Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность, причины возникновения и направления преодоления бюрократизма государственного аппарата;
изучить отечественный и зарубежный опыт дебюрократизации государственного аппарата;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления………………..5

Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти………………………......…………………..5
1.2 Направления дебюрократизации государственного аппарата: отечественный и зарубежный опыт …….............................................……….7
1.3 Организационно-правовая основа дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь……………………………………………10

2 Организация работы местных органов власти с обращениями граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………....17

Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан..................................................………………...…….17
Организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете…….…………………………………..……….…24
Проблемы в работе местных органов власти с обращениями граждан.30

3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач. дебюр.docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

  1. Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления………………..5

 

  1. Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти………………………......…………………..5

1.2 Направления дебюрократизации государственного аппарата: отечественный и зарубежный опыт …….............................................……….7

1.3 Организационно-правовая  основа дебюрократизации государственного  аппарата в Республике Беларусь……………………………………………10

 

2 Организация работы местных  органов власти с обращениями  граждан (на примере Гомельского облисполкома)……………………………………....17

 

  1.  Административные процедуры в работе органа местной власти с обращениями граждан..................................................………………...…….17
  2. Организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете…….…………………………………..……….…24
  3. Проблемы в работе местных органов власти с обращениями граждан.30

 

3 Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур…………………………..33

 

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованных источников……………………………………….…..42

Приложения………………………………………………………………….…..44

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Новый этап научно-технического прогресса и задачи становления  социально-ориентированной рыночной экономики существенно повысили требования к качеству и эффективности  государственного аппарата, что сделало  модель «рациональной бюрократии»  особенно востребованной.

В Республике Беларусь борьба с бюрократизмом поставлена в ранг государственной политики и определена как приоритетное направление совершенствования государственного управления.

Несмотря на это, в настоящее  время на всех уровнях государственного управления в стране всё же имеет  место бюрократизм, который проявляется  в следующем: недостаточная компетентность отдельной части чиновников и  низкая культура общения с гражданами; решение возникающих проблем  внеправовыми (авторитарными) способами; общий рост документооборота, усложнение процедуры согласования принятых решений;  отсутствие контроля за деятельностью  аппарата управления со стороны общественности и средств массовой информации и др.

Объектом исследования данной работы является основные направления дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь. Предмет исследования – взаимодействие государственных органов с гражданами Республики Беларусь.

Целью настоящей работы является изучение текущего состояния осуществления  деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в РБ, выявление проблемных аспектов деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур, а также определение необходимых мер для их устранения.

Задачи  курсовой работы:

  • рассмотреть сущность, причины возникновения и направления преодоления бюрократизма государственного аппарата;
  • изучить отечественный и зарубежный опыт дебюрократизации государственного аппарата;
  • изучить правовую основу осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата;
  • рассмотреть особенности осуществления деятельности по созданию необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, в т.ч. произвести оценку деятельности Гомельского облисполкома по работе с обращениями граждан.
  • обозначить основные проблемы и направления по дебюрократизации государственного аппарата.

Курсовая работа содержит три главы.

В первой главе курсовой работы «Дебюрократизация государственного аппарата как необходимое условие обеспечения эффективности государственного управления» определена сущность бюрократии, изложены концептуальные основы рациональной бюрократии. Помимо этого рассматривается такое негативнее явление в государственном аппарате как бюрократизм, причины его возникновения, его социальная опасность. Также в первой главе определены основные направления преодоления бюрократизма.

Во  второй главе курсовой работы «Организация работы местных органов власти с обращениями граждан» рассматриваются особенности деятельности государственных органов по созданию необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, а именно: осуществление работы по обращениям граждан, реализация принципа «одного окна», функционирование общественных приёмных и горячих телефонных линий, осуществление приёма по личным вопросам. Помимо этого производиться анализ организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете.

В третьей главе «Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур» анализируется текущее состояние осуществления деятельности по дебюрократизации государственного аппарата в Республике Беларусь; выявляются проблемные аспекты деятельности государственных органов по осуществлению административных процедур и работе с обращениями граждан; определяются необходимые меры для их устранения.

Теоретической и методологической основой работы послужили книги, статьи из периодических  изданий, электронные источники  и законодательные акты, освещающие проблемы дебюрократизации государственного аппарата, рассмотренные в данной курсовой работе. Исследованию проблемы дебюрократизации государственного аппарата Республики Беларусь посвящены публикации учёных-экономистов Голованова В. Г., Лугвина С, Дориной, Е. Б, Вертинской Т. С, Василевич Г. А и др.

Внимания  заслуживают статьи в журналах «Проблемы управления», «Экономика управления», «Банковский вестник», в которых дается оценка текущей работе по дебюрократизации государственного аппарата, рассматривается правовая основа её деятельности, изменения в законодательстве Республики Беларусь за последние несколько лет, а также пути совершенствования деятельности государственных органов по работе с обращениями граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

КАК НЕОБХОДИМОЕ  УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Причины возникновения и основные последствия бюрократизма в органах государственной власти

 

Существование общества без  специального административного аппарата невозможно. Он включает в себя подготовленные профессиональные кадры, для которых  управление является видом трудовой деятельности и источником существования. Современный административный аппарат  может быть только бюрократическим [1, с. 16-17].

Однако следует различать  понятия «бюрократия» и «бюрократизм». Если первое понятие служит для обозначения определённой организации, системы работы аппарата управления (рациональная бюрократия), то второе -  применяется в негативном смысле как групповая монополия управляющих на функции управления и власти (иррациональная бюрократия) [2, с. 253].

По определению, бюрократия ( от франц. – канцелярия и греч. – власть) означает господство конторы, власть аппарата управления, власть должностной позиции. Таким образом, бюрократия не что иное, как специализированное управление на основе правил и предписаний, осуществляемое чиновниками-профессионалами [1, с. 17].

 Концептуальные основы рациональной бюрократии еще в начале XX в. были разработаны немецким социологом М. Вебером. По мнению Вебера, основными характеристиками бюрократии являются:

  • бюрократическая юрисдикция чётко зафиксирована нормативным образом;
  • иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твёрдо установленных должностной субординации;
  • вся формальная внутриорганизационная деятельность осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;
  • все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, компетентными в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.

Суть бюрократии как социального  явления Вебер определил следующим  образом: бюрократическая организация -  наиболее рациональное институционное устройство  для решения сложных задач управления в современном обществе, основанная на обезличенности её функционирования.

В свою очередь практическое осуществление бюрократических властных полномочий может рассматриваться с трёх позиций:

  • как система аппаратного властвования и управления;
  • как стиль осуществления управленческой деятельности;
  • как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников аппарата [3, с. 7-8].

Согласно Веберу на всех уровнях служебной иерархии должны быть четко распределены права и ответственность должностных лиц, деятельность всех должностных лиц должна базироваться на формальных правилах, инструкциях и предписаниях, в которых закрепляются стандарты поведения, призванные обеспечить единообразие их подходов в различных ситуациях. Это означает, что в бюрократическом аппарате власть деперсонализирована, т.е. не принадлежит индивиду как таковому, а той должности, которую он занимает.

Согласно теории «рациональной  бюрократии» кандидаты на должность  в бюрократический аппарат обязаны  обладать специальной подготовкой, владеть техникой управления, требующей  как специальных знаний, относящихся  к конкретным областям управленческой деятельности, так и знаний общих  правил делопроизводства. Чиновники  не избираются, а назначаются, при этом служащие занимают свои должности на основе договора, в котором закрепляются их права и обязанности. Согласно данной теории чиновники защищены законами от произвольных увольнений, их труд вознаграждается постоянным денежным окладом, размеры которого устанавливаются в зависимости от должности или занимаемого места в бюрократической иерархии. При уходе со службы они имеют право на пенсию и обретают особый социальный статус.

Каждый служащий обязан следовать  служебной дисциплине, принятой в  данном учреждении. Дисциплина обязывает  подчиняться даже тем приказам, которые лично ему кажутся ошибочными. Будучи убежденным в ошибке, он может уведомить об этом вышестоящие инстанции.

В своей модели «рациональной  бюрократии» М. Вебер выразил  основные нормативные требовании, предъявляемые  к структуре государственного управления индустриального общества. В его  представлении деятельность «рациональной  бюрократии» в сущности ничем не отличается от работы хорошо отлаженной и отрегулированной машины: и та и другая принципиально безличны и рационалистичны, полностью предвидимы и высокоэффективны. По мысли ученого, «рациональная бюрократия» является одной из важнейших опор современного государства и рыночной экономики.

В дальнейшем веберовская  концепция «рациональной бюрократии»  получила широкое признание. Она  стала каноном оптимальной государственной  администрации, своеобразным ориентиром, на который стали равняться государства, осуществляющие модернизацию своего аппарата. По признанию современных ученых, веберовский подход «составил эпоху  в административной науке и практике, стал фундаментальной основой теории управления в индустриальном обществе» [1, с. 17-19].

Следует отметить, что социально опасной бюрократия становится тогда, когда  происходит тотальное обюрокрачивание управленческого аппарата. Подобные структуры управления нежизнеспособны, в них правила и задачи функционирования главным образом подчиняются целям сохранения и укрепления самих этих структур. Можно выделить «вынужденный» (патерналистский) и «сознательный» бюрократизм. «Вынужденный» бюрократизм формируется помимо воли конкретного работника-управленца, в случае серьёзных изъянов в самой системе управления, при этом управленец не может рационально реализовывать свои властные функции. «Сознательный» бюрократизм возникает на основе реализации и защиты специфических интересов чиновничества.

 С организационно-технической точки зрения бюрократическая модель управления содержит предпосылки для развития бюрократизма.

Во-первых, поскольку первая задача чиновника – обеспечение  соблюдение единых, общих для всех формальных правил, то эти правила  превращаются в самоцель. Рациональная форма приобретает черты бессмысленного ритуала. А содержание подменяется  формой. Снижается уровень понимания  возникающих проблем. Таким образом, для бюрократа задачи государственные  превращаются в задачи канцелярские. Всю сложность реальных общественных дел о стремится втиснуть в  рамки неких стандартных ситуаций, подогнать действительность под свое ограниченное ее понимание. Очень важен для понимания логики бюрократической машины “закон Паркинсона”, согласно которому бюрократическая организация стремится к расширению своего влияния, к саморазрастанию. При этом не наблюдается стремления к повышению собственной ответственности за состояние дел. Максимализация масштабов и сферы контроля при минимизации ответственности – вот бюрократический идеал.

Таким образом, бюрократизм  включает в себя следующие компоненты:

  • в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
  • в социальном – отчуждение этой власти от народа;
  • в организационном – концелярская подмена содержания формой;
  • в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания.

Информация о работе Направления совершенствования работы местных органов власти по дебюрократизации административных процедур