Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение особенностей монополистического кризиса и перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
выявить основные проблемы монополистического кризиса и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;
Например, государственные железнодорожные монополии берут на себя расходы, связанные с осуществлением менее выгодных, а иногда даже нерентабельных пассажирских перевозок. Речь идет о предоставлении льгот определенным категориям граждан (пенсионеры, студенты, инвалиды и т.д.), а также об обслуживании транспортных потребностей пенитенциарной системы и армии. Именно в силу низкой рентабельности такого рода перевозок частные железнодорожные компании изначально стремятся избежать обслуживания вышеуказанных секторов и стараются занять только те сегменты рынка, которые в перспективе будут приносить им высокие доходы.31
Если раздробить единую сеть железных дорог России, отдав управление ими частным лицам, то возможное закрытие железных дорог, например, по чисто экономическим соображениям, может нарушить связность сети. Тогда, при отсутствии других видов сообщения, окажутся разобщенными целые регионы страны, утрачена целостность экономического пространства. Другие негативные последствия могут появиться, если попытаться создать конкурентную среду, образуя параллельные железные дороги. Будет происходить дублирование целого ряда управленческих и хозяйственных подразделений, возрастут издержки из-за увеличения затрат. Вырастут и цены на транспорт. Разбиение этих отраслей может иметь для России разрушительные последствия, неоправданный рост цен на тарифы и услуги.
Если в качестве основного критерия эффективности рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности, можно заметить, что финансовые показатели деятельности государственных железных дорог обычно несколько хуже, чем у частных компаний. С другой стороны, только государственные железнодорожные монополии имеют достаточные финансовые и материальные ресурсы, необходимые для поддержания и развития транспортной инфраструктуры, разработки и внедрения инноваций, без которых устойчивое развитие отрасли вряд ли возможно. Только государственные железнодорожные предприятия с помощью собственной научно-исследовательской базы проектируют и вводят в эксплуатацию новые типы поездов и вагонов, осуществляют строительство специализированных линий.
Принятие правительством Российской Федерацией концепции реформирования монопольных отраслей содержат программы мероприятий, в которых одновременно ограничивается монопольная власть и укрепляется власть этих отраслевых структур.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
Российские монополисты сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Второй путь – иностранная конкуренция. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Однако, из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.
Заключение
Изучив теоретический материал и проанализировав деятельность монополий с помощью статистической информации были достигнуты поставленные цели, выполнена задачи. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Библиографический список
1Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. 496 с.
2 Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1. М.: ИГЭА, 1998. 427c.
3 Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л. Раскрывая тайны экономики. – М.: «Вита-Пресс», 1994. 320 с.
4 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с.
5 Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. 625 с.
6 Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. 496 с.
7 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с.
8 Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. – М.: «ВЛАДОС», 1995. 384 с.
9 Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. – М: Междунар. отношения, 1999. 400 с.
10 Дерябина М. Реформирование естественной монополии: теория и практика // Вопросы экономики 2010 г. №1. с. 129–133
11 Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. М.:Банк. дело, 2005. 174 с.
12 Максимова В.Ф., Учебное пособие: Рыночная экономика – М.: «Соминтек», 1992 – 359 с.
13 Лившиц А.Я., Никулина И.Н., Груздева О.А. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. вузов – М.: Высш. шк., 1994. 447 с.
14 Борисов Е.Ф., Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов. – М.: «Юрайт», 1998. - 478 с.
15 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – М.: «Норма», 2005. 576 с.
16 Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. 625 с.
17 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – М.: «Норма», 2005. - 576 с.
18 Лившиц А.Я., Никулина И.Н., Груздева О.А. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. вузов – М.: Высш. шк., 1994. - 447 с.
19 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. О.Н. Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского. – Т.2.-Таллинн: АО «Реферто», 1998. 256c.
20 Мартусевич Р. «Вопросы экономики», №4, 2008 г. «Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии»
21 Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Издательство ЭКМОС, 1998. 248 с.
22 Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л. Раскрывая тайны экономики. – М.: «Вита-Пресс», 1994. 320 с.