Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:59, курсовая работа
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188).
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ ПО ТЕМЕ:
«Монополизация российской экономики и основные направления
антимонопольной политики
ВЫПОЛНИЛ: Студент I курса экономического факультета
Балян Максим Андреевич
ПРОВЕРИЛ: д.э.н., профессор
Новиков Игорь Васильевич
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188). Механизмы рыночной экономики усложнились до такой степени, что самостоятельное действие рынка не представляется возможным: рыночная экономика может успешно функционировать лишь в случае эффективного регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства. Вряд ли экономику большинства капиталистических стран мира можно считать рыночной, скорее всего она представляет из себя так называемую смешанную экономику, которую можно назвать «системой свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется как со стороны общества, так и по стороны частных институтов» (5.С.53). С необходимостью регулирования экономики с помощью государства соглашаются, по существу, все политики и экономисты: разногласия возникают лишь по вопросу о том, какие стороны предпринимательской деятельности, в каких масштабах и формах, а также с помощью каких инструментов и методов должны подвергаться государственному регулированию.
Россия, как страна, лишь
недавно перешедшая на
Целью данной курсовой работы является выявление проблем антимонопольной политики в России и нахождение путей их решения. Задачи курсовой работы – рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике, выявить достоинства и недостатки монополий, определить основные методы антимонопольного регулирования, а так же выявить недостатки российского рынка с точки зрения антимонопольной политики и найти пути решения этих проблем.
Тема данной курсовой является актуальной в настоящее время, так как грамотное регулирование рыночных отношений государством является необходимым условием существования рыночной экономики во всех развитых странах; особенно это важно для России – страны, лишь недавно перешедшей на капиталистическую форму рынка.
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы и ограниченную роль правительства. Обязательными чертами рыночной экономики является наличие таких факторов, как:
Остановимся подробнее на каждом пункте:
Наличие частной собственности означает, что материальными ресурсами (земля и капитал) владеют не органы власти, а частные лица и фирмы. Право частной собственности, наряду с возможностью заключения юридических договоров, позволяет частным лицам приобретать, продавать, обменивать и использовать материальные ресурсы. Собственность не обязательно бывает материальной (будь-то цех, автомобиль или здание), различается так же интеллектуальная собственность, реализующаяся через патенты, авторские права и торговые марки (книги, музыка, компьютерные программы).
Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый субъект экономической деятельности в праве сам решать, как пользоваться своими ресурсами. Одним словом, каждый сам решает «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Но всё-таки не стоит забывать, что реализация всех форм свободного выбора осуществляется в рамках довольно широко круга юридических ограничений, т.е. никто без лицензии производить и продавать оружие вам не позволит.
Ну и последней, самой важной для нашей темы отличительной чертой, является наличие конкуренции, которая подробно описана в следующей главе.
Конкуренция является ключевым звеном, основополагающим признаком рыночной экономики, именно она побуждает предпринимателя к своей деятельности. Благодаря конкуренции на рынке устанавливаются цены, отражающие реальный спрос на тот или иной товар. Конкуренция позволяет находить ответы на вопросы «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Адам Смит в своей книге «Богатство народов» отметил, что механизм конкуренции в рыночной системе позволяет объединить частные и общественные интересы. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в сугубо личных интересах, одновременно чутко отвечают на потребности общества. При этом производитель всегда пытается использовать ресурсы наиболее рационально и с наименьшими затратами, т.е. более эффективно, что соответствует интересам общества. Все субъекты экономической деятельности будто направляются «невидимой рукой» рынка, способствующей удовлетворению их интересов.
Конкуренцию, возникающую на рынке, можно сравнить с цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента создаёт мощнейших стимул экономического прогресса, а угроза выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов (сам термин конкуренция происходит от латинского concurrere, что значит сталкиваться). По сути своей, конкуренция – это соперничество, которое возникает между субъектами экономической деятельности за лучше, выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.
Обязательным условием конкуренции является большое количество игроков на определённом рынке, распределение экономических ресурсов по большому количеству фирм. Каждой фирме хотелось бы продать товар по высокой цене, но, из-за наличия такого же товара (или товара-субститута) у конкурентов, это не представляется возможным: товар банально никто не купит. Поэтому никакой отдельный производитель не выставит высокую цену: он старается поставить такую цену, которая будет ниже, чем у конкурентов, но при этом обеспечит ему доход, позволяющий окупить своё предприятие. Переманить покупателя возможно не только банальным понижением цены, но и с помощью улучшения качества товара, рекламы, специальных акций и других средств.
При конкурентной среде каждый производитель обладает лишь малой долей рынка, и при этом не может предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объёме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Таким образом, «широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, уже само по себе служит инструментом контроля за использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления её» (3.С.74). Производитель не может требовать за товар цену выше цены равновесия – часть покупателей уйдёт к конкурентам и он потеряет прибыль. То же самое и с предложением: если понизить зарплату работникам, то часть из них опять же может перейти на работу в другие предприятия.
Таким образом, конкуренция является одним из основных условий существования рыночной экономики.
Конкуренция способствует таким факторам как:
Наличие конкуренции является положительной чертой экономики, так как потребитель получает необходимые ему блага и услуги, а среди производителей выживают лишь лучшие, которые смогли наиболее точно приспособиться к условиям рынка и удовлетворить потребности покупателей.
Но, к сожалению, конкуренция на рынке существует не всегда. Случается так, что какой-либо производитель становится единственным поставщиком каких-либо услуг или товаров, не имеющих товаров субститутов. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, и поэтому действующая фирма образует из себя всю отрасль. На деле абсолютной монополия является редким случаем в экономике, более распространённой считается олигополия, когда несколько крупных фирм (обычно не более 10) контролируют всю отрасль.
Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» - продаю) – это фирма, являющаяся единственным производителем какого-либо экономического блага, не имеющего близких товаров-субститутов, и ограждённая от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Для лучшего понимания рассмотрим все черты монополии в отдельности:
Абсолютный монополист
Продукт монополии является уникальным, т.е. у него отсутствуют товары-субституты, способные должным образом удовлетворить потребности покупателя, у которого остаётся лишь два выхода: купить товар у монополиста или отказаться от его покупки вообще.
Абсолютный монополист контролирует весь объём предложения продукта на рынке и в значительной степени может диктовать цену, т.е. является ценовым лидером. Манипулируя количеством предлагаемого на рынке продукта, монополист может создать дефицит товара, тем самым повысив его стоимость и свой доход.
Абсолютный монополист не
имеет непосредственно
Часто барьеры для вступления
в отрасль создаёт само
Монополия также может
обладать исключительным
На первый взгляд, существование фирм, представляющих из себя целую отрасль, почти невозможно, и в действительности такое крайне редко бывает. Если же мыслить не в масштабах всей страны, а более локально (возьмём к примеру небольшой город), то существование монополии становится весьма типичным. Во многих городах есть только один книжный магазин, один аэропорт (обслуживающий одну авиакомпанию), один банк, один кинотеатр, одна аптека и т.д.
В современное время нет единого мнения насчёт монополий: существуют как противники, так и защитники их существования. Рассмотрим аргументы обеих сторон и попытаемся сделать соответствующие выводы:
Аргументы противников монополий:
1). Монополизация производства
приводит к снижению