Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:32, курсовая работа
1. Государственное регулирование экономики
1.1. Краткий экскурс в историю
1.2. Современный взгляд на роль государства
1.3. Государственное регулирование как необходимость
2. Методы государственного воздействия на макроэкономику
2.1. Направление и основные цели государственного регулирования
2.2. Правила денежно-кредитной политики
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные социально-экономические теории - марксизм, кейнсианство, монетаризм - используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике. Должно ли государство по возможности “уйти из экономики” или это может привести к “уходу экономики из государства”? В последнее время тема “минималистского” государства, имеющего минимум прав (в том числе прав собственности) и соответственно минимум обязанностей, зазвучала уже в операциональном ключе. Она прослеживается и в выступлениях президента РФ Дмитрия Медведева. Ряд экономистов связывают уменьшение роли государства с развитием процессов глобализации, с одной стороны, регионализации с другой и транснационализации производства - с третьей. Вместе с тем немало авторов отстаивают и иную точку зрения, указывая на возрастание роли государства в развитых странах. В настоящее время можно, по-видимому, говорить о своеобразном балансе сил в ходе “противостояния” государственности и глобализации.
Рыночная система
Рынок распределяет факторные
доходы в соответствии с производительностью
факторов, что создает существенную
объективную дифференциацию доходов,
в том числе проблему бедности.
А решать эту проблему должно государство
на основе конкретных представлений
о социальной функции полезности.
Решая проблему бедности, государство
устанавливает официальную
Рыночная экономика развивается циклически, создавая разрывы ВНП и снижая эффективность распределения ресурсов. Государство осуществляет макроэкономическую стабилизационную политику, сглаживая циклические последствия. Особая функция государства состоит в борьбе с макроэкономическими «болезнями»: экономическими спадами, инфляцией и замедлением экономического роста, которые могут угрожать экономической и политической устойчивости общества. В централизованной экономике правительство имеет возможность в некоторых пределах ускорять темп экономического роста, сокращать безработицу и препятствовать росту цен с помощью административных решений. Но в условиях рыночной экономики правительство и парламент не могут приказать фирмам производить больше продуктов, не увольнять рабочих и не повышать цены. Как же государство может осуществлять эту свою функцию? Получить ответ на эти и другие вопросы и будет целью данной курсовой работы.
1.1 Краткий экскурс в историю
Одной из примечательных тенденций ХХ в. стало существенное усиление роли государства в экономике. Это связано с политическими и идеологическими факторами, которые способствовали радикальным сдвигам в понимании функций государства. Переосмысление функций государства, в свою очередь, открыло путь для активизации деятельности государственных властей в последние десятилетия прошедшего века. Со времен А.Смита классическая политэкономия настаивала на концепции минимального государственного сектора в экономике. Роль государства ограничивалась функциями организации общественных работ, поддержания правопорядка и защиты границ. Государство, по мнению сторонников классической политэкономии, должно лишь обеспечивать права собственников и экономическую свободу индивидов. Такой консервативный подход к роли государства стал доминирующим в экономической доктрине большинства государств мира в XIX в. Доля государственных расходов в ВВП обычно не превышала 10%.
Важным этапом в развитии теоретических исследований роли государства стало возникновение в 1910-1920-е годы экономической теории благосостояния. В работах В.Парето и А.Пигу был поставлен и обсуждался вопрос о том, что такое общественное благо вообще и применительно к хозяйству, хозяйству рыночному, в частности, и как это благо соотносится с индивидуальным благом участников хозяйственного процесса; были введены основные понятия современной теории благосостояния; наконец, поскольку позиции Пигу и Парето в отношении понятия общественного блага были принципиально различными, наметились два основных направления в теории благосостояния. Пигу продолжил классическую традицию изучения проблем экономической роли государства, заложенную Смитом и Миллем и в какой-то степени поддержанную А.Маршаллом. Основной вклад Пигу связан с разработкой показателя благосостояния – у него это национальный дивиденд — и с формулированием условий достижения его максимума. Пигу рассматривал проблемы благосостояния с позиций философии утилитаризма. Он признавал возможность существования единого и общего критерия благосостояния, т.е. фактически сопоставления индивидуальных полезностей. Как и многие представители утилитаризма до него, Пигу вполне понимал важность более равномерного распределения богатства, но он считал, что эта проблема лежит вне области научного анализа. И его интересы, и “его научный вклад связаны с проблематикой не равенства, а эффективности”, т.е. поиска условий максимизации национального дивиденда.
В конце XIX – начале XX
в. В.Парето попытался выяснить, при
каких условиях экономика совершенной
конкуренции обеспечивает максимум
благосостояния и что этот максимум
означает. Он выдвинул критерий благосостояния,
который исключает саму возможность
формулирования какого-либо единого
показателя общественного благосостояния.
Согласно этому критерию, благосостояние
увеличивается, если некоторые люди
выигрывают (т.е. они сами оценивают
свое положение как более
Что означает данный критерий в контексте проблемы государственного вмешательства? Важную роль в понимании того, как может быть достигнуто оптимальное по Парето состояние, сыграли теоремы благосостояния, доказанные в конце 30-х – начале 50-х годов К.Эрроу, М.Алле, А.Лернером и некоторыми другими теоретиками. Эти теоремы установили эквивалентность между конкурентным равновесием и оптимумом Парето и тем самым окончательно разграничили проблемы эффективности и справедливости. Полученные результаты не означали, что государство не может влиять на положение равновесия, они лишь предполагали, что оно может делать это, исходя не из экономических, а иных соображений. Основная проблема, которой занимались теоретики благосостояния, заключалась в определении конкретных мер воздействия на поведение экономических субъектов, чтобы в результате рыночного взаимодействия достигалось Парето-оптимальное состояние, в котором учтены некоторые политические, социальные и другие предпочтения. Весьма специфический ответ на этот вопрос был предложен в рамках теории рыночного социализма, возникшей в 30-е – 40-е годы в связи с теоремами благосостояния.
В работах А.Лернера и О.Ланге, а также ряда других экономистов была предложена модель рыночного социализма, в которой социальные предпочтения согласуются с критерием эффективности. Социалистическая природа экономики у Лернера и Ланге выражалась в том, что, во-первых, капитальные ресурсы (и земля) принадлежат государству и это создает материальную основу для перераспределения доходов, а во-вторых, цены рассчитываются Плановым комитетом (некоторая аналогия аукциониста Вальраса), исходя из законов спроса и предложения и одновременно с учетом социальных приоритетов. В остальном же модель работает как рыночная, а именно потребители предъявляют спрос на товары и предлагают труд в соответствии с принципом максимизации полезности; предприятия, управляемые государственными служащими-менеджерами, действуют в соответствии с принципом максимизации прибыли.
В двадцатом веке теории марксизма и социализма создали импульс для значительного расширения функции государства по перераспределению доходов (экономисты-классики никогда даже не предполагали возможности существования такой функции). Формирование блока стран во главе с СССР, ориентированных на строительство коммунизма и обеспечение равенства доходов индивидов, подтолкнуло страны с рыночной экономикой к созданию так называемой “смешанной” экономики, одним из элементов которой является широкое вмешательство государства в хозяйственные процессы. Постепенно перераспределение доходов на основе мер по сокращению доходов богатых и увеличению доходов бедных выдвинулось в число первостепенных и законных функций государства. Система налогообложения высоких доходов по повышенным ставкам и социальные пособия для малообеспеченных людей, которые в XIX в. применялись крайне редко, в ХХ в. стали обычной практикой. Увеличение государственных расходов на здравоохранение и образование также обосновывалось отныне необходимостью осуществления функции перераспределения доходов.
Распространение кейнсианства
способствовало развитию функции государства
по обеспечению стабильности экономики
за счет мер по нейтрализации влияния
циклических колебаний
Новые доказательства в пользу государственного вмешательства в экономику дали после Второй мировой войны концепции общественных благ и экстерналий (внешних эффектов). Так, сторонники концепции общественных благ П.Самуэльсон и Р.Масгрейв (Musgrave) утверждали, что государство должно обеспечивать общество значительным количеством общественных благ, поскольку рынок не может этого делать удовлетворительным образом из-за отсутствия заинтересованности у частных производителей. Тезис концепции экстерналий о том, что производство и потребление некоторых товаров имеют внешние, позитивные и негативные эффекты, которые никак не отражаются на ценах на эти товары, использовался в качестве доказательства неэффективности рыночного механизма. В этих условиях государство должно принять меры, которые увеличат издержки производства и потребления товаров с негативными экстерналиями и, напротив, уменьшат соответствующие издержки для товаров с позитивными экстреналиями. Описанная концепция использовалась государственными властями в качестве аргумента в пользу расширения роли государства в сфере здравоохранения, образования, транспорта, научных исследований и разработок, вспомоществования и т.п.
Помимо отмеченных концепций, которые воздействовали на масштабы государственного вмешательства во всех странах, ряд дополнительных теоретических аргументов были использованы в развивающихся странах. Одним из аргументов в пользу прямого государственного вмешательства в производство (через государственные предприятия) стал тезис, что государственный сектор обладает такими способностями в сфере управления, которых нет в частном секторе. Так, для некоторых видов деятельности и крупных проектов требуются инвестиции и компетенции таких масштабов, которые частный сектор не в состоянии обеспечить.
В 50-60-е годы во многих
развивающихся странах
50-60-е годы стали
“золотым веком”
Информация о работе Методы государственного регулирования экономики