Нефть – стратегическое оружие XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Нефть – стратегический ресурс XXI века? В этом нету и не может быть сомнений. Ведь множество вещей, с которыми сделаны из нефти являются продуктом переработки нефти. Без неё не возможно представить сегодня жизнь. Она не незаменима. Не смотря на все эти разговоры замены нефти на альтернативные источники топлива, не возможно заменить нефть не как источник топлива (для производства пластика, спирта, основнов для парфюмерии, медицинских препаратов). И это прекрасно понимают главы государств и крупные нефтяные компании. Этим они и пользуются, играя друг с другом на нефтяном рынке. И эта игра продолжается с тех пор, когда люди поняли сколько нужных, полезных вещей можно сделать из нефти, то есть примерно с конца XIX века.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………….…………4
Глава 1. Теоритические аспекты нефтяной промышленности……...…..6
Структура и особенности нефтяной отрасли………...……………6
Особенности международной торговли нефтью………………...13
Глава 2. Страны, влияющие на мировой нефтяной рынок …….………22
2.1. Страны ОПЕК………………………………………………...……22
2.2. Россия на мировом рынке нефти…………………………………31
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по мир. эк (Автосохраненный).docx

— 137.83 Кб (Скачать файл)

     Еще один фактор неопределенности – это  геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических  держав и стран социалистического  лагеря. Однако в наши дни мир  стал более монополярным, но менее  стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США  как «мировой полицейский» может  начать применять силу в отношении  тех, кто проводит экономическую  политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

     ОПЕК  продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время  ее существования постоянно трансформировалась. С момента создания вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играла сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя ее страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в период 1973--1986 гг. ОПЕК, напротив, обеспечивала практически полный контроль над  ценами, хотя после этого из-за появления  новых крупных производителей и  экспортеров нефти -- Великобритании, Норвегии -- роль ОПЕК заметно снизилась, и на начало 2003 г. доля стран -- ее членов -- на мировом рынке нефти уже  составляла менее 40%.

     Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

     А теперь я хотел бы поподробнее  рассмотреть политику ОПЕК на примере  Саудовской Аравии.

     За 25 лет коренных социально-экономических  реформ, к концу ХХ века страна и  общество пережили радикальную трансформацию, совершив скачок в своем развитии и приблизившись по многим показателям  к уровню промышленно развитых (современных) стран мира. В связи с этим заслуживает  внимания не только рассмотрение нынешнего  состояния королевства. Но и анализ определенной модели развития нефтяной монархии с присущими такому типу развития достижениями и противоречиями.

     Нефть определяет все современное состояние  страны, которую часто называют «нефтяным  королевством», и для этого имеются  основания. Извлекаемые запасы нефти на начало 2000 года оцениваются в 261,2 млрд. барр. (37,3 млрд. т.), что составляет 25.9% мировых запасов. Для сравнения: доля нефтяных запасов Ирака составляет 9.9%, Кувейта – 9.6, Абу-Даби – 9.1, Ирана – 8.8, Венесуэлы – 6.4, России – 4.9%. По подсчетам экспертов, при существующем уровне добычи в 8 млн. барр. в день имеющихся запасов может хватить примерно на 84 года, в то время как Кувейту при современном уровне добычи менее 1 млн. барр. – на 100 лет. Стоит заметить, что в недрах королевства имеются и запасы природного газа объемом 5300 млрд. куб. м., что составляет 3.8% мировых запасов. Тем не менее это не означает для саудовцев возможности безмятежно ловить бьющие из-под земли нефтедоллары. Дело в том, что длительное господство американских нефтяных компаний привело к быстрому исчерпанию наиболее рентабельных саудовских месторождений Гавар, Абкайк, Барри и несколько других с легкой и сверхлегкой нефтью. Безудержная эксплуатация естественно фонтанирующих скважин повлекла за собой перспективу их досрочного истощения. После национализации крупнейшей нефтяной компании АРАМКО американские специалисты признали, что при сохранении темпов добычи 70-х годов на уровне более 9 млн. баррелей в день истощение нефтяных запасов королевства наступит через 36 лет, а при возможном уровне 12 млн. баррелей – через 15-20 лет. Это повлекло за собой пересмотр нефтяной политики королевства и стабилизацию уровня добычи нефти.

     Но  саудовцы не всегда считаются с потолком, установленным ОПЕК для королевства. Так, в начале 90-ъ годов саудовская квота составляла 8 млн. барр., а добывалось в среднем 8.05 млн. баррелей. В 1997 году квота возросла до 8.76 млн. барр., в  июне 1998 года саудовцы согласились  с понижением уровня до 8.023 млн. барр., но фактически добывали 8.23 млн.; в марте 1999 года квота была в 7.438 млн., а реальный уровень добычи – 7.65 млн.

     Государство сохраняет под своим контролем  почти всё нефтяное хозяйство. Нефтяные поступления обеспечивают основную часть доходов государства: из их общего объема в 1999 году 147 млрд. сауд. реалов (39.3 млрд. долл.) нефтяной сектор дал 100 млрд., а ненефтяной – 47 млрд.

     Плюсы и минусы нефтяного фактора очевидны. Доля нефти и её производных в  объеме экспорта составляет более 85%, и  поэтому колебания на мировом  нефтяном рынке тут же сказываются  на всей саудовской экономике. Объем  нефтяных доходов упал с 105.8 млрд. долл. В 1980 году до 24.2 млрд. в 1985 году, вырос  до 40.7 млрд. в 90 году и стабилизировался на уровне 48.5 млрд. к концу 90-х годов.

     При декларативных лозунгах «приватизации  госсектора» нет никаких планов такого рода в отношении главной  нефтяной компании САУДИ АРАМКО, остающейся «становым хребтом» саудовской экономики. Выработана долгосрочная нефтяная политика, реализация которой нуждается в  немалых средствах. Поддержание  существующего уровня добычи, а также  обустройство новых месторождений, открытых в начале 90-х годов в  центре полуострова, требуют больших  инвестиций. В этом деле саудовцы тесно  сотрудничают с американскими компаниями, не потерявшими своего значения для  нефтяного хозяйства и после  национализации АРАМКО.

     В то же время нефтедобыча, сохранив решающее значение в финансовом плане, уступает ведущие позиции быстро растущим нефтеперерабатывающим и нефтяным предприятиям. Созданная в 1976 году в  период коренных реформ крупнейшая промышленная корпорация САБИК постепенно превратилась в важный региональный промышленный центр. На ее предприятиях занято 14.2 тыс. человек, из которых коренные жители составляют 70%. Ее деятельность в промышленных зонах Джубайль и Янбо оказалась  не столь масштабной, как это планировалось  в годы нефтяного бума, однако объем  промышленной продукции на предприятиях САБИК и доходы от ее деятельности превратили ее в ведущего хозяйственного субъекта. Показательно, что из 17 крупнейших проектов, реализованных САБИК к  началу 90-х годов (производство нефтехимических  продуктов и металлургической продукции), лишь два нефтехимических завода стали чисто саудовскими (один – государственный, второй принадлежит частным владельцам).

     Общий объем производства 33-х компаний САБИК в 1998 году составил 24 млн. т. Продукция  идет более чем в 90 стран мира.

     Возможности внутреннего рынка ограничены, но саудовцы твердо рассчитывают на прочное  место на мировом рынке нефтехимии, естественно, с учетом с учетом вероятных  конъюнктурных колебаний. Примером последних стал запрет властей Калифорнии в начале 2000 года на экспорт саудовских нефтепродуктов объемом около 3 млн. тонн в год. Замену этому главному американскому покупателю продукции  САБИК найти будет крайне трудно. Но на Ближнем Востоке саудовцы остаются крупнейшими производителями удобрений.

     В первом пятилетнем плане социально-экономического развития на 70-75 года были названы три  основные цели: увеличение объема ВВП, развитие людских ресурсов и диверсификация национальной экономики. Спустя четверть века можно констатировать, что эти  цели в основном достигнуты. Объем  ВВП изменился с 22.9 млрд. сауд. реалов в 70-м году до 524.7 млрд. реалов в 82 году. Развитие людских ресурсов – цель столь же экономическая, сколь и  социальная. Несмотря на огромные усилия государства по развитию системы  образования и подготовки кадров, саудовцы сумели лишь путем широкомасштабного  привлечения иностранных работников добиться реализации амбициозных целей  развития. По данным саудовского министерства планирования, на начало 2000 года численность  населения королевства составляла 19.9 млн. чел. (по оценкам экспертов  – 21.2 млн.), из которых коренные саудовцы составляют 74.8%. Хотя доля иностранных  работников составляет около четверти всей саудовской рабочей силы, немало коренных жителей вовлечено в  процесс современной экономической  жизни. Тем не менее, лишь предприятия  САУДИ-АРАМКО, служащей символом государства, обеспечены национальными кадрами.

     Диверсификация  национальной экономики произошла, но и здесь необходимы оговорки. В структуре национального хозяйства  за четверть века видны существенные перемены: роль нефтяного сектора  в ВВП сократилась с 54% в начале 50-х годов до 34% в 98 году. Возникли современные отрасли обрабатывающей и иной ненефтяной промышленности. Быстро вырос сильный финансовый сектор, играющий по важности вторую роль после нефтяного. Появились 11 коммерческих банков (имеющих 1200 отделений по всей стране вместо 70 отделений четверть века назад). Все они закончили 1999 год с прибылью не менее 10%. 

     2.2. Россия на мировом рынке нефти. 

     Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными фирмами в области  нефтегазодобывающей отрасли приобретает  все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения  в создавшихся экономических  условиях иностранного капитала, так  и стремлением использования  применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной  промышленности.

     Практически с самого начала проявления нефтяного  фактора в международных отношениях изменились и основы формирования внешней  политики заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали  выступать два компонента:

     правительства и крупнейшие нефтяные компании. При  этом последние выступали в качестве инициатора большинства внешнеполитических шагов на международной арене. Исполнительная власть не выступает в отношении  нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация характерна и для России. На практике между  оказывающими воздействие на нефтяной рынок министерствами существуют различия в подходе к большинству актуальных для нефтяников проблем.

     Практически все вопросы, затрагивающие нефтяной рынок, решаются между различными министерствами и ведомствами путем длительных согласований и ждущий решения должен набраться терпения. Другое дело, что  нефтяные компании, как правило, активно  лоббируют свои интересы в правительственных  коридорах и пользуются при необходимости  разногласиями между различными министерствами,

     Известны  также случаи, когда исполнительные власти в России на разных уровнях  требовали от нефтяных компаний принять  то или иное решение, причем зачастую себе в убыток. Этот вид протекционизма абсолютно нехарактерен для мировой  практики. Обычно такого рода ситуации оказываются связаны с государственными обязательствами правительства  Российской Федерации по поставке нефтепродуктов одной из постсоветских стран. После  распада СССР большинство республик  оказалось не в состоянии закупать у России, самого крупного экспортера нефти и газа, энергоресурсы по мировым ценам. По сути дела, сложилась  ситуация энергетической зависимости  подавляющего большинства постсоветских  государств от России. Чтобы избежать экономической катастрофы у своих  соседей, Москва принимала по межгосударственным соглашениям обязательства по поставке странам СНГ энергоресурсов, в  том числе и нефтепродуктов, по льготным ценам. Каждый раз в таких  случаях правительство возлагало  на одну из нефтяных компаний, находящихся  под государственным контролем, обязанности поставки в конкретную постсоветскую страну сырой нефти  или нефтепродуктов.

     "Нефтяная  геополитика" строится на основе  либо пятизвенной "цепочки" (добыча -- транспортировка -- переработка  - транспортировка - сбыт), что характерно  главным образом для развитых  государств, либо ее усеченных  модификаций (добыча - транспортировка  -- сбыт). С точки зрения российской  внешней политики реалиями сегодняшнего  и, видимо, завтрашнего дня является "усеченный" вариант цепочки. Несмотря на высказывания некоторых политических лидеров и правительственных чиновников в пользу переориентации российской нефтяной отрасли от продажи сырой нефти к широкому сбыту на западных рынках нефтепродуктов, эта перспектива выглядит по крайней мере в ближайшие годы малоправдоподобной. Уровень нефтепереработки на российских НПЗ остается низким, а западноевропейские рынки бензина - чрезвычайно насыщенными, чтобы отечественные производители могли в ближайшее время надеяться на масштабное присутствие на Западе. После распада СССР постсоветские элиты надеялись, что западные державы выполнят свои прежние обещания и окажут масштабную материальную помощь становлению демократии в бывших советских республиках.

     Однако  очень быстро выяснилось, что в  обозримом будущем развитые страны будут ориентироваться преимущественно  на сырьевые богатства бывшего СССР. Речь идет о имеющихся и потенциальных  возможностях постсоветских государств как поставщиков энергоресурсов: газа, сырой нефти и электроэнергии.

     Прибалтийские государства занимаются перепродажей российской нефти на внешний рынок.

     Основными внешнеполитическими "узлами", которые  определяют в настоящее время "нефтяную политику" Российской Федерации, являются "каспийский", "казахстанский", "восточнославянский", "ближневосточный" и "американский".

     Все они, кроме "американского", связаны  с добычей нефти за пределами  Российской Федерации.

     Каспийский  связан с перспективами нефтедобычи  в регионе. Сегодня два постсоветских  государства - Азербайджан и Казахстан - претендуют, хотя с различной мотивировкой (Баку считает Каспий озером, а Алма-Ата -морем) на раздел дна Каспия в соответствии с зонами, установленными в административном порядке еще в советское время. Россия же, как известно, настаивает на совместном пользовании всех государств каспийскими природными ресурсами.

     Очевидно, что интересы Российской Федерации  в отношении месторождений, на которые  претендуют прикаспийские государства, не выглядят столь противоречиво, несмотря на различную их трактовку со стороны  государственных ведомств и экономических "действующих лиц". Россия заинтересована получить, возможно, большую долю в  освоении месторождений, обеспечить транспортировку  нефти в Европу по российской территории, добиться баланса влияния западных держав в Азербайджане и Казахстане, чтобы четче артикулировать российские интересы.

Информация о работе Нефть – стратегическое оружие XXI века