Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:35, курсовая работа
Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. В России большинство монополий относятся к нефтегазовым, транспортным отраслям. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса, что заметно влияет на конкурентный рынок. В сущности, на конкурентном рынке действует немало продавцов и покупателей товара, поэтому самостоятельно ни один продавец или покупатель не может воздействовать на цену товара. Она формируется по средствам рыночных правил спроса и предложения. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности монополий и основные векторы развития……….......4
1.1. Понятие монополии…………………………………………………………4
1.2. Виды монополий…………………………………………………………....6
1.3. Анализ монополии………………………………………………………....10
1.4.Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………………19
Глава 2. Развитие и функционирование монополии в РФ………………..….20
2.1.Зарождение монополии в России…………………………………….……20
2.2.Особенности монополии в России………………………………………..21
2.3 Методы антимонопольной политики в России…………………………...27
Заключение……………………………………………………………...………38
Список использованной литературы…………………………………………..39
2.1 Зарождение монополии в России
Первоначально
монополизация охватила промышленное
производство, а затем и остальные
сферы экономической
Уровень
концентрации производства неизбежно
ведёт к монополизации рынков
товаров и услуг путём
В России,
как и в других странах, задолго
до Октябрьской революции 1917 г. сформировались
крупные монополистические
Если
капиталистические монополии
Следующая
отличительная особенность
2.2 Особенности монополии в России
Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному - двум заводам.
Причины для концентрации такого типа:
Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов - сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.
В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой - только автомобили высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации. [3]
Сферы естественных и искусственных монополий в России
Сами
по себе сферы естественных монополий
являются достаточно подвижными. Это
означает, что по основным характеристикам
естественной монополией можно назвать
многие отрасли экономики. Но формально
эти сферы определяются только на
уровне закона.
Железнодорожные перевозки
В сфере железнодорожного транспорта
полностью отсутствует внутриотраслевая
конкуренция, что обусловлено особой организационной
структурой. Параллельные железнодорожные
линии контролируются одной и той же железной
дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки
дальнего следования, как правило, выполняет
один и тот же оператор.
Железнодорожный транспорт составляет
основу транспортной системы Российской
Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота
и около 40% пассажирооборота всех видов
транспорта (без учета трубопроводного).
Современные проблемы: существенный износ
основных производственных фондов и убыточность
пассажирских перевозок в дальнем и пригородном
сообщениях.
В 2001 г. была создана специальная Комиссия
Правительства РФ по вопросам тарифного
регулирования на федеральном железнодорожном
транспорте, которая определяла основные
принципы унификации железнодорожных
тарифов и формировала единую политику
Правительства РФ в этой области регулирования.
В настоящее время ее планируется упразднить.
Железнодорожные перевозки состоят из
большого количества разных услуг, которые
подлежат самостоятельному регулированию
(плата за перевозки пассажиров в дальнем
следовании, сборы и платы за дополнительные
работы (услуги), связанные с перевозкой
грузов, и пр.).
Услуги транспортных терминалов, портов
и аэропортов
Услуги транспортных терминалов - это
производственные операции по приемке,
перемещению и сдаче грузов. К ним относятся
только те операции, которые неразрывно
связаны с обслуживанием перевозчика
грузов. Услуги портов и аэропортов близки
по значению к услугам транспортных терминалов,
они включают в себя производственные
операции по обработке грузов, обслуживанию
пассажиров, морских и речных судов, самолетов.
При наличии большого числа хозяйствующих
субъектов, оказывающих услуги морских
и речных портов, развитой конкуренции
в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся
из государственных пароходств, занимают
локальное доминирующее положение на
рынке портовых услуг, обладают монопольным
правом на портовые механизмы, устройства,
территорию, выступают в качестве единственного
арендатора государственного имущества.
В частности, на рынке портовых услуг субъектами
естественной монополии являются ОАО
"Азовский морской порт", ГУП "Московский
западный порт", ОАО "Хабаровский
речной порт" и др.
Сложность регулирования услуг аэропортов
предопределена общими проблемами гражданской
авиации. Основной показатель объема транспортной
работы в авиации - это пассажирооборот.
За последние 10 лет он уменьшился в три
раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров
уменьшилось в четыре раза. Гражданская
авиация, являясь транспортом общего пользования,
практически недоступна для широкого
круга пользователей (услугами авиации
пользуется не более 5% населения).
Состояние материально-технической базы
критическое, т.к. 90% парка воздушных судов
морально устарело. Рост цен на аэропортовые
услуги (аэронавигационное обслуживание
воздушных судов, обслуживание пассажиров
в аэропортах, обеспечение авиационной
безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно
отстает от роста авиационных тарифов
и не является определяющим фактором роста
стоимости авиабилетов. Основное влияние
на тарифы оказывают стоимость авиационного
топлива, цены на техническое обслуживание
и ремонт.
Государственное ценовое регулирование
услуг аэропортов имеет целью приведение
уровня аэропортовых сборов и тарифов
к уровню экономически обоснованной себестоимости
этих услуг. Это позволит сократить перекрестное
субсидирование пассажирских перевозок
за счет грузовых.
Услуги общедоступной электрической
и почтовой связи
В нефтяной промышленности трубопроводы
подразделяются на магистральные ("главная
труба") и промысловые.
Магистральный нефтепровод предназначен
для транспортировки нефти из районов
добычи или хранения до мест потребления
(т.е. до нефтеперерабатывающего завода,
перевалочных нефтебаз, пунктов налива).
Кроме того, нефтепроводы различаются
и по техническим показателям (величина
рабочего давления в трубопроводе, его
протяженность, наличие головных и промежуточных
насосных станций и пр.).
Вместе с тем законодательного разграничения
между этими трубопроводами пока нет.
Применяются СНИПы и ГОСТы, в соответствии
с которыми трубопроводы строились, но
это вызывает ряд проблем. Например, трубопроводы,
построенные как промысловые, со временем
реконструируются и подпадают под все
технические характеристики магистральных.
Другая проблема - наличие в конкретном
регионе только одного нефтепровода (например,
промыслового). В такой ситуации деятельность
его владельца тоже можно признать естественной
монополией.
Уже в течение нескольких лет в Государственной
Думе РФ рассматривается проект закона
"О магистральном трубопроводном транспорте".
Предполагается, что данный закон будет
распространять свое действие не только
на нефтепроводы, но и на газопроводы,
а также на трубопроводы, предназначенные
для транспортировки других углеводородов
(нефтяного попутного газа, газового конденсата,
газообразных углеводородов).
В нем предусмотрено, что магистральные
трубопроводы являются стратегическими
объектами федерального значения. Магистральный
трубопровод рассматривается как единый
комплекс сооружений, поэтому право собственности
на него не разделяется по отдельным объектам.
Предусмотрены некоторые ограничения
в пользовании магистральными трубами,
в частности, стандартизация и сертификация
оборудования, лицензирование деятельности
операторов (тех, кто оказывает услуги
по транспортировке углеводородов).
В законе целесообразно также, на мой взгляд,
ввести лицензирование для проектных
и строительных организаций; определить
особенности землепользования, связанные
с эксплуатацией магистральных трубопроводов.
Сейчас нередки случаи строительства
садовых домиков и прочих сооружений в
охранной зоне, что чрезвычайно опасно.
Однако основной недостаток законопроекта
в том, что отличительные черты магистрального
трубопровода в нем по-прежнему не определены.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов
разделяется на несколько технологически
неотделимых процессов, для каждого из
которых устанавливаются свои тарифы
(например, прием, перевалка, слив нефти
в трубопроводную систему в начале маршрута
и сдача, налив и перевалка нефти в конце
маршрута).
Транспортировка газа по трубопроводам
К сфере естественной монополии относится
транспортировка газа и по магистральным,
и по газораспределительным трубопроводам.
Магистральные газопроводы входят в газотранспортную
систему ОАО "Газпром" и предназначены
для транспортировки газа от места добычи
до газораспределительных сетей. В нашей
стране 90% всего газа добывается на севере
Западной Сибири, а основные потребители
расположены в основном в европейской
части. Единственно возможным способом
доставки природного газа является трубопроводный
транспорт. Субъектами естественной монополии
в этой сфере являются газотранспортные
организации (магистральные трубопроводы)
и газораспределительные организации
(владельцы распределительных сетей).
В настоящее время устанавливаются тарифы
на перемещение и передачу газа по магистральным
газопроводам на территории Российской
Федерации.
Услуги по передаче электрической и тепловой
энергии
Такие услуги представляют собой комплекс
организационно и технологически связанных
действий, обеспечивающих передачу электрической
и тепловой энергии через технические
устройства сетей в соответствии с техническими
регламентами.
Данные услуги оказываются посредством
совокупности электрических и тепловых
сетей, устройств преобразования энергии,
средств по технологическому управлению
режимами подачи энергии и пр.
Субъектами естественной монополии в
этой сфере являются организации, оказывающие
услуги по передаче энергии. За услуги
по передаче электрической энергии (мощности)
по сетям субъектов естественной монополии
устанавливаются предельные размеры платы,
а также фиксированный уровень цен.
Услуги по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике
Оперативно-диспетчерское управление
в электроэнергетике - это комплекс мер
по централизованному управлению технологическими
режимами работы технических устройств
электростанций, электрических сетей
и энергопринимающего оборудования потребителей
электрической энергии с управляемой
нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения
надежного энергоснабжения и качества
электрической энергии, соответствующих
техническим регламентам и иным обязательным
требованиям.
Субъектами оперативно-диспетчерского
управления являются:
системный оператор Единой энергетической
системы России (в настоящее время это
ОАО "Системный оператор - Центральное
диспетчерское управление Единой энергетической
системы");
иные субъекты оперативно-диспетчерского
управления (организации и физические
лица), уполномоченные на выдачу оперативных
диспетчерских команд и распоряжений.
Олимпстрой"
- государственная корпорация, которая
управляет всеми работами, связанными
с проектированием, строительством,
реконструкцией и эксплуатацией
олимпийских объектов в Сочи. В
связи с этим Государственная
Дума приняла в первом чтении законопроект
"О государственной корпорации
по строительству олимпийских
2.3 Методы антимонопольной политики в России
монополия антимонопольная политика россия
Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства. Например, Самарское территориальное управление ГАК рассмотрело дело о нарушении закона "О конкуренции" акционерным обществом "Связьинформ". Его филиал - Самарская городская телефонная сеть потребовала с абонентов плату за переключение их телефонов на новую электронную АТС. Но согласно "Правилам предоставления услуг местными телефонными сетями" в этом случае номера заменяются бесплатно. Такое требование было расценено как навязывание предприятием, доминирующим на рынке услуг связи, условий, дискриминационных для контрагентов. Нарушителю антимонопольного законодательства было предписано прекратить взимание платы за переключение телефонов, а полученные деньги вернуть абонентам. [6]
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Для того, чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, необходимо уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.
Монопольно высокая цена - это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.
Монопольно низкая цена - это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка .
Этот запрет на установление монопольных цен действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и неучтённой наличности. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы. [7]
Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, к таким относятся:
1. соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок;
2. отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;
3. соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции;
4. ценовые соглашения.
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются:
создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ (Минимальный размер оплаты труда);
ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). [8]
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.
Информация о работе Монополии. Их роль в экономическом развитии России