Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:15, курсовая работа
Банковская система страны является одной из основных составляющих экономического организма, формирует огромные денежные капиталы, обслуживает производственные и инвестиционные потребности предприятий, а также населения. От ее качественного состояния и дальнейшего развития во многом зависит развитие общества в целом. В настоящее время банковская система РФ еще не в полной мере реализует свои стимулирующие возможности. Она пока не обладает достаточным ресурсным потенциалом, подвержена высоким рискам, не имеет необходимого запаса прочности, испытывает затруднения в увеличении своей капитальной базы. Это не позволяет банковской системе активно воздействовать на развитие экономики. В деятельности банковской системы в целом и отдельных кредитных организаций имеет место ряд существенных недостатков, которые снижают эффективность хозяйствования и сдерживают темпы экономического роста.
Введение………………………………………………………………………..…6
1. Теоретические основы бюджетирования в кредитных организациях...9
1.1. Сущность бюджетирования в кредитных организациях…………………..9
1.2. Организация процесса бюджетирования……………………………...…..13
1.3. Принципы и алгоритм составления бюджета банка………………..…….27
2. Анализ финансовых показателей на примере ОАО «Сбербанк»…..…37
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Сбербанк»……37
2.2. Анализ движения денежных средств, доходов и расходов
ОАО «Сбербанк»……………………………………………………………...…44
2.3. Оценка эффективности деятельности ОАО «Сбербанк»……...…………48
3. Направления развития бюджетирования в ОАО «Сбербанк»………..54
3.1. Стратегия развития ОАО «Сбербанк» до 2014 года……………………..54
3.2. Основные направления преобразований в ОАО «Сбербанк»…………....60
3.3. Направления совершенствования бюджетирования
в ОАО «Сбербанк»……………………………………………………………....66
Заключение…………………………..………………………………………….74
Список использованных источников и литературы.……………………..77
Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.
Понятие организационной структуры включает в себя:
Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарата управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.
В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.
Финансовое планирование и бюджетирование по ЦФО
Данная часть модели финансового управления в последнее время широко обсуждалась в кругах банковских менеджеров и аналитиков. В настоящий момент бюджетирование как инструмент финансового управления применяется в подавляющем большинстве банков.
Бюджетирование в банке заключается в планировании, учете, контроле исполнения и анализе отклонений бюджетов активов и пассивов (БАП) и Финансового плана (ФП). В рамках ФП планируются:
Бюджеты планируются на год с разбивкой по кварталам. Минимальный период бюджетирования - месяц. Первичные бюджеты ведутся в валютах номинала сделок с приведением к сводной валюте бюджета. Бюджеты ведутся по банку в целом, а также в разрезе сегментов: ЦФО и бизнес-направлений.
Различают три варианта ведения бюджетов по сегментам (см. табл. 1).
Чтобы банк смог составлять бюджеты по ЦФО, необходимо:
Таблица 1 - Варианты ведения бюджетов
Вариант 1 «ЦФО однозначно входят в бизнес-направление» |
В этом случае по ЦФО ведутся БАП и ФП. Бюджеты бизнес-направлений - есть сумма бюджетов ЦФО, входящих в бизнес-направления. Сумма по бюджетам бизнес-направлений равна сумме бюджетов по ЦФО и равна консолидированному брутто-бюджету банка. |
Вариант 2 «Бюджеты ЦФО и бизнес-направлений ведутся раздельно и связаны через аллокации» |
По ЦФО ведутся только накладные расходы и капитальные вложения. По бизнес-направлениям ведутся БАП и ФП в части операционных доходов и расходов. Накладные расходы и капитальные вложения аллокируются на бизнес-направления через матрицы участия ЦФО в работе бизнес-направлений. |
Вариант 3 «Бюджеты ЦФО ведутся в разрезе бизнес-направлений» |
Также как и в первом варианте по ЦФО ведутся БАП и ФП. Но только статьи бюджетов ЦФО сразу ведутся в разрезе нескольких бизнес-направлений. Это касается статей БАП и операционных доходов и расходов. Накладные расходы ведутся просто по ЦФО, а на бизнес-направления аллокируются. |
Планирование бюджетов ведется последовательно. Сначала планируются средние значения по статьям БАП. Для каждой статьи БАП на каждый месяц планируется стоимость ресурсов. Далее по каждой статье среднее значение БАП умножают на стоимость данного ресурса и вычисляют операционные доходы и расходы по статьям ФП.
Прямые накладные расходы и капитальные вложения планируются сметообразующими подразделениями (их еще называют обеспечивающими) в бюджетах подразделений-пользователей. Планирование осуществляется на основе заявок подразделений-пользователей.
А потом аллокируются (переносятся) на подразделения и бизнес-направления по экономически обоснованным алгоритмам распределения.
Плановые аллокации выполняются в 2 этапа: сначала плановые общебанковские расходы переносятся на ЦФО, а потом - плановые расходы ЦФО с учетом общебанковских расходов переносятся на бизнес-направления.
Контроль за целевым характером расходов осуществляется путем визирования заявок ЦФО сметообразующими подразделениями, бюджетными службами и бухгалтерией.
Для расчета фактического БАП и ФП разрабатывается система управленческого учета, которая трансформирует остатки и обороты по лицевым счетам Главной книги бухгалтерского учета в фактические значения бюджетных статей.
Для получения окончательных план-факт отчетов и контроля финансовых результатов по ЦФО в управленческом учете ежемесячно производятся следующие корректировки:
Далее выпускаются бюджетные план-факт отчеты по ЦФО и банку в целом:
Анализ отклонений в БАП заключается в определении статей, у которых плановые значения меньше фактических в «X» раз. Анализ отклонений ФП заключается в определении статей, у которых фактические доходы меньше плановых доходов и фактические расходы больше плановых расходов в «X» раз. Для выявления причин отклонений проводится анализ долей нижестоящих статей или ЦФО.
Трансфертное управление ресурсами
Для получения корректных финансовых результатов ЦФО и бизнес-направлений от операций внешнего привлечения-размещения ресурсов применяется механизм трансфертных сделок. Если ЦФО привлекает ресурсы на внешнем рынке, то оно должно получить доход, разместив эти ресурсы на внутреннем рынке. Если ЦФО размещает ресурсы на внешнем рынке, то оно должно купить их на внутреннем рынке.
Купля-продажа всех ресурсов происходит централизованно через специальный ЦФО Cash Management (или «Ресурс-менеджмент») путем заключения трансфертных сделок. Внутреннее управление ресурсами банка и заключение трансфертных сделок возлагается на Казначейство. В учете внутренняя купля-продажа ресурсов может отражаться на двух видах регистров управленческого учета: в Портфелях ресурсов и в Журнале трансфертных сделок.
В банке формируется система портфелей, группирующих ресурсы по валютам и срочности. Каждый ресурс (статья БАП) однозначно входит в тот или иной портфель. Для каждого портфеля ежемесячно устанавливаются (рассчитываются) плановые и фактические трансфертные ставки. По ресурсам, входящим в портфель, ежемесячно рассчитываются плановые и фактические трансфертные доходы и расходы именно по этим ставкам.
Расчет плановых и фактических трансфертов производится ежемесячно. При этом, для плановых трансфертов берется плановый среднемесячный остаток (позиция) ресурса, а для фактических - фактический среднемесячный остаток.
Трансфертное перераспределение ресурсов осуществляется путем заключения трансфертных сделок продажи пассивов ЦФО в Cash management (CM) и трансфертных сделок покупки ресурсов у CM.
Трансфертные сделки ежедневно заключаются от лица CM и имеют следующие атрибуты: Вид сделки (размещение/привлечение), ЦФО-контрагент, бизнес-направление, дата заключения, срок, дата окончания, валюта, объем. Трансфертные сделки регистрируются ответственным исполнителем CM в Журнале трансфертных сделок.
На основе ежедневных управленческих балансов ЦФО и в результате совершения трансфертных сделок готовятся управленческие балансы ЦФО и CM с учетом трансфертных сделок. После заключения трансфертных сделок управленческие балансы ЦФО во всех валютах должны иметь закрытую ресурсную позицию, что обеспечивается равенством активов и пассивов управленческого баланса соответствующего ЦФО. Открытая ресурсная позиция в управленческих балансах CM отражает открытую валютную позицию банка в каждой из валют.
Учет затрат по методу ABC (Activity Based Costing)
Применение методики АВС дает возможность проводить функционально-стоимостной анализ (ФСА) банковских продуктов. ФСА предполагает калькуляцию затрат банковского продукта как сумму затрат каждого звена технологической цепочки по его предоставлению. Звеньями технологической цепочки являются функции (Activity), выполняемые сотрудниками банка и его информационными системами. Знание о затратах по каждой функции позволяет регулярно выявлять наиболее затратные операции и проводить оптимизацию неэффективных функций или коренной реинжиниринг бизнес-процесса в целом. Снижение себестоимости банковских продуктов дает решающее преимущество банка в конкурентной борьбе.
Для внедрения метода ABC все функции банка выявляются и классифицируются как функции менеджмента, функции обеспечения (бэк-офис) и бизнес-функции (фронт-офис).
Стоимость функции складывается из:
Планирование затрат по методу ABC ведется на основе плана продаж банковских продуктов. На его основе определяется состав и объем необходимых функций. При планировании затрат за основу берется нормативная стоимость функции.
Фактический учет затрат по методу ABC производится по следующей технологии:
Управленческий учет ведется в целях расчета финансовых и бюджетных показателей, коэффициентов и выпуска отчетов - финансовых по МСФО, управленческих и бюджетных.
Управленческий учет ведется на основе Главной книги бухгалтерского учета путем классификации лицевых счетов, проводок и других аналитических регистров. Лицевые счета разносятся по статьям БАП, ФП, счетам МСФО. Для БАП и консолидированного баланса (МСФО) производится расчет среднемесячных остатков и рассчитывается средняя процентная ставка по каждому активу/пассиву. По ФП и ОПУ рассчитывается разница между кредитовым и дебетовым оборотом по счету дохода-расхода. При этом проводки списания на счета прибылей/убытков их расчета ФП исключаются.
Если лицевой счет не удается целиком отразить на статье БАП, ФП или на счете ОПУ, то либо проводится дополнительная классификация проводок признаками статьи (счета), либо используются аналитические данные из внешних подсистем. В первую очередь это касается расходов на ЗП и ОФ (покупка и амортизация).
Для получения окончательных финансовых результатов ЦФО может производиться перераспределение операционных доходов и расходов, зачисленных в ФП некоторого ЦФО, на все заинтересованные ЦФО.
В настоящее время многие российские банки готовят отчеты по международным стандартам. Кто для повышения своей прозрачности для акционеров и вкладчиков, кто для привлечения заемных средств с международных рынков капитала. С 2004 года российские правила бухгалтерского учета и отчетности будут приведены в соответствие с МСФО. Поэтому ведение учета и получение финансовой отчетности по МСФО - важный элемент финансового управления.
Ежемесячная финансовая отчетность по МСФО включает в себя следующие отчеты:
Информация о работе Направления развития бюджетирования в ОАО «Сбербанк»