Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, автореферат
В современных условиях развития экономики Казахстана от государства требуется мобилизация всех усилий для создания условий по выходу из экономического кризиса и обеспечению эффективного функционирования национальной экономики при реализации антикризисной программы. Правительством РК принята антикризисная программа на 2009-2010 гг., отражающая основную цель смягчения негативных последствий влияния глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечивающая необходимую основу для качественного роста экономики. Для осуществления действенных мер антикризисной программы требуется адекватный механизм антикризисного управления, с помощью которого повысится результативность выхода из кризиса экономики Казахстана.
Следует отметить, что в настоящее время не существует единого подхода к классификации кризисных явлений в экономике, что не позволяет разрешить и проблему систематизации явлений кризисности экономики. В связи с этим обоснование теории вопроса параллели кризисных и экстремальных явлений проводится лишь на уровне соответствия этих явлений и с учетом использования принципа интерпретации понятийного аппарата. Типология кризисных явлений представляет собой процедуру выделения и определения признаков кризисности по формам их существования. Классификация имеет сходную с типологией схему, но она предусматривает более детальный уровень обобщения, количественным основанием которого выступают признаки-индикаторы. Фактически это инструмент систематизации в методологии исследования на качественно ином уровне обобщения (рисунок 1).
Необходимость появления института антикризисного управления в Казахстане связано с реформами экономики и последующим наступлением продолжительного кризиса. Вместе с тем антикризисное управление, по нашему мнению, нельзя рассматривать как временное явление в казахстанской экономической науке и практике, призванное нормализовать экономическую ситуацию в стране. Необходимость существования и совершенствования антикризисного управления обусловлена закономерностью возникновения кризисных явлений в социально экономических системах.
Рисунок 1 – Классификация экономических кризисов
Примечание – составлено автором
Антикризисное управление имеет очень большое значение для возможности упреждения потенциального кризиса предприятия. Как правило, внимание акцентируется не на мерах по недопущению кризиса, а на причинах обусловленных проблемной ситуацией. Однако бороться с кризисными явлениями только методами управления кризисом недостаточно эффективно, поскольку борьба с кризисом происходит в условиях, когда он уже наступил. Экономическими кризисами необходимо управлять, используя методы, способы и приемы антикризисного управления. По нашему мнению понятия «антикризисное управление» и «управление в режиме кризиса» следует разграничивать, так как каждый из названных видов имеет специфические особенности, как видно из таблицы 1 для современного этапа развития национальной экономики характерным является использование методов и приемов антикризисного управления.
Таблица 1 - Отличия антикризисного управления от управления в режиме кризиса
Антикризисное управление |
Управление в режиме кризиса |
Приоритет долгосрочного развития над полученной сиюминутной выгодой |
Необходимость получения выгоды (дохода) в настоящее время, даже в ущерб вероятному будущему |
Подчиненность краткосрочных целей и задач общей стратегии предприятия |
Отсутствие стратегических целей и задач, краткосрочный характер планирования. |
Стремление к максимизации выгоды (прибыли) и минимизации потерь (убытков) |
Стремление к аккумулированию денежных средств, для предотвращения банкротства, допущение вынужденных потерь |
Рациональное использование ресурсов предприятия в результате внедрения современных технологий, повышение эффективности производства и уровня качества выпускаемой продукции |
Осуществление деятельности
предприятия в режиме жесткой
экономии ресурсов, которая достигается
преимущественно путем |
Преобладание мер |
Преобладание мер защитного характера, предусмотренных антикризисной программой (сокращение производства, продажа имущества, сокращение персонала и т.д.) |
Инвестирование денежных средств в перспективные проекты, которые будут приносить прибыль предприятию в будущем. |
Прекращение инвестиционной деятельности на весь период антикризисного управления «замораживание» инвестиционных проектов, закрытие производств, не приносящих прибыль в настоящее время |
Проведение активной социальной политики, направленной на улучшение условий труда и повышение уровня благосостояния работников. |
Приостановка социальных программ, осуществления только обязательных текущих выплат работникам. |
Примечание - составлено автором |
Основной проблемой
антикризисного управления на современном
этапе является неоднозначность трактовки
его предмета. Большинство авторов, исследуемых
проблемы антикризисного управления
считают, что данный вид
Таблица 2 - Определение антикризисного управления
№ |
Автор |
Определение антикризисного управления |
1 |
Коротков Э.М. [55 ]
|
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. |
2 |
Жарковская Е.П. [ 56 ]
|
Антикризисное управление рассматривается как постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия организации. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. |
3 |
С.Г.Беляева [ 57 ]
|
Антикризисное управление-совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию – должнику. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации» |
4 |
ГрязноваА.Г. [ 58 ]
|
Антикризисное управление такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы. |
5 |
Крутик А.Б.,Муравьев А.И. [ 59 ] |
Антикризисное управление – это: анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы; познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризисов; стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности; оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявления возможности наступления несостоятельности (банкротства) – оперативный котроллинг; разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступательного кризиса и вывода из него фирмы; постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработки мер по его снижению. |
Примечание - составлено автором на основе исследования |
управления необходим только при кризисной ситуации на микроуровне и в ситуации наступившего кризиса предприятия (таблица 2). Проведенный критический анализ существующих точек зрения позволил нам дать определение антикризисного управления, которое дает возможность проводить антикризисные мероприятия по упреждению кризиса на всех уровнях управления национальной экономикой. Под антикризисным управлением на наш взгляд следует понимать «Антикризисное управление – определение упреждающих действий по предупреждению кризиса организации, учитывающего новые методы управления адекватных современной действительности, на всех уровнях управления экономикой государства (макро- мезо- микроуровнях).
Антикризисное
управление формируется под вл
Следует отметить, что единой модели антикризисного управления не существует, так как в каждой стране имеются свои специфические особенности в его становлении и развитии, что предопределяет необходимость учета исторического опыта, а также традиций, социально-политических и экономических условий. На рисунке 2 представлена модель антикризисного управления учитывающая особенности современного развития национальной экономики и включающая цели, задачи, принципы, функции, методы.
Для рыночной экономики характерна усиливающаяся нестабильность внешней среды: повышения темпов изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции органов управления на них; возрастает частота появления неожиданных событий и их непредсказуемость. Поэтому для современной и эффективной реакции системы антикризисного управления на происходящие в экономике изменения необходим механизм, который отвечал бы императивам бескризисного развития экономики страны. Механизм антикризисного управления является составной частью системы антикризисного управления, обеспечивающей целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависят результаты антикризисного управления деятельностью объекта (рисунок 3).
Рисунок 2 - Модель антикризисного управления
Примечание – составлено автором
Рисунок 3 - Механизм антикризисного управления национальной экономикой
Примечание – составлено автором
При этом факторы могут быть внутренними (когда речь идет о механизме антикризисного управления национальной экономикой) и внешними (когда речь идет о механизме взаимодействия с другими странами). Для эффективного антикризисного управления характерно стремление к приведению внутренних и внешних факторов в состояние взаимного соответствия, к согласованию интересов.
Основным предназначением механизма антикризисного управления является обеспечение эффективного функционирования национальной экономики. Следует отметить, что для этого необходимо определить основные
рычаги механизма
Рисунок 4 – Рычаги механизма антикризисного управления и их воздействие на объект управления
Примечание – составлено автором
Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих в ходе экономических преобразований очень велика. Прежде всего, в центре внимания государства должно быть решение социально-экономических и экологических проблем, создание действенной и эффективной правовой базы рыночной экономики, формирование финансовой системы развития научно-технического потенциала, развитие фундаментальной науки без чего невозможно инновационное развитие экономики. Следует отметить, что взвешенная и продуманная политика государства в процессе создания механизма антикризисного управления способствует увеличению роли и эффективности рыночных сил в экономике, создает новые возможности для его эффективного функционирования
В основе построения механизма антикризисного управления национальной экономикой должны лежать следующие основные положения:
Проблема обеспечения
Рисунок 5 – Структура антикризисного потенциала
Примечание - составлено автором
Основные показатели, характеризирующие использование антикризисного потенциала, приведены в таблице 3, численность работающих в сфере государственного управления за 2004-2007 гг. увеличилась с 334,7тыс.человек до 343,7 тыс. человек, то есть на 0,03%. Стоимость основных средств в сфере государственного управления за рассматриваемый период выросла в 1,5 раза, главным образом, за счет роста коэффициента обновления, который увеличился на 0,2%, в связи с повышением уровня технической оснащенности аппарата управления.
Таблица 3 - Показатели, характеризующие антикризисный потенциал Республики Казахстан
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1.Занятое население по видам деятельности-всего, тыс.чел. в том числе в государственном управлении -удельный вес работников |
7181,8
334,7 4,6 |
7261,0
330,4 4,5 |
7403,5
335,4 4,5 |
7631,1
343,7 4,5 |
2.Распределение работников предприятий по категориям персонала-всего, тыс.чел. в том числе: государственного управления из них: служащие |
2470,7
203,7 161,6 |
2561,0
206,9 165,9 |
2705,9
214,3 172,8 |
2852,9
223,5 180,4 |
3.Стоимость основных средств органов государственного управления, млрд. тенге Первоначальная, млн.тенге Балансовая, млн.тенге 4.Степень износа основных средств государственного управления, % 5.Коэффициент обновления основных средств государственного управления, % |
870,6 228053
35,2
13,2 |
1020,8 235723
37,4
15,4 |
1323,9 299317
40,6
15,5 |
1365,8 359437
37,8
17,5 |
6.Численность организаций, выполняющих исследования и разработки 7.Численность работников организаций, выполняющих исследования и разработки – всего, тыс. чел. в т.ч. специалистов исследователей и научно-педагогических работников государственного сектора, тыс.чел. |
295
11500 4700 |
390
13200 5600 |
437
13700 6700 |
438
12800 6500
|
Примечание-составлено по данным Агентство РК по статистике |