Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:06, автореферат
В современных условиях развития экономики Казахстана от государства требуется мобилизация всех усилий для создания условий по выходу из экономического кризиса и обеспечению эффективного функционирования национальной экономики при реализации антикризисной программы. Правительством РК принята антикризисная программа на 2009-2010 гг., отражающая основную цель смягчения негативных последствий влияния глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечивающая необходимую основу для качественного роста экономики. Для осуществления действенных мер антикризисной программы требуется адекватный механизм антикризисного управления, с помощью которого повысится результативность выхода из кризиса экономики Казахстана.
11. Формирование эффективного механизма антикризисного управления невозможно без согласования методов антикризисного управления и антикризисного управленческого потенциала. Казахстан располагает достаточно мощным управленческим потенциалом, который не всегда используется достаточно эффективно. Механизм антикризисного управления следует рассматривать как составную часть системы антикризисного управления, обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависят результаты деятельности управляемого объекта. Для того чтобы механизм антикризисного управления функционировал эффективно необходимо, чтобы были созданы соответствующие экономические и организационные условия.
12. Стабильность и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве связано с формированием многоукладности в аграрной сфере экономики. Разгосударствление и приватизация хозяйств общественного сектора не дали ожидаемых результатов. Допущены принципиальные ошибки в решении вопросов кооперирования предприятий сельского хозяйства с предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Таким образом, существуют проблемы совершенствования структуры и взаимоотношений между сферами АПК, главная из которых - оптимизация систем движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю. В современной кризисной ситуации одним из вариантов решения этих проблем является, государственная поддержка создания и развития сельскохозяйственных кооперативов по переработке и обслуживанию.
13. Основными факторами, сдерживающими развитие предприятий молочной промышленности являются: недостаток собственных оборотных средств для закупки сырья; низкий уровень материально-технической базы предприятий; неразвитость инфраструктуры; недостаточное количество мини-заводов по комплексной переработке молочного сырья, оснащенных современным оборудованием, расположенных в местах производства сырья; неблагоприятный предпринимательский климат, недостаточно эффективные меры по защите отечественных товаропроизводителей; разрыв связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и переработчиками; дефицит квалифицированных специалистов, способных работать в современных рыночных условиях; отсутствие у многих предприятий информации о конъюнктуре рынка (реквизиты действующих предприятий, производители сырья, оборудования, цены и многое другое).
14. Проведенный анализ принятой правительством антикризисной программы не может полноценно поддержать всех сельхозпроизводителей и инвестировать создание новых комплексов для развития производства мясо-молочной продукции. В связи с этим, в работе нами предлагается неотложные антикризисные меры по развитию данного сектора экономики. Целью антикризисных мер является – скорейшее восстановление темпов экономического роста и социального развития сельскохозяйственных предприятий: - изменение кадровой политики при формировании аппарата по антикризисному управлению, опора на профессионализм; разумное и эффективное использование государственных средств, для организация новых предприятий и развития имеющихся; устранение неоправданного вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов; переориентирование существующей экспортно-импортной политики на защиту отечественного товаропроизводителя; налоговая реформа – сокращение налогового бремени на субъекты экономики и доходы предприятий; поощрение инвестиций на исследовательские и конструкторские проекты, а также необходимо введение налоговых льгот для инвесторов связанных с оплатой образования.
15. При построении модели государственной стратегии антикризисного управления национальной экономикой необходимо учитывать следующие принципы: взаимозависимости, адекватности, целеполагания, прогрессивной мотивации, перспективности и результативности на основе критериев социальной и экономической эффективности, социальной и экономической ответственности за принимаемые решения и их реализацию, комплексности и системности, профессионализма, обязательности качественного правового регулирования. В основу данного подхода должны быть положены приоритет экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста, государственное стимулирование экономического роста, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность государственной стратегии антикризисного управления и экономических преобразований в республике.
16.На основе проведенного
17. Комплексный и системный подход к решению проблем выхода Казахстана из экономического кризиса предполагает разработку и реализацию концептуальной модели антикризисного управления, которая позволяет выявить систему взаимосвязей между методами антикризисного управления: на макро-, мезо- и микроуровне. Принципиальным отличием предлагаемой нами модели является попытка увязать традиционные для рыночной экономики методы управления борьбы с кризисными явлениями путем противодействия циклическим колебаниям совокупного спроса и предложения применения антикризисных методов по фазам воспроизводственного процесса. Такой подход позволяет по нашему мнению, избежать искусственного разрыва на макро-, мезо- и микроблоки которые отражены в традиционных трактовках выхода из кризисных ситуаций и выразившиеся в обособлении антикризисного управления от кризисного регулирования национальной экономики, и в целом обеспечивает логическую взаимосвязь между структуризацией методов антикризисного управления в рамках национальной экономики и разработкой более конкретных моделей организации антикризисного управления на мезо- и микроуровне, а также позволяет создать методическую базу для разработки долгосрочного прогноза развития антикризисного управления, в том числе выявить предпосылки для поэтапного перехода на преимущественно упредительные методы борьбы с кризисными явлениями.
Список опубликованных работ по теме диссертации
а) Учебники и учебные пособия
1.Теория и практика
2. Русско-англо-казахский словарь менеджера, Алматы, 2009,- 0,5 п.л. (в соавторстве)
б) монография
3.Антикризисный менеджмент: циклическое развитие финансовых институтов Республики Казахстан, Алматы, 2008, - 10 п.л.
в) в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК
4. Роль антикризисного управления в становлении рыночной экономики Казахстана. //Хабаршысы, Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова – Алматы, 2003.- № 1 (35). - 0,4 п.л.
5.Антикризисное управление: возможность, необходимость и содержание. //Вестник КазНУим. аль-Фараби (серия экономическая), Қазақ университеті. – Алматы, 2006. - №6 (58). - 0,5 п.л.
6.Пути использования антикризисного менеджмента на предприятиях РК //Вестник Университета Международного Бизнеса. – Алматы, 2007.- №3 (5). - 0,44 п.л.
7.Механизм оценки
8.Possbility of anti-crisis management in realization of organization strateg. //Вестник Университета Международного Бизнеса. – Алматы, 2007. - № 4 (6). - 0,3 п.л.
9.Теоретические аспекты антикризисного управления в циклическом развитии экономики. //Вестник КазНУ им. аль-Фараби. – Алматы, 2007. - №4 (62) - 0,62 п.л.
10.Организационно-экономически
11.Функции диагностики в
12.Признаки и особенности антикризисного управления. //Вестник Семипалатинского Государственного университета им.Шакарима. – Семей, 2007.- № 4. - 0,44 п.л. .
13.Роль государственного
14.Антикризисное управление, и ее применение в зарубежных странах. //«Қаржы –Қаражат – Финансы Казахстана». – Алматы, 2008. - №1. - 0,5 п.л.
15. Мониторинг кризисных процессов на предприятии. //Проблемы агрорынка. – Алматы, 2008. - №4. - 0,4 п.л.
в) публикации за рубежом
16.Тенденции развития сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан. //Проблемы экономики. – Москва, 2008. - №1(20). - 0,5п.л.
17.Парадигма государственного управления РК. //Вестник Кыргызского экономического университета. – Бишкек, 2008. - №1(7). - 0,31 п.л.
18.Антикризисное управление: возможности, принятие решений. // Вестник Национального университета.– Душанбе, 2008. - №2 (47). - 0,44 п.л.
19.Модель антикризисного управления. //Современный научный вестник. – Белгород, 2009. - №1 (57). - 0,75 п.л.
в) научные труды в других изданиях
20.Қазақстандағы көленкелі экономиканың құқықтық аспектілері.
//КазЭУ Хабаршысы. – Алматы, 2002. - № 3. - 0,31 п.л.
21.Антикризисное управление в социально-экономическом развитии. //Международная научно-практическая конференция: «Переходная экономика: итоги десятилетия». Университет международного бизнеса (UIB). – Алматы, 2001. - 0,44 п.л.
22.Инновации в антикризисном управлении. //Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории национального воспроизводства». КазНУ им.Аль-Фараби. – Алматы, 2002. - 0,44 п.л. (в соавторстве).
23.Социально-трудовые
24.Роль маркетинга в антикризисном управлении. //Экономика и право Казахстана. – Алматы,2007. - № 16. - 0,31 п.л.
25.Қаржылық секторындағы сақтандыру компанияларының – институционалдық инвесторлар ретіндегі ролі. //Научная конференция «Молодежь и наука: творчество и инновации». КазНУ им. Аль-Фараби. – Алматы, 2006. - 0,5 п.л.
26.Предпринимательский риск: оценка
факторов и способы его
27.Инновационная система и ее роль в антикризисном менеджменте. печ. МНПК «Проблемы становления национальной инновационной системы и развитие научного потенциала экономики Казахстана» Алматы, 2007. Сб. // //Международная научно-практическая конференция: «Проблемы становления национальной инновационной системы и развитие научного потенциала экономики Казахстана». КазНПУ им.Абая. – Алматы, 2007. - 0,5 п.л.
28.Methodical approaches to diagnostics of a crisis condition of the enterprise
//Вестник Атырауский институт нефти и газа. – Атырау, 2007. - № 11. - 0,3 п.л.
29.Foreign experience of crisis system management(зарубежный опыт антикризисного управления). //Вестник Атырауского института нефти и газа. – Атырау, 2007. - № 11. - 0,44 п.л.
30.Превентивный контроль как механизм оптимизации предприятия. //Международная научно-практическая конференция: «Инновационные процессы в экономике, бизнесе и образовании». Университет международного бизнеса (UIB). – Алматы, 2007. - 0,44 п.л.
31.Необходимость развития конкурентоспособности текстильной промышленности Республики Казахстан. //Международная научно-методическая конференция: «Инновационные технологии в образовании и науке» I-часть. ВКГТУ им. Д.Серикбаева. – Усть-Каменогорск, 2007. - 0,31 п.л.
32.Қазақстанның ДСҰ-ға кірігудегі Қытай тәжірибесі. // Международная научно-практическая конференция: «Совершенствование системы образования в условиях инновационного развития Республики Казахстан». Университет международного бизнеса (UIB). – Алматы, 2008. -0,5 п.л.
33.Стратегия антикризисного управления организации.// Международная научно практическая конференция: «Менеджмент транспортно-коммуникационного комплекса». АО КазАТК им. М.Тынышпаева. – Алматы, 2008. - 0,44 п.л.
34.Механизм антикризисного
35.Инструменты
36.Разработка и реализации концепции антикризисного управления на предприятии. //Международная научно-практическая конференция: «Современное бизнес-образование: прогрессивные направления и технологии». Университет международного бизнеса (UIB). – Алматы, 2008. - 0,6 п.л.
37.Антикризисное стратегическое управление. //Республиканская научно-практическая конференция: «Социально-экономические предпосылки развития казахстанского общества в посткризисный период». Университет международного бизнеса (UIB). Алматы, 2009. - 0,3 п.л. (в соавторстве)
Түйін
Баймахамбетова Гүлнар Ибрагимқызы
Дағдарысқа қарсы басқарудың ұлттық үлгісі: негізгі мәселелері
мен оларды шешу жолдары
08.00.05 – Экономика және халық шаруашылығын басқару
(қызмет саласы бойынша)
Зерттеу тақырыбының өзектілігі ұлттық экономиканың тиімді қызмет етуін және дағдарысқа қарсы басқару жүйесінде үзіліссіз дамуын жетілдіре отырып, ұзақ мерзімде тұрақты өсуін қамтамасыз етумен шарттасылған. Қазіргі уақытта дағдарысқа қарсы басқарудың теориялық-әдіснамалық базисі тұтыну тәжірибесінен артта қалуда, сондықтан әлеуметтік-экономикалық дағдарыстардың мағынасын ашатын ғылыми зерттеулердің тәжірибелік талабын қарқындату және экономика дағдарысының алдын алатын тиімді әдістерді қалыптастыру қажет.
Зерттеу мақсаты ұлттық экономика дамуының дағдарысқа қарсы басқару үлгісін қалыптастыру және Қазақстандағы қалыптасқан экономикалық ситуацияларды есептей отырып, оны жүзеге асыру механизмінің теориялық және әдіснамалық жағынан дәлелденуінен тұрады.
Зерттеу нысаны – ұлттық экономика көпфункционалды күрделі әлеуметтік-экономикалық жүйе ретінде қарастырылады.
Зерттеу пәні Қазақстан ұлттық экономикасының микро-, мезо және макроэкономикалық деңгейіндегі дағдарысқа қарсы басқару үдерісі болып табылады.
Зерттеудің теориялық және әдіснамалық негізі ретінде қолданбалы және әдіснамалық сипаты бар, экономиканы дағдарысқа қарсы басқаруды дамытуда және жалпы теориялық сұрақтарды шешуде, мемлекеттік реттеу мәселесіне бағытталған отандық және шетелдік ғалымдардың еңбектері болып табылады. Зерттеудің құқықтық және ақпараттық қамтамасыз етуі ретінде заң шығару актісі, нұсқаулық және Қазақстан Республикасының басқа да нормативтік құжаттары, Қазақстан Республикасы Агентігінің статистика бойынша аналиткалық және статистикалық материалдары, ғылыми журналдар, баспасөз материалдары мен экономикалық басылымдар пайдаланылды. Ұлттық экономиканың дағдарысқа қарсы басқару жүйесін дамытудың тұжырымдамалық негізін жасауда автор қазақстан экономикасы ерекшелігіне бейім әлемдік ғылым жетістіктері мен шетелдік тәжірибенің қажеттілігіне сүйенеді.