Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение национального богатства Республики Беларусь, его структуры и способов измерения в экономике.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить теоретический аспект понятия и структуры национального богатства;
определить способы измерения национального богатства в отечественной и зарубежной практике;
раскрыть проблематику измерения национального богатства;
показать перспективы развития и преумножения национального богатства в отечественной экономике.
Введение 3
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя 5
1.1. Общее понятие и классификация национально богатства 5
1.2. Особенности оценки национального богатства 7
1.3. Проблемы измерения национального богатства в Республике Беларусь 12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь 20
2.1.Анализ основных средств в составе национального богатства 20
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны 24
2.3.Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь 32
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь 39
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь 51
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 65
Источник:
на основе [12]
Важнейшей характеристикой механизма финансирования является соотношение источников покрытия затрат на ИР. В 2010 г. в общей сумме внутренних затрат основную часть средств предоставляли бюджет (46 %), организации, занятые ИР (около 13 %), и внебюджетные фонды (12 %).
В настоящее время в Беларуси функционирует ряд специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Они вносят значительный вклад в решение конкретных задач научной, научно-технической и инновационной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами.
Для увеличения производственного потенциала страны необходимо:
Для обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса необходимо:
В целях регулирования внутренней миграции должны быть предусмотрены меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.
В соответствии с программой социально-экономического развития 2011–2015 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.
Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.
Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.
Территория
Беларуси перспективна в отношении
поиска руд черных и цветных металлов.
Открыты два месторождения
В
Программе ускорения
Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение откодов калийного производства до 10 °/о и уменьшение оседания земной поверхности на 15-20 %. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортноrо сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.
Стратегическая
цель в области сохранения водного
потенциала страны состоит в повышении
эффективности использования и улучшении
качества водных ресурсов, сбалансированных
с потребностями общества и возможным
изменением климата. Достижение этой цели
потребует комплексного подхода к решению
организационных, правовых и финансово-экономических
проблем водопользования и охраны вод.
На первом этапе для реализации главных
направлений природоохранной политики
необходимо:
В дальнейшем необходимо продолжить работы по повсеместному внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, обеспечивающих снижение удельного водопотребления и объема отведения сточных вод, переход на мало- и безводные технологии производства; оценке влияния стихийных гидрометеорологических явлений и изменения климата на водные ресурсы.
Общая стратегия по сохранению и устойчивому использованию лесных ресурсов в стране должна базироваться на соблюдении следующих принципов:
Для увеличения научно-технического потенциала страны необходимо:
Национальное богатство - совокупность накопленных материальных ресурсов (благ), которыми располагает общество в данный момент времени, создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
В
современной экономике
Национальное богатство исчисляется на определенный момент времени. Объем национального богатства определяется, как правило, в текущих ценах. Объем национального богатства в текущих ценах отражает стоимость его элементов в ценах приобретения соответствующих периодов.
В интересах развития национального богатства страны целесообразно обеспечить одновременно: увеличение и физического, и природного капиталов. В этом отношении важно определить основные направления развития, которые позволят достигнуть не просто максимального экономического роста, а стабильного приращения национального капитала, включая его природную составляющую. Приниматься во внимание должны комплексные результаты реализаци того или иного проекта, учет которых необходим для определения эколого-экономической эффективности.
В
Республике Беларусь имеются значительные
резервы для бурного роста национального
богатства. В стране накоплены достаточные
потенциалы в экономике, науке, человеческом
капитале, природных ресурсах. При успешном
развитии всех этих составляющих национального
богатства можно получить значительный
синергетический эффект, выраженный в
росте богатства страны в целом и богатства
отдельных экономических субъектов.