Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:31, контрольная работа
Миграция рабочей силы - это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции.
Введение 3
1. Международная миграция рабочей силы 4
2. Россия и международный рынок труда 12
3. В гости на заработки 20
4. Об оценки влияния миграции на рынке труда 25
Заключение 45
Список использованной литературы 46
3) миграция рабочей силы из-за пределов страны (внешняя миграция). Внешние мигранты могут прибывать на территорию вселения как на постоянное место жительства, так и с целью осуществления временной трудовой деятельности (иностранная рабочая сила).
Перечисленные потоки мигрантов в той или иной степени определяют структуру предложения рабочей силы в регионе. Поэтому целенаправленное регулирование масштабов и направлений миграционных процессов позволит снижать напряжённость на региональных рынках труда путём перераспределения излишков рабочей силы.
Методологически определение влияния миграции на сбалансированность региональных рынков труда может быть осуществлено в четыре этапа.
Первый этап – оценка миграционной ситуации в регионах и определение основных источников формирования предложения рабочей силы, в том числе за счёт мигрантов. Для этого анализируются основные миграционные потоки внутренней внешней миграции (включая иностранную рабочую силу) и влияние миграции на формирование населения трудоспособного возраста в региональном разрезе с последующим ранжированием российских территорий по данному признаку. Региональные различия в миграционной ситуации и типологизация субъектов Федерации по степени влияния миграции на формирование предложения рабочей силы определяются по следующим показателям:
* динамика общего миграционного сальдо населения трудоспособного возраста за n-период времени (для большей достоверности получаемых выводов ретроспективный период должен составлять не менее 10 лет), в том числе миграционного сальдо населения трудоспособного возраста за счёт внутренней и внешней миграции;
* динамика и прирост численности населения трудоспособного возраста как демографической основы экономически активного населения;
* удельный вес общего сальдо миграции, в том числе внутреннего и внешнего, в приросте населения трудоспособного возраста;
* коэффициенты миграционной нагрузки на 1 тыс. человек трудоспособного возраста и на 1 тыс. человек экономически активного населения, рассчитанные как отношение миграционного сальдо населения в трудоспособном возрасте к среднегодовой численности населения в трудоспособном возрасте и среднегодовой численности экономически активного населения данного региона. Отрицательное значение коэффициента миграционной нагрузки показывает, насколько уменьшилась миграционная нагрузка на трудоспособное и экономически активное население, а положительное – насколько эта нагрузка возросла. Аналогичные коэффициенты миграционной нагрузки рассчитываются отдельно для внешней и внутренней миграции;
* численность и структура иностранной рабочей силы, привлечённой на законных основаниях.
В качестве дополнительных характеристик миграции может использоваться сальдо миграции населения младше трудоспособного возраста, в том числе по внутреннему и внешнему потокам. Данный показатель позволяет определить возможные границы изменения масштабов предложения рабочей силы на ближайшие 10-15 лет в зависимости от численности лиц, вступающих в рабочий возраст.
В результате анализа указанных показателей регионы распределяются на несколько типов по степени влияния миграции на формирование трудоактивного населения. Для ранжирования территорий показатели разбиваются на две группы: первая включает общие показатели (число прибывших, число выбывших, сальдо миграции), отражающие результаты территориального перемещения населения; вторая – специальные показатели, характеризующие остроту исследуемой проблемы (доля миграционного прироста в естественном приросте населения, в приросте населения трудоспособного возраста и населения младших возрастов, коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. человек трудоспособного возраста и 1 тыс. человек экономически активного населения). Группообразующими являются общие показатели, а типообразующими – специальные показатели.
Итог типологизации – выделение региональных типов с различной степенью влияния миграции на формирование экономически активного населения и определения, во-первых, территорий, где миграция выступает как фактор роста численности трудоактивного населения, а во-вторых, территорий, где миграция является фактором сокращения трудового потенциала.
Второй этап – оценка состояния региональных рынков труда и определение степени влияния миграции на их функционирование. Результатом второго этапа должна стать типологизация субъектов Федерации по степени сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и выявление территорий положительного и отрицательного влияния миграции на объёмы предложения рабочей силы.
При выборе основных данных для такой типологизации предлагается все характеристики разделить на две группы – показатели, характеризующие спрос на рабочую силу, и показатели, характеризующие её предложения. Первая группа включает следующие показатели: численность и динамика занятого экономически активного населения; уровень занятости; потребность в работниках, заявляемая в службы занятости предприятиями и организациями, и её региональная и отраслевая структура.
Вторая группа объединяет характеристики экономически активного незанятого населения региона и мигрантов трудоспособного возраста (как внутренних, так и внешних), включая и иностранную рабочую силу:
- уровень безработицы экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет, отражающий межрегиональные различия незанятости населения;
- уровень безработицы, регистрируемый службой занятости, что позволяет выявить проблемные территории с точки зрения состояния рынка труда не только из-за роста численности населения в трудоспособном возрасте (предложение рабочей силы на рынке труда, превышающее спрос), а также регионы, в которых безработица вызвана недостаточным развитием производства и отсутствием необходимого количества рабочих мест;
- показатель напряжённости на рынке труда, определяемый как численность незанятого населения, обратившегося в службы занятости, в расчёте на одну вакансию;
- расчётный показатель дисбаланса на рынке труда (ДБВ) – разница между среднегодовой численностью безработных по методологии МОТ и среднегодовым числом вакансий (требуемых работников), сообщённых организациями в органы государственной службы занятости;
- коэффициент миграционной нагрузки на рынок труда (КМНРТ), исчисляемый отношением сальдо миграции населения трудоспособного возраста к потребности в работниках, заявляемой предприятиями и организациями в службы занятости. Он указывает на фактическую численность мигрантов, претендующих на свободные рабочие места в регионе, либо на численность прибывающих или выбывающих мигрантов;
- коэффициент миграционной нагрузки на занятость (КМНЗ) – соотношение мигрантов трудоспособного возраста на 1 тыс. занятых. Данный коэффициент рассчитывается отдельно по внешней и внутренней миграции;
- коэффициент нагрузки ИРС на рынок труда (КНИРС) – отношение численности иностранных граждан, работающих в Российской Федерации на законных основаниях, к среднегодовому числу вакансий (требуемых работников), сообщенных организациями в органы государственной службы занятости;
- показатель соотношения численности иностранных работников к численности занятых.
В результате анализа выделяется по степени сбалансированности спроса и предложения на рынках труда пять типов регионов: относительной сбалансированности спроса и предложения; с низкой степенью дисбаланса; со средней и выше средней степенями дисбаланса; с высокой степенью дисбаланса; с критической степенью дисбаланса. Распределение субъектов РФ по указанным типам следующее (табл. 1).
Характеристика типов РФ по степени сбалансированности спроса и предложения на рынке труда (табл.1)
В среднем по Российской Федерации | 1тип | 2 тип | 3 тип | 4 тип | 5 тип | |
Регионы относительной сбалансированности | Регионы низкой степени дисбаланса | Регионы средней и выше среднего степенями дисбаланса | Регионы высокой степени дисбаланса | Регионы критической степени дисбаланса | ||
Количество субъектов РФ, входящих в тип | 88 | 19 | 7 | 31 | 17 | 14 |
Типообразующие показатели: | ||||||
Уровень занятости, % | 92,4 | 94,3 | 93,3 | 92,4 | 90,0 | 78,1 |
Структура вакансий, % | 100,0 | 60,5 | 9,3 | 25,8 | 5,3 | 0,7 |
Отношение безработных к вакансиям, чел./вакансия | 6,9 | 4,8 | 5,8 | 9,3 | 16,6 | 395,5 |
Коэффициенты: | ||||||
Напряженности на рынке труда (незанятое население к вакансиям), чел/вакансия | 2,5 | 1,4 | 1,6 | 2,8 | 6,5 | 277,5 |
Миграционной нагрузки на вакансии, чел/вакансия | 0,09 | 0,28 | -0,09 | -0,18 | -0,92 | -4,42 |
В том числе | ||||||
Внутренняя миграция | 0,00 | 0,13 | -0,15 | -0,27 | -0,96 | -2,75 |
Внешняя миграция | 0,09 | 0,15 | 0,07 | 0,10 | 0,10 | 0,15 |
Иностранной рабочей силы к вакансиям, чел/вакансия | 0,86 | 0,61 | 0,55 | 1,07 | 1,71 | 3,44 |
Миграционной нагрузки на 1тыс. занятых, чел. | 1,05 | 3,9 | -1,12 | -1,9 | -5,94 | -5,61 |
В том числе | ||||||
Внутренняя миграция | 0,0002 | 2,04 | -1,94 | -2,65 | -6,10 | -4,01 |
Внешняя миграция | 1,05 | 1,86 | 0,92 | -0,79 | 0,60 | 0,26 |
На основе выделенных типов регионов может быть сформирована еще одна типология по степени влияния миграции на рынок труда: миграционное – привлекательные субъекты Федерации с минимальной и пониженной напряженностью на рынке труда; миграционное – привлекательные субъекты с повышенной и максимальной напряженностью на рынке труда; субъекты миграционного оттока населения трудоспособного возраста с пониженной и умеренной напряженностью на рынке труда; субъекты миграционного оттока населения трудоспособного возраста с повышенной напряженностью на рынке труда; субъекты Федерации высокой интенсивности миграционного оттока населения трудоспособного возраста с максимальной и повышенной напряженностью на рынке труда (табл. 2-6).
Миграционно – привлекательные субъекты РФ с минимальной и пониженной напряженностью на рынке труда (табл. 2)
Коэффициент миграционной нагрузки на 1 тыс. населения трудоспособного возраста | Тип региона по степени напряженности | |
Московская область | 14,1 | С минимальной напряженностью |
Москва | 6,8 | |
Санкт – Петербург | 6,6 | |
Ленинградская область | 9,8 | С пониженной напряженностью (ниже средней по России) |
Калининградская область | 5,2 | |
Ярославская область | 4,2 | |
Республика Татарстан | 3,3 | |
Свердловская область | 3,3 | |
Рязанская область | 3,2 | |
Самарская область | 3,1 | |
Калужская область | 2,7 | |
Липецкая область | 2,4 | |
Тюменская область | 2,0 | |
Нижегородская область | 1,6 | |
Тульская область | 1,0 | |
Тверская область | 0,6 | |
Вологодская область | 0,3 | |
Новосибирская область | 1,6 | С умеренной напряженностью (на уровне, близком к средней по России) |
Республика Карелии | 0,9 | |
Владимирская область | 0,6 | |
Челябинская область | 0,3 |