Налоги в системе государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить сущность налогов, и указать их роль в системе регулирования российской экономики. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1) Изучить содержательную характеристику налогов;
2) Выявить основные недостатки и преимущества действующей налоговой системы;
3) Проанализировать как система налогообложения в общем влияет на экономику страны;
4) Рассмотреть перспективы развития налоговой системы.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогов в регулировании экономики----------------------------------------------------------------------------------7
1.1. Содержательная характеристика налогов--------------------------------------7
1.2. Налоги, как инструмент регулирования экономики--------------------------9
Глава 2. Воздействие налоговой системы на современную экономику России---------------------------------------------------------------------------------------15
2.1. Влияние ставки налогообложения на экономику Российской Федерации--------------------------------------------------------------------------------------------------15
2.2. Воздействие налогового бремени на макроэкономические показатели страны---------------------------------------------------------------------------------------18
2.3. Достоинства и недостатки существующей налоговой системы-----------22
2.4. Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации---25
Заключение---------------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы--------------------------------------------------30

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги в системе регулирования Российской экономики.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Последняя группа организационные принципы налогообложения. Сюда можно отнести:

  • принцип единства налоговой политики;
  • принцип единства системы налогов;
  • принцип налоговой централизации.

Все принципы призваны реализовывать надежную, четко действующую налоговую систему, отвечающую условиям развития общественного производства.

 

 

 

 

 

1.2 Налоги, как инструмент регулирования экономики

Налоги являются важным инструментом в регулировании экономической жизни любого государства. Ориентируясь на опыт западных стран, можно с уверенностью сказать, что практически везде признается необходимость их применения. Налог является не только важным, но и жизненоопределяющим компонентом современных экономик. Практически каждая страна внимательно следит за своей налоговой системой, и при необходимости дополняет ее и совершенствует. Посредством выполнения своих функций, налоги регулируют развитие и поддержание эффективной экономики. Выделяется несколько основных видов функций налогов.

1)Фискальная;

2)Регулирующая;

3)Стимулирующая;

4)Контрольная;

5) Распределительная.

Фискальная функция характерна во все периоды существования и развития государства. По мнению многих ученых эта функция является самой главной т. к. при ее реализации формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Происходит изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтуры- библиотеки, архивы ), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития фундаментальная наyка, театры, мyзеи,  yчебные заведения.

Регулирующая функция также занимает центральное место в системе налогов. Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесy - особые льготные условия налогообложения. Первое из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая yчет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.

Контрольная функция - создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем, осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

Государства, с присущей им рыночной экономикой, используют налоги как метод  прямого формирования государственного бюджета,  и связанных с ним бюджетных отношений. 

С помощью налогов госyдарство  перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

 

К федеральным относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

       6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги включают в себя:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам следует относить:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

 

Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

 

 

 

 

 

Глава 2 Воздействие налоговой системы на современную экономику России 
 2.1. Влияние ставки налогообложения на экономику Российской Федерации

Система налогообложения, при грамотном построении, может эффективно регулировать доходы предприятий  и населения,  а также все экономические процессы в  целом. Основными инструментами налоговой политики выступают налоговые ставки. Налоговая ставка – важный инструмент регулирования хозяйственной деятельности. Изменяя налоговые ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование, не изменяя весь массив налогового законодательства. С повышением налоговой ставки сумма поступлений в бюджет увеличивается, однако, при достижении определенного предела у организации практически не остается чистого дохода, что приводит к спаду деловой активности, и вследствие этого, к массовым уклонениям от уплаты налогов. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, поступления в бюджет сокращаются, так как уменьшается база для уплаты налога. В РФ Налоговая ставка на прибыль организаций с 2011 года и по настоящее время составляет  20%. По статистическим данным представленных в таблице 1, можно сделать вывод что задолженность по налогам  на прибыль организаций  в бюджет страны то увеличивается, то уменьшается.

Задолженность по налогу на прибыль организаций.

Таблица 1.4

(На 1 января миллиардов  рублей)

 

2011

2012

2013

Задолженность

из нее

Задолженность

из нее

Задолженность

из нее

недоимка

урегулированная 
задолженность

недоимка

урегулированная 
задолженность

недоимка

урегулированная 
задолженность

налог на прибыль организаций

176,5

82,6

93,0

160,8

50,8

109,0

174,9

61,2

112,4


 

 

С помощью налогов  можно регулировать потребление. Например, высокие

акцизные ставки влияют на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли. Ставки акцизов по подакцизным товарам не одинаковы. Они колеблются в зависимости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар. Например, низкие затраты на производство спирта и водки и высокие их цены реализации привели к достаточно высоким акцизным ставкам. По другим подакцизным товарам, где при высоких ценах отмечаются высокие затраты (например, по легковым автомобилям), ставки акцизов существенно ниже. Министерство финансов решило значительно сократить темпы роста акцизов в 2015 году. Акцизы на табак и алкоголь повысятся в 2015 году на 12%. Это ниже  показателей, которые были  в  2012-2013 годы (33 и 25% , рост акцизов на алкоголь, 50 и 45 % - на сигареты). 

 Поступления по акцизам на спирт, водку, ликёроводочные изделия с 2010 по 2013 год увеличились в 5,6 раз, на вермуты и вина – в 10,1 раз, коньяк, бренди и коньячные напитки – в 4,5 раз, а доходы бюджета от акцизов на пиво взметнулись 11 раз.

Правительство нещадно облагает акцизными налогами импортный алкоголь. Поступления по акцизам на зарубежную алкогольную продукцию и спиртосодержащие растворы выросли в 11,6 раз. Это, по сути дела, революция в налогообложении товаров данной группы. «Пьянство» населения позволяет наполнять бюджет, механически повышая ставки акцизов, вместо того чтобы провести полноценную налоговую реформу и стимулировать производство стимулирующих развитие и здоровье товаров и услуг.

 

 

Поступления акцизов в консолидированный бюджет России за 2010-2013г.5

 Таблица 2.

Налог

2010

2011

2012

2013

2014 за I полугодие

2013г. по сравнению с 2010г.

Акцизы на спирт из пищевого сырья, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы

1030

1472

3505

5307

5763

в 5,6 раз

Акцизы на вермуты и вина (кроме импортированных)

161,4

186,6

742,3

1339

1636

в 10,1 раз

Акцизы на вина игристые и шампанские (кроме импортированных)

39,6

40,1

52,5

73,6

79,6

в 2 раза

Акцизы на коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки (кроме импортированных)

7,6

7,9

13,7

28,1

33,9

в 4,5 раз

Акцизы на пиво (кроме импортированного)

110,1

212,4

747,9

1010

1206

в 11 раз


 

В настоящее время встречаются случаи многократного налогообложения акцизом алкогольной продукции. Поэтому необходимо предусмотреть порядок вычетов по суммам ранее уплаченных акцизов, данный механизм в налоговом законодательстве детально не проработан.

 

 

2.2 Воздействие  налогового бремени на макроэкономические показатели

Налоговое бремя в общем смысле, представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны. Как экономическое понятие, налоговое бремя связано с процессами формирования и использования валового и чистого внутреннего продукта страны, с пропорциями его распределения и перераспределения. Понятие налогового бремени появилось практически с одновременным  появлением налогов. К  XVIII относят первые  упоминания о давлении налогового бремени на экономику. Это явление было исследовано немецким экономистом Ф. Юсти, который первый определил налоговое  бремя на макроуровне, как  соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. Оптимальный размер налогового бремени это одна из центральных проблем любого государства. Для всех стран не может быть единых, универсальных для разных экономик, равновесных параметров налогового бремени – налоговых пределов и оптимума. На основании данных Минфина и Росстата налоговое бремя для экономики России в 2013 году составило 36,6 %. По сравнению с данными 2012 года, этот показатель вырос почти на 4 процентных пункта ВВП – с 32,7 % до 36,6% ВВП.

Информация о работе Налоги в системе государственного регулирования экономики