Национальное богатство РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение национального богатства Республики Беларусь, его структуры и способов измерения в экономике.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретический аспект понятия и структуры национального богатства;
определить способы измерения национального богатства в отечественной и зарубежной практике;
раскрыть проблематику измерения национального богатства;
показать перспективы развития и преумножения национального богатства в отечественной экономике.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя 5
1.1. Общее понятие и классификация национально богатства 5
1.2. Особенности оценки национального богатства 7
1.3. Проблемы измерения национального богатства в Республике Беларусь 12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь 20
2.1.Анализ основных средств в составе национального богатства 20
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны 24
2.3.Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь 32
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь 39
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь 51
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-Национальное богатство Республики Беларусь.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

Источник: на основе [12] 

    Важнейшей характеристикой механизма финансирования является соотношение источников покрытия затрат на ИР. В 2010 г. в общей сумме внутренних затрат основную часть средств предоставляли бюджет (46 %), организации, занятые ИР (около 13 %), и внебюджетные фонды (12 %).

    В настоящее время в Беларуси функционирует ряд специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Они вносят значительный вклад в решение конкретных задач научной, научно-технической и инновационной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.

3 Пути увеличения национального богатства                                    Республики Беларусь

    Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.

    Для увеличения производственного потенциала страны необходимо:

  • ускорение процесса обновления основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения прогрессивного оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного производства;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения инвестиций в промышленность в целях увеличения собственных средств предприятий, банковских кредитов, иностранных инвестиций;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, прежде всего, развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции

    Для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса необходимо:

  • содействовать развитию научных исследований, ускорить внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, использовать научно-технический потенциал для создания новых видов продукции и технологий, расширения спроса на внешних и внутреннем рынках;
  • создать благоприятную среду для притока зарубежного капитала;
  • стимулировать приток инвестиций в создание нового оборудования и технологий, способных обеспечить экологически чистое производство. 

    В целях регулирования внутренней миграции должны быть предусмотрены меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.

    В соответствии с программой социально-экономического развития 2011–2015 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.

    Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства  населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно  регулируемой рождаемостью, снижающейся  смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях. 

    Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны. 

    Территория  Беларуси перспективна в отношении  поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории - 340 млн. тонн и прогнозными - 1,5 млрд т, их использование во многом будет определяться решением топливно-энергетической проблемы в стране.    

    В Программе ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг, в качестве приоритетных определены следугощие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

    Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение откодов калийного производства до 10 °/о и уменьшение оседания земной поверхности на 15-20 %. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортноrо сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.

    Стратегическая  цель в области сохранения водного  потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод. 
На первом этапе для реализации главных направлений природоохранной политики необходимо:

  • развитие системы платного водопользования на основе эколого-экономической оценки водных ресурсов;
  • совершенствование правовой и нормативной базы водопользования.

    В дальнейшем необходимо продолжить работы по повсеместному внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, обеспечивающих снижение удельного водопотребления и объема отведения сточных вод, переход на мало- и безводные технологии производства; оценке влияния стихийных гидрометеорологических явлений и изменения климата на водные ресурсы.

    Общая стратегия по сохранению и устойчивому  использованию лесных ресурсов в  стране должна базироваться на соблюдении следующих принципов:

  • многоцелевого, непрерывного, неистощительного и относительно равномерного лесопользования древесиной, продукцией побочного пользования (грибы, ягоды, орехи и т.п.) и другими полезностями леса;
  • сохранения и усиления средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических и иных природных полезностей леса;
  • воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности, охраны и защиты леса;
  • рационального использования земель лесного фонда;
  • сохранения генофонда лесов, их биологического и ландшафтного разнообразия.

    Для увеличения научно-технического потенциала страны необходимо:

  • создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок и повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;
  • постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок в соответствии с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
  • адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;
  • рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;
  • поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;
  • укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
  • совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий.

Заключение

    Национальное  богатство - совокупность накопленных материальных ресурсов (благ), которыми располагает общество в данный момент времени, создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

    В современной экономике категория  «национальное богатство» имеет  столь же важное значение для оценки и анализа процессов социально-экономического развития, как категории «внутренний валовой продукт» и «национальный доход». Более того, при некоторых ситуациях показатель национального богатства оказывается значительно содержательнее, чем два других вышеназванных, хотя бы потому, что в отличие от них национальное богатство непосредственно интегрирует показатели, оценивающие состояние не только сферы производства и обращения, но и сферы потребления.

    Национальное  богатство исчисляется на определенный момент времени. Объем национального  богатства определяется, как правило, в текущих ценах. Объем национального богатства в текущих ценах отражает стоимость его элементов в ценах приобретения соответствующих периодов.

    В интересах развития национального богатства страны целесообразно обеспечить одновременно: увеличение и физического, и природного капиталов. В этом отношении важно определить основные направления развития, которые позволят достигнуть не просто максимального экономического роста, а стабильного приращения национального капитала, включая его природную составляющую. Приниматься во внимание должны комплексные результаты реализаци того или иного проекта, учет которых необходим для определения эколого-экономической эффективности.

    В Республике Беларусь имеются значительные резервы для бурного роста национального богатства. В стране накоплены достаточные потенциалы в экономике, науке, человеческом капитале, природных ресурсах. При успешном развитии всех этих составляющих национального богатства можно получить значительный синергетический эффект, выраженный в росте богатства страны в целом и богатства отдельных экономических субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в XXI веке / Пер. с англ, под ред. Л. Н. Ковачин Питер, 2010 - 288 с.
  2. Гануш Г. И.  Национальная экономика Беларуси : учебно-методический комплекс / Г. И. Гануш, Л. И. Панова ; БГАТУ, Кафедра экономической теории и права. - Минск, 2011. - 260 с.
  3. Гилбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. акад. Н. Н. Иноземцева. - М.: Прогресс, 2009. - 406 с.
  4. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества - М.: "Academia" - "Наука", 2008 - 640с.
  5. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в современных условиях. - М.: Издательский центр "Акционер", 2009 - 350 с.
  6. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: В 2 т. / Пер. с англ.- М.: Инфра-М, 1999.-Т. 1.- 499с.
  7. Национальная экономика Беларуси: ответы на экзаменац. вопр. / Н. Л. Ильин [и др.]. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-176 с.
  8. Национальная экономика Беларуси. Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб.пособие/ под общ. ред. В. Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. - 584 с.
  9. Никитенко, П.Г. Императивы инновационного развития Беларуси: теория, методология, практика. - Мн., 2009.- 378 c.
  10. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Мн.: 2011. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics — Дата доступа: 01.10.2011.
  11. Официальный сайт Министерства Финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Мн.: 2011. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/   — Дата доступа: 26.10.2011.
  12. Официальный сайт Министерства Экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Мн.: 2011. — Режим доступа: — Дата доступа: 24.10.2011.
  13. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Мн.: 2011. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ — Дата доступа: 30.10.2011.
  14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
  15. Промышленность Республики Беларусь: Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Мн.: УП Минстата Республики Беларусь, 2005. – 197 с.
  16. Селищев, А.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов / А.С. Селищев; под ред. Леусского. – СПб.: Питер, 2008. – 448с.
  17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011 – 634 с.
  18. Статистический сборник Беларусь и Россия 2011 – 192 с.
  19. Терехов А.П. Национальное богатство и устойчивое развитие. // Правила игры. - СПб.: Питер, 2004. – 254 с.
  20. Фридлянов В., Остаток С., Миндели Л. Опыт промышленно развитых стран в регулировании инновационных процессов // Инновации и экономический рост. - М., 2008.-258 c.
  21. Хаттон, Э., Уорсэм, М. Эффективный менеджмент в маркетинге. - Мн., 2006. - 366 с.
  22. Учебник по основам экономической теории. / Под. ред. В.Д. Камаева. М., 1995. – 255 с.
  23. Экономическая теория: Учеб. для экономических специальностей вузов / Под ред. Н. И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ, 2004.- 412 c.
  24. Экономическая теория: Учеб. пособие / А. И. Авраменко, И. Н. Бобкова, В. П. Кунцевич и др.; Под ред. А. И. Авраменко. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 346 c.
  25. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. Мн.: ООО «Новое издание», 2009. – 405 c.
  26. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.  Л. Клюня, И. В. Новикова, М.Л. Зеленкевич и др.; Под общ. ред. В.Л.Клюни, И.В.Новиковой. Мн.: Тетра Системс, 2008. – 498 c.
  27. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой. М., Финстатинформ., 1997. – 378 с.
  28. Экономическая теория. Учебник. / Николаева И.П. М.: КНО РУС, 2001. – 471 с.
  29. Экономика / Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. М.: Бином-Кно-Рус, 1997. – 412 с.

Информация о работе Национальное богатство РБ