Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследовать механизмы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий.
Объект исследования – национальная экономик Республики Беларусь.
Предмет исследования – механизм защиты конкуренции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определение теоретических основ защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий, в том числе:
- сущность, формы и показатели экономической концентрации;
- преимущества и последствия концентрации;
- задачи и условия развития конкуренции в экономике

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы защиты конкуренции в условиях концентрации предприятий 5
1.1 Сущность, формы и показатели экономической концентрации 5
1.2 Преимущества и последствия концентрации 9
1.3 Задачи и условия развития конкуренции в экономике 12
2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности и эффективности антимонопольного законодательства Республики Беларусь 16
2.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ концентрации предприятий белорусской промышленности. Проблемы в развитии конкуренции 18
2.3 Анализ эффективности антимонопольной политики 22
3 Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы экономической концентрации и защиты конкуренции в национальной экономике.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

- укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда;

- издержки предприятия, которые растут непропорционально росту объема производства (содержание административно-управленческого персонала, расходы, связанные с освещением и отоплением зданий и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии;

- крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства;

- на крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, мощных конструкторских и технологических бюро, опытных установок [28, c. 101].

Наиболее важным показателем эффективности крупных предприятий является рост производительности труда. Так, при переходе от электростанций мощностью в 100 тыс. кВт с двумя турбинами по 50 тыс. кВт к электростанциям мощностью в 1800 тыс. кВт с шестью турбоагрегатами по 300 тыс. кВт количество рабочих на 1000 кВт установленной мощности сокращается более чем в 35 раз, а удельная стоимость 1 кВт установленной мощности уменьшается соответственно почти в два раза. В свою очередь, рост мощности энергоблока с 300 до 800 тыс. кВт позволяет в сопоставимых условиях уменьшить капитальные вложения, снизить количество обслуживающего персонала на 150 человек и ежегодно экономить более 36 тыс. т условного топлива.

Однако чрезмерное укрупнение заводов  и фабрик не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей.

В нашей экономике (экономике СССР) стремление к концентрации производства было доведено до абсурда. В стране шло настоящее соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства, передовую технологию, специализацию, сочетаясь с «натуральным» хозяйством (самообеспечением), низкой степенью использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов. Если в энергетике и металлургии концентрация в определенной степени оправдана (более мощные агрегаты непрерывного действия в расчете на единицу удельной стоимости вырабатывают при правильном использовании больше продукции), то в других отраслях с прерывным циклом производства концентрация сверхразумных пределов неэффективна, ибо крайне усложняет управление производством, снабжение сырьем, полуфабрикатами и т.д. Но в любом случае высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства [7, c. 315].

Западный опыт показал, что крупные  компании, склонные к монополизации  производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки крупными фирмами патентов и лицензий не столько для использования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концентрации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР [10, c. 308].

В результате этого советская экономика  оказалась самой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 год, в одном только машиностроении насчитывалось 166 предприятий - абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети ассортимента важнейших видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько же - на двух.

В базовых отраслях промышленности "гиганты индустрии" с каждой пятилеткой становились все более  невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу; в легкой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсутствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что каждое предприятие производило невзаимозаменяемые виды продукции. В этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой кто-то произведет такую же продукцию дешевле и более высокого качества. В результате объективно исчезает потребность в совершенствовании производства, в освоении новой техники, выпуске новых товаров.

Таким образом, данная особенность советской индустрии затрудняет движение к рынку национальную экономику Республики Беларусь, ибо без конкуренции нельзя переходить к свободным ценам. Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение гигантов индустрии в акционерные предприятия или передача их в коллективную собственность ничего не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государственной собственности.

 

1.3 Задачи и условия  развития конкуренции в экономике

 

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений.

Конкуренция на рынке  выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Регулирование естественных монополий направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д. [15, c. 186].

Реально сложившаяся  практика экономической жизни в  мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции [22, c. 215].

Что же всё-таки необходимо в Республике Беларусь для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как  и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

В Республике Беларусь как наследнице СССР сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;

- ликвидация конкуренции;

- искусственная концентрация и узкая специализация производства.

Для развития конкуренции  необходимы системные меры, которые  будут направлены на развитие рыночных институтов и совершенствование государственного регулирования этой сферы.

Таким образом, развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.

 

2 АНАЛИЗ КОНЦЕНТРАЦИИ  БЕЛОРУССКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И  ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь

 

Нормы конкурентного  права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности [1, c. 17].

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

- определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

- порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий, правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

- порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

- порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

- порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

- порядок выявления монопольных цен;

- порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

- порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

- порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства [1, c. 29].

Таким образом, государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Информация о работе Направления оптимизации экономической концентрации и совершенствования антимонопольного законодательства в Республике Беларусь