией данного предприятия.

2. Сторонние  органы сбыта (сбытовые посредники). Посредник (intermediary) — лицо, фирма  или организация — стоящий  между производителями и потребителями товаров и содействующий их обращению; действует в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и др. Работает за вознаграждение, которое должно соответствовать сложившимся в той или иной стране традициям. В вознаграждение входят комиссионные, отчисления на стимулирование сбыта и рекламу, премии, бонусы и т.д.

Международные маркетинговые посредники (international marketing intermediary) действуют между производителями  и потребителями товаров и  услуг на мировом рынке.

Большинство фирм, работающих на зарубежном рынке, предлагают свои товары через посредников. Каждая из них стремится сформировать собственный канал распределения (distributive channels). Фирме необходимо выявить типы существующих посредников, которые могли бы обеспечить функционирование ее канала. Каналы могут быть разных уровней (нулевой — zero-level channels of distribution, одноуровневый — one-level channels of distribution, двухуровневый — two-level channels of distribution, трехуровневый — three-level channels of distribution и т.д.). Выбор количества уровней каналов зависит от пути, которым товары движутся от производителя к потребителям. Фирме необходимо решить, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канала. Потребность в нескольких посредниках возникает при реализации товаров, производство которых локализовано в ограниченном числе пунктов, а сфера потребления обширна.

Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности  товара и доведения его до целевых  рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку. К посредникам, действующим на мировом рынке, относятся: агент, комиссионер, консигнатор, брокер, маклер, дилер, дистрибьютор, розничный торговец, оптовый торговец, коммивояжер и др.

 

Структура службы маркетинга

 

Для управления деятельностью, связанной с международным  маркетингом, большинство фирм сначала  создают у себя экспортный отдел, затем международный филиал и, в конце концов, превращаются в транснациональные компании.

Экспортный отдел.

Обычно  фирма приступает к международному маркетингу, когда начинает просто отгружать свои товары за границу. Если сбыт растет, фирма создает экспортный отдел в составе управляющего службой сбыта и нескольких его помощников. По мере дальнейшего роста сбыта расширяется и экспортный отдел, в состав которого включают разнообразные маркетинговые службы, что дает возможность вести дела более активно. Если фирма организует совместные предприятия или осуществляет прямое инвестирование, одного экспортного отдела ей уже недостаточно.

Международный филиал.

Многие  фирмы оказываются вовлеченными в деятельность сразу на нескольких международных рынках, имеют несколько совместных предприятий. В одной стране фирма может заниматься экспортом, в другой - лицензированием, в третьей - совместными предприятиями, а в четвертой - иметь свою дочернюю компанию. Для контроля над всей этой международной деятельностью фирма рано или поздно учредит международный филиал или специальную дочернюю компанию. Во главе международного филиала обычно стоит президент, который определяет цели этого филиала, его бюджет и несет ответственность за деятельность фирмы на мировом рынке.

Транснациональная компания.

Некоторые фирмы перерастают масштабы деятельности на уровне международного филиала и становятся многонациональными организациями. Такую фирму уже нельзя воспринимать как фирму национального рынка, иногда занимающуюся предпринимательством за рубежом, а следует считать компанией мирового рынка. Высшее и функциональное руководство такой фирмы вовлекается в планирование производства, маркетинговой стратегии, движения денежных средств и системы материально-технического снабжения во всемирном масштабе. Подразделения, занимающиеся деятельностью во всемирном масштабе, подчиняются непосредственно директору -распределителю или исполнительному комитету фирмы в целом. Руководящих работников такой фирмы готовят к деятельности не на отечественном или международном рынке, а именно в мировом масштабе.

Руководство формируется из представителей многих стран. Комплектующие детали и вспомогательные материалы закупают там, где они стоят дешевле, капиталовложения осуществляются там, где от них можно ожидать самой большой отдачи. Крупные фирмы, заинтересованные в своем дальнейшем росте, должны постепенно превращаться в транснациональные компании.

По мере того, как иностранные фирмы успешно  вторгаются на внутренний рынок России, российским предприятиям и организациям нужно активнее проникать на рынки других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Структура комплекса маркетинга

 

Фирма, выступающая  на одном или нескольких зарубежных рынках, должна решить, будет ли она приспосабливать свой комплекс маркетинга к местным условиям, а если будет, то в какой мере. С одной стороны, есть фирмы, повсеместно использующие стандартизованный комплекс маркетинга. Благодаря стандартизации товара, рекламы, каналов распределения и прочих элементов комплекса маркетинга уменьшаются издержки, поскольку в эти элементы не вносят никаких крупных изменений.

Данный  принцип использует и фирма "Кока-кола", утверждая, что ее напиток должен иметь один и тот же вкус в любом уголке мира, и фирма "Форд", которая создает "автомобиль для мира" - автомобиль, который отвечал бы запросам большинства потребителей в большинстве стран мира.5

С другой стороны, существует принцип индивидуализированного комплекса маркетинга, когда производитель специально приспосабливает элементы комплекса к специфике каждого отдельного целевого рынка, неся дополнительные издержки, в надежде завоевать более высокую долю рынка и получить более высокую прибыль. Например, фирма "Нестле" в разных странах варьирует и свой товарный ассортимент, и свою рекламу.

Между этими  двумя полюсами существует множество  разнообразных вариантов. Так, фирма "Леви Страус" может повсеместно продавать одни и те же джинсы и при этом варьировать в разных странах основную тему своей рекламы.

Товар.

Можно выделить три стратегии адаптации товара к зарубежному рынку. Распространение  в неизменном виде означает, что  при выпуске товара на зарубежные рынки в него не вносят никаких изменений. Руководство дает в этом случае следующее указание: "Берите товар такой, какой он есть, и ищите на него заказчиков". Однако, прежде всего, необходимо выяснить, пользуются ли зарубежные заказчики этим товаром вообще. Например, мужчин, которые пользуются дезодорантами, в США 80 %, а на Филиппинах - всего 8 %. Многое испанцы совсем не потребляют таких привычных для россиян продуктов, как сливочное масло, сыр, и не любят выдержанное белое вино.

Распространение в неизменном виде оказывается успешным в одних случаях и пагубным - в других. Распространение в неизменном виде привлекательно потому, что не требует дополнительных затрат на НИОКР, переоснащения производства или внесения изменений в практику стимулирования.

Приспособление  товара предполагает внесение в этот товар изменений в соответствии с местными условиями или предпочтениями. АО "АвтоВАЗ" дорабатывает и оснащает свои автомобили в стране реализации, фирмы готовят разные кофейные смеси для англичан, которые пьют кофе с молоком, и для французов, которые пьют черный кофе.

Изобретение новинки заключается в создании чего-либо совсем нового. Различают  регрессивное и прогрессивное изобретение. Регрессивное изобретение - это возобновление выпуска товара в его ранее существовавших формах, хорошо приспособленных для удовлетворения нужд той или иной страны. Так, одна американская фирма возобновила производство кассовых аппаратов с приводной ручкой, которые можно было продавать в 2 раза дешевле современных аппаратов, и стала реализовывать их в развивающихся странах. Прогрессивное изобретение - это создание совершенно нового товара для удовлетворения нужды, существующей в другой стране. Так, наименее развитые страны испытывают огромную нужду в дешевых продуктах питания с высоким содержанием белка. Многие фирмы изучают пищевые потребности этих стран, разрабатывают новые продукты питания и проводят рекламные кампании, призванные обеспечить пробное использование и восприятие новинок.

Стимулирование.

Фирма может  либо повсеместно пользоваться стратегией стимулирования, применяемой ею на отечественном рынке, либо каждый раз  менять эту стратегию в расчете на местный рынок.

Многие  транснациональные компании пользуются стандартной единой темой рекламы во всех странах мира. Например, фирма "Эксон" повсеместно использовала тему: "Запустите тигра в банк" и добилась ее всемирной узнаваемости.

Рекламу варьируют в мелочах, меняют цвет, чтобы не нарушать существующих в других странах табу. Например, в большинстве стран Латинской Америки пурпурный цвет ассоциируется со смертью; в Японии белый цвет - это цвет траура; в Малайзии зеленый цвет ассоциируется с тропической лихорадкой. Приходится менять и названия. На немецком языке английское слово "туман" означает "навоз", а название клейкой ленты "скотч" звучит как "драгоценность".

Средства  рекламы также требуют адаптации  в международном масштабе, поскольку  в разных странах их доступность  различна. В ФРГ на коммерческую рекламу по телевидению отводят  всего один час за вечер и рекламодатели  должны закупать время за многие месяцы вперед. В Швеции на телевидении вообще не выделяют времени под коммерческую рекламу. В Скандинавских странах не существует радиорекламы. Журналы - основное средство рекламы в Италии, но в Австрии они играют незначительную роль.

Цена.

Нередко производители запрашивают на зарубежных рынках более низкую цену за свои товары. Прибыль, вероятно, окажется низкой, но невысокая цена нужна для организации  сбыта товара. Производитель может  назначить низкую цену, чтобы отвоевать  определенную долю рынка. А возможно, он хочет сбыть по бросовым ценам  товары, для которых нет рынка  в собственной стране. Практика, при которой за границей производитель берет за товар меньше, чем на отечественном рынке, называется демпингом. Таможенные власти могут в этом случае обложить товар антидемпинговой пошлиной.

Каналы распределения.

Фирма, выступающая  на международном рынке, должна комплексно рассматривать проблемы доведения своих товаров до конечных потребителей. Три основных звена связывают продавца с конечным покупателем. Первое звено - штаб-квартира организации продавца, которая контролирует работу каналов распределения и в то же время является частью этих каналов. Второе звено - межгосударственные каналы - обеспечивает доставку товаров до границ зарубежных стран. Третье звено - внутригосударственные каналы - обеспечивает доставку товаров из пунктов пересечения границы иностранного государства до конечных потребителей. Слишком многие производители считают свою миссию законченной, как только выпускают товар из своих рук. Однако следует более внимательно следить за тем, что происходит с этим товаром при его движении внутри иностранного государства.

Внутригосударственные каналы распределения разных стран  во многом отличаются друг от друга. Существуют большие различия в численности и типах посредников, обслуживающих каждый отдельный зарубежный рынок. Чтобы доставить мыло на рынок Японии, корпорации "Проктер энд Гэмбл" приходится иметь дело со сложнейшей системой распределения. Корпорация продает товар оптовику с широким смешанным ассортиментом, который в свою очередь продает его оптовику, специализирующемуся по данной ассортиментной группе товаров. Этот оптовик продает его оптовику узкой специализации, который продает его региональному оптовику. Последний продает его местному оптовику, который, наконец, продает его розничным торговцам. Наличие стольких уровней в системе товародвижения может привести к тому, что цена товара для потребителя окажется в 2-3 раза выше, чем его цена для первоначального импортера. То же самое мыло в тропических странах корпорация продает оптовику-импортеру. Затем он продает его крупной торговке, которая продает его мелким торговкам вразнос.

Еще одно различие состоит в величине и  характере розничных предприятий за рубежом. В то время как в США, например, преобладают крупные розничные сети, большая часть розничной торговли во Франции приходится на долю множества мелких независимых торговцев. В нашей стране, как и в Индии, насчитываются миллионы торговцев, которые продают товары в крошечных лавках или на базарах под открытым небом.

Информация о работе Международный маркетинг как средство повышения эффективности внешней торговли