Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:31, контрольная работа
Миграция рабочей силы - это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции.
Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция, которая по своим качественным и количественным параметрам существенно отличается от иммиграции в РФ.
После того как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. – более 673 тыс. человек, затем это количество постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс. человек. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50% из немцев, русских было около 25%, евреев – 13 – 16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.
В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья – 84,7% выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6%.
Направления российской трудовой эмиграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции – в страны Западной Европы (прежде всего в ФРГ) и Северной Америки. При этом для нашей страны негативное значение имеет то , что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, а также потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажёров. По имеющимся данным, они составляют около 30% от всех эмигрантов из России. Убытки, связанные с этим явлением, некоторыми специалистами оцениваются в 45 млрд долл. в год. При этом только 8 – 11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально – через государственные структуры и частные агентства. Около 90% трудоустраиваются самостоятельно, что не подразумевает социальных гарантий и отчислений в российский бюджет.
По имеющимся оценкам отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.
В настоящее
время предпринимательская
3. В гости на заработки
Для трудоустройства
гастарбайтера предприятию
Иностранец получает разрешение на работу
Иностранец, имеющий вид на жительство (постоянно проживающий в РФ), имеет право свободно работать в России без разрешений. Иностранец, получивший разрешение на временное проживание, вправе работать на территории того субъекта РФ, где ему разрешено жить.
В период каникул могут работать без разрешения по договору порядка (оказания услуг) студенты учреждений профобразования, приехавшие в Россию по учёбной визе. При желании заключить с ними договоры лучше ознакомиться со справкой образовательного учреждения об обучении таких лиц и сроках их каникул (стоит приложить её к документации по этому работнику). Также эти студенты могут работать без разрешения в качестве учебно – вспомогательного персонала в учреждениях, в которых они обучаются.
Без разрешений работают в России дипломатические и консульские работники, их домашний персонал, аккредитованные в РФ журналисты и приглашённые в нашу страну преподаватели (кроме преподавателей духовных учреждений).
Разрешение не требуется работникам иностранных производителей или поставщиков, выполняющих монтажные (шеф - монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования.
Прочим иностранным гражданам необходимо разрешение на работу. Постановлением Правительства России от 15.11.2006 № 681 (далее – Постановление № 681) определены отдельные правила выдачи разрешений на работу для иностранцев, прибывающих в Россию в порядке, требующем и не требующем получения визы.
В случае необходимости получения потенциальным работником визы заявление на выдачу разрешения для него подаёт за него в орган ФМС будущий работодатель. К заявлению прилагаются:
• цветная фотография иностранного гражданина размером 30×40 мм;
• копия иностранного документа о профессиональном образовании, квалификации или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству);
• документ об уплате госпошлины.
В случае если документы составлены на иностранном языке к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.
По каждому заявлению принимается отдельное решение в 30-дневный (при экспертизе – в 45-дневный) срок. Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. Если эта квота исчерпана, потенциальный работник, увы, уже не получит разрешения.
Разрешение на работу выдаётся только при условии:
а) достижением иностранным гражданином 18-летнего возраста;
б) привлечения иностранцев по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в выданном работодателю разрешении на привлечение и использование иностранных работников.
При прибытии иностранного гражданина в Россию в порядке, не требующем получения визы, он примерно в той же последовательности получает разрешение на работу самостоятельно (см. Постановление № 681).
Будущий работник проходит медосвидетельствование
Чтобы разрешение на работу было выдано на руки или выслано работодателю, в соответствующий орган ФМС должна быть представлена медицинская справка, свидетельствующая об отсутствии у потенциального работника наркомании или опасного инфекционного заболевания, предусмотренного Постановлением Правительства России от 02.04.2003 № 188. В этот перечень включены ВИЧ – инфекция, лепра, туберкулёз и инфекции, передающиеся преимущественно половым путём. При наличии подобных заболеваний разрешение на работу не выдаётся, а выданное – аннулируется. Такие же справки иностранцы представляют для получения вида на жительство, разрешения на временное проживание.
Въехавшие в Россию в безвизовом порядке иностранцы, получившие разрешение на работу, обязаны представить в течение 30 суток со дня получения разрешения в орган ФМС такие же медсправки, если разрешение на работу выдано им на срок более 90 суток.
Порядок прохождения медицинского освидетельствования иностранных граждан регламентируется Письмом Роспотребнадзора от 30.01.2007 № 0100/806-07-32.
Работодатель уведомляет налоговый орган
Работодатель обязан сообщить о привлечении иностранца к работе в налоговый орган по месту своего учёта в течение 10 дней с момента:
• подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
• прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
• получения
иностранным гражданином
• заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель обеспечивает регистрацию иностранца по месту пребывания
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин обязан зарегистрироваться по месту пребывания в России в течение трёх дней со дня прибытия в страну. Согласно п. 3 ч. 8 ст. 18 того же Закона на работодателя возлагается обязанность представления документов, необходимых для регистрации. Заявление о регистрации подаётся иностранцем в территориальный орган ФМС России лично или через пригласившего работодателя. К нему прилагаются копии документа, удостоверяющего личность, и миграционной карты.
Стороны заключают трудовой договор
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет:
• документ, удостоверяющий личность;
• трудовую книжку;
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при их необходимости для работы).
Документом, удостоверяющим личность, признаётся паспорт иностранного гражданина, вид на жительство. Международным договором может быть признан таковым и другой документ (надо дополнительно выяснить – что за документ и на основании какого договора). Страховое свидетельство и трудовая книжка (которых скорее всего у иностранца нет) должны быть заведены (изготовлены) ему организацией, в которую он устраивается работать.
Помимо указанных документов важно заглянуть в миграционную карту потенциального работника. Она даст информацию о данном лице, его въезде и перемещениях в России (это позволяет проверить как законность его нахождения, так и составить некий портрет человека – особенно это важно, если он въезжал в страну не по приглашению от организации, куда идёт работать).
Получив необходимую информацию, можно принимать решение о найме и заключать трудовой договор. На основе трудового договора издаётся приказ (распоряжение) работодателя о приёме на работу и в трёхдневный срок объявляется работнику под роспись. С этого момента трудовые отношения считаются оформленными.
Работодатель уведомляет орган занятости
Организация, заключившая трудовой или
гражданско-правовой договор с иностранным
работником, прибывшим в Россию в порядке,
не требующем получения визы, обязана
в 10-дневный срок со дня заключения договора
уведомить об этом территориальный орган
ФМС и орган занятости в субъекте Федерации.
Форма такого уведомления установлена
Постановлением Правительства России
от 23.12.2006 № 798.
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда
На состояние
сферы занятости региона
Предложение рабочей силы складывается из местного незанятого, но активно ищущего работу населения и населения, прибывающего по тем или иным причинам в регион. Демографической основой формирования предложения рабочей силы выступает население в трудоспособном возрасте. А поскольку в миграционном потоке преобладают лица в основном активных рабочих возрастов, то миграция является одним из ведущих факторов, определяющих количественные и качественные параметры предложения рабочей силы.
К основным миграционным потокам, которые оказывают влияние на формирование региональных рынков труда, относятся:
1) маятниковая трудовая миграция. Как правило, в ней участвуют жители пригородных территорий, входящих в агломерации и совершающие ежедневные трудовые маятниковые миграции;
2) межрегиональная миграция рабочей силы. Привлечение работников осуществляется как из прилегающих субъектов РФ, так и регионов, удалённых от него. При этом перераспределение по территории ресурсов труда может осуществляться в форме как трудовой миграции (без смены постоянного места жительства), так и безвозвратной миграции на постоянное место жительства в целях трудоустройства;