Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 15:02, контрольная работа
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Модели макроэкономической политики………………………………….8
1.1 Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом…………….....8
1.2 Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости…………………………………...10
1.3 Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения...........................................................................................................14
1.4 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях………………………………………………………………………………17
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы…………….19
2 Споры о макроэкономической политики………………………………23
2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру.23
2.2 Принцип рациональных ожиданий……………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………31
Список использованных источников……………………...…………………33
Список сокращений……………………………………………………………35
правильную оценку информации производителями и потребителями в рыночном хозяйстве.
Среди подобных правил, например, предлагается принять закон, в соответствии с которым принимаемые правительством решения в области денежной и фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить принятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы.
Отдавая себе отчет в непоследовательности макроэкономической политики, экономические агенты перестают доверять заявлениям правительства и ЦБ, и экономика, в конечном счете, может оказаться малоуправляемой. Так, например, согласно кривой Филлипса, взаимосвязь между инфляцией и безработицей зависит от инфляционных ожиданий. Для уменьшения инфляционных ожиданий руководство ЦБзаявляет, что главной целью проводимой им денежной политики является снижение темпов роста цен. Однако после того, как ожидания уже сложились, у ЦБпоявляется стимул к отказу от прежних намерений ради борьбы с безработицей. Если маневры ЦБ не ограничены рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его заявлениям о решительной антиинфляционной политике и не будут осуществлять инвестиций. В итоге экономический рост окажется «заблокированным» этим недоверием. Эта взаимосвязь между уровнем доверия, инвестиций и экономического роста в различных группах стран представлена на( приложении Б).
Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.
Вместо решения сиюминутных проблем правительства должны сосредоточить внимание на долгосрочной экономической политике, структурных условиях общего экономического равновесия.
Заключение
Идея макроэкономического моделирования и регулирования возникла тогда, когда стало понятно, что рыночный механизм сам не в состоянии преодолеть нарастающие диспропорции, восстанавливать утраченное экономическое равновесие.
Приверженцы классической макроэкономической модели считают, что рыночная экономика функционирует в интересах всего общества. Для обоснования целесообразности или не целесообразности использования этой модели в России используем такие показатели:
Естественная цена товара, услуги или ресурса - цена, которая обеспечивает покрытие затрат на производство и получение средней иметь, они не могут заплатить природную цену. Они являются носителями латентного спроса и не оказывают содействие появлению товара на рынке.
В России реально 85% покупателей можно отнести к категории латентных. Соответственно мы можем сделать вывод: население России не может оказывать содействие появлению товаров на рынке, таким образом тормозя развитие экономики и производства в частности.
Обобщая все вышесказанное сделаем вывод, что использование классической макроэкономической модели не возможно в наше время в наших условиях.
Также, в качестве заключения рассмотрим подробно некоторые недостатки одного из основных макроэкономических показателей - ВНП. В любой стране с рыночной экономикой самый популярный экономический показатель - это ВНП, потому что от состояния и динамики ВНП, его составляющих, его структуры зависит благосостояние каждого конкретного человека, жизненный статус десятков миллионов людей. Снижается ВНП - жди безработицы, падения уровня жизни и других неприятностей. Когда вырастает стоимость валового продукта, это означает, что будет получено больше доходов. Таким образом, существует очевидная связь между размером ВНП также является
общей мерой количества товаров и услуг, которые мы сможем купить, индивидуально и коллективно. Поэтому, в общем, все довольны, когда ВНП поднимается, и недовольны, когда он падает.
Некоторые возможные "твердые курсы" бюджетно-налоговой политики правительства:
а) государственный бюджет, балансируемый ежегодно;
б) государственный бюджет, балансируемый в более долгом периоде:
— на циклической основе;
— на функциональной основе.
Курс правительства на ежегодно балансируемый государственный бюджет:
а) снижает степень "встроенной" стабильности экономики;
б) вызывает частые колебания налоговых ставок, которые снижают инвестиционную активность;
в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего поколения
в пользу будущего.
Данные в (приложении В) свидетельствуют о сложностях практической реализации курса на ежегодно сбалансированный бюджет.
Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансируются в более долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики,ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать следующие:
— снижение общего объема государственного долга;
— стабилизация соотношения долг/ВВП;
— выравнивание темпов роста государственных расходов
и темпов роста ВВП;
— равенство или превышение чистого объема инвестиций над
чистым объемом государственного долга.
Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" расходующих государственных ведомств, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими ограничениями, без которых динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудноуправляемой. Некоторые возможные "твердые курсы" кредитно-денежной политики Центрального Банка:
1) поддержание стабильного темпа изменения денежной массы;
2) стабилизация рыночной ставки процента;
3) стабилизация номинального ВВП;
4) стабилизация номинального валютного курса.
При стабилизации темпа изменения денежной массы ЦБ устанавливает на каждый год определенный уровень ее прироста и с помощью операций на открытом рынке, дисконтной политики или изменения нормы резервирования поддерживает стабильное денежное предложение.
Рассмотрев проблемы выбора активной или пассивной экономической политики, а также необходимости придерживаться гибкого или твёрдо следующего определенным правилам курса. В пользу каждого из возможных решений поставленных проблем было приведено множество аргументов. Ясно одно: в макроэкономической политике ни на один вопрос нельзя дать однозначного ответа. В конечном итоге, лишь взвесив все политические и экономические аргументы, можно решить вопрос о роли правительства в стабилизации экономики.
Хорошо это или плохо, но главная роль в формировании экономической политики принадлежит экономистам. Эта роль очень трудна, поскольку экономика - сложная система. Но и отказаться от нее нельзя. При разработке экономической политики экономисты не могут стоять в стороне, ожидая, когда экономические модели станут более совершенными. Кто-то должен консультировать политических деятелей сегодня, и эта трудная задача выпадает на долю экономистов.10
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение
1
Валовый
Национальный
продукт
(ВНП)
главный показатель при составлении национальных счетов, определяется как совокупная рыночная стоимость всего объекта производства товаров и услуг в экономике за один год и является денежным показателем
2 Закон Сэя макроэкономический принцип (не нашедший подтверждения), согласно которому производство товаров и услуг (предложение) создаёт равный совокупный спрос на них
3 Инвестиции затраты на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов
4 Монетаризм теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов
5 Монетарная политика комплекс взаимосвязанных предприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения
6 Мультипликатор Кейнса характеристика соотношения между приростами национального дохода и инвестиций
7 Совокупный спрос показатель спроса на макроуровне, используемый для определения и объяснения уровня цен и реального чистого национального продукта, общего объёма товаров и услуг, на который может быть спрос при данных ценах
8 Совокупное предложение показатель предложения на макроуровне, отражает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен
9 Теория рациональных ожиданий (ТРО) изменение экономического мышления рыночных агентов, владельцев факторов производства и денег; признание конкуренции всех основных видов рынков, влияющих на основе спроса и предложения на цены и ставки зарплаты; опирается на теорию рынков, её микроэкономические принципы
10 Фискальная политика государственное регулирование совокупного спроса путём планируемых изменений государственных расходов и налогов
11 Экономический рост увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени на душу населения
Список использованных источников
1 Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика [Текст] : Учебник / под общей ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. –М .: Дело и сервис, 2004. - 448 с. – ISBN 5-86509-050-X.
2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория [Текст] : Учебник. - 3-е изд., перепаб. и доп.- М.: Юрайт- Издат, 2005. - 399 с. -ISBN 5-94879-217-X.
3 Бункина М.К., Семенов А.М., Семёнов В.А. Макроэкономика [Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во « Дело и Сервис»,2000. – 512 с. – ISBN 5-8018-0098-0.
4 Ивашковский С. Н. Макроэкономика [Текст]: Учебник. – 2-е изд.,испр., доп.- М. : Дело, 2002. – 472 с. ISBN 5-7749-0178-5.
5 Курс экономической теории [Текст] : Учебник / под общей ред. М.Н. Чепурина, ред. Е.А. Киселевой. - Киров : «АСА»,1995. - 622 с. – ISBN 5-7075-0008-2.
6 Мэнкью Н. Г. Макроэкономика [Текст]: Учебник. Пер. с англ.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736 с. - ISBN 5-211-03213-6.
7 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс [Текст]: Учебник / под общей ред. д. э. н. проф. В.М. Цветаева, Ю.Н. Каптуревского. Пер. с англ. В. Кузин, Ю. Писаренок, И. Ровках.- СПб: Питер Ком, 1999.- 784 с. – ISBN 5- 314-00161-6.
8 Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика [Текст]: Учебное пособие. Москва: МГУ, Издательство "ДИС", 1997. - 736 с. – ISBN 5-86509-053-4.
9
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика [Текст]: Учебник / под общей ред. Г.Г. Сапова. Пер. с англ. со 2-го изд. - М: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с. – ISBN 5- 86461-199-9.
10
Хейне П. Экономический образ мышления [Текст]: Учебник / под общей ред. Б. Пинскера. Пер. с англ. М. Изд-во «Каталаксия». 1997.- 704 с. – ISBN 5- 86366-015-5.
Список сокращений
А. Лаффер - Артур Лаффер
ВНП - Валовый национальный продукт
ВВП - Валовый внутренний продукт
Дж. М. Кейнс - Джон Мейнард Кейнс
Дж. Гилдер - Джон Гилдер
Дж. Мут - Джон Мут
Ж. Б. Сэй - Жан Батист Сэй
Л. Реппинг - Леонард Реппинг
М. Фридмен - Милтон Фридмен
МВФ - Международный валютный фонд
НТР - Научно-техническая революция
Н. Д. Кондратьев - Николай Дмитриевич Кондратьев
НТП - Научно-технический прогресс
П. Самуэльсон - Пол Самуэльсон
Р. Лукас - Роберт Лукас
РФ - Российская Федерация
США - Соединённые штаты Америки
ТРО - Теория рациональных ожиданий
ФРС - Федеральная резервная система
ЦБ - Центральный Банк
ЦВЕ - Центральная Восточная Европа
Приложения
А
Б
В
1 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999, с.288
2 Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Москва: МГУ, Издательство "ДИС", 1997, с. 451
3 Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002. С. 59.
4 Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт – Издат., 2005. С. 331
5 Курс экономической теории: Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, ред. Е.А. Киселёвой. – Киров « АСА», 1995. С. 456.
6 Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (Основы экономической политики). – М.: Издательство «ДИС», 2000. С.64
7 Агапова Т.А., Серёгина С.Ф.- Макроэкономика. С. 256
8 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд.-м: «Дело ЛТД», 1995. С. 513
9 Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М. Изд-во «Каталаксия». 1997. С. 603.
10 Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Изд. Московский Университет. 1994. С. 508