Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция
Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.
С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений окружающей среды в результате аварий и катастроф. Об их колоссальном эколого-экономическом ущербе свидетельствуют данные только по многочисленным авариям на нефтепроводах. Возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий аварий является экологическое страхование - страхование ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды.
Создаваемые страховые компании позволяют решить ряд экономических задач: компенсировать убытки, образующиеся у застрахованного предприятия и третьих лиц в результате загрязнения окружающей среды; экономически стимулировать предотвращение аварий за счет увеличения противоаварийных затрат со стороны страховой компании при уменьшении затрат самого страхователя; повысить эффективность использования денежных средств, концентрируемых в страховых фондах, и т. д.
В общем виде формирование действующей платы за загрязнение окружающей среды, представлено на рис. 1.
Рис. 1. Действующая система формирования платы за загрязнение окружающей среды
В основу исчисления платы за загрязнение положена система базовых нормативов платы. При расчете нормативов платы за загрязнение принят затратный подход, который исходит из необходимости установить плату за загрязнение, позволяющую возместить финансирование природоохранных мероприятий, нужных для ликвидации ущерба или его предотвращения.
Нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ рассчитывались с учетом токсичных свойств каждого конкретного вещества через показатель его относительной опасности, являющейся величиной, обратной предельно допустимой концентрации вещества в элементе окружающей среды.
Показатель относительной опасности i-ого вещества Ai рассчитывается по формуле:
Аi = 1/ПДКi ,
где ПДКi - предельно допустимая концентрация i-ого вещества (для воздуха - среднесуточная, воды - для рыбохозяйственных водоемов).
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и на коэффициенты индексации платы.
Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.
Частичное освобождение от платы за загрязнение распространяется на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства (теплоэнергетическое обеспечение, канализование бытовых стоков). В этом случае природопользователи освобождаются от платы пропорционально объемам загрязнения, связанного с оказанием вышеприведенных услуг. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение предусматривается при соблюдении установленных для природопользователя природоохранными органами норм и требований, в противном случае плата за загрязнение рассчитывается и взимается на общих основаниях.
Плата за загрязнение может выступать в двух формах - 1) налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы) и 2) вненалоговой (сборы поступают во внебюджетные фонды).
Опыт многих стран показывает, что в период становления экономических методов управления охраной окружающей среды, достижения определенных экологических стандартов ее качества взимание платы за загрязнение во вненалоговой форме было в той или иной степени присуще большинству стран. По мере достижения определенного уровня экономического развития, стабилизации качественного состояния окружающей среды осуществлялся переход в основном к налоговой форме взимания платы за загрязнение.
Экономическая эффективность в общем виде определяется на базе измерения соотношения между результатами от реализации проекта или мероприятия и затратами на его осуществление. Основным результатом реализации природоохранного мероприятия является предотвращение загрязнения окружающей среды, дополнительно может быть получен прирост прибыли за счет реализации полученной продукции из отходов основного производства или непосредственно реализации отходов стороннему предприятию для последующей переработки. В качестве простейшего показателя экономической эффективности предприятия можно использовать рентабельность природоохранного мероприятия:
R = P/Z,
где Р - результат от реализации природоохранного мероприятия; Z - затраты на реализацию природоохранного мероприятия.
С точки зрения предприятия величина предотвращаемого ущерба окружающей среде не является результатом природоохранной деятельности, если ущерб, причиняемый окружающей среде, не приводит к снижению эффективности функционирования предприятия-загрязнителя. Для интернализации данного внешнего эффекта используются экономические методы снижения загрязнения окружающей среды предприятием-загрязнителем, которые вводят плату за превышение ПДВ (ПДС) - из прибыли предприятия, а в пределах ПДВ (ПДС) из себестоимости производимой продукции. Таким образом, результатом реализации природоохранного мероприятия является снижение себестоимости продукции или снижение выплат из прибыли. Предприятие также заинтересовано в получении дополнительной прибыли за счет реализации отходов производства. Кроме того, для выполнения природоохранной деятельности предприятие может получить льготный кредит, что является стимулом в реализации природоохранных мероприятий и повышает их эффективность с точки зрения предприятия. Могут быть также предоставлены субсидии из местных или федерального бюджетов, что сказывается на оценке эффективности природоохранного мероприятия. С учетом всех перечисленных факторов рентабельность природоохранного мероприятия с точки зрения предприятия-загрязнителя может быть рассчитана по формуле:
R = (П(DУ) + Потх +Пкред) / (Z – Zсуб),
где П(DУ) - снижение платы за загрязнение окружающей среды; Потх - дополнительная прибыль от реализации отходов сторонней организации или собственной переработки и реализации полученной продукции потребителю; Пкред - снижение платы за полученный кредит; Zсуб - величина субсидий.
С точки зрения общества эффективность природоохранной деятельности оценивается, прежде всего, величиной экономической оценки снижения ущерба, причиняемого окружающей среде. Общество заинтересовано также и в переработке отходов, что совпадает с интересами предприятия. Таким образом, рентабельность природоохранного мероприятия с точки зрения общества может быть выражена формулой:
R = (DУ + Потх) / Z.
Если бы были достижимы налоги Пигу, то есть DУ = П(DУ), то рентабельность природоохранного мероприятия для предприятия-загрязнителя была бы выше соответствующего показателя, рассчитанного для общества.
Наряду с рентабельностью для оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий можно воспользоваться и показателем срока окупаемости, который можно рассчитать как обратное отношение к рентабельности, то есть 1/R.
Более корректно было бы определить экономическую эффективность с учетом фактора времени, поскольку для реализации природоохранных мероприятий может потребоваться значительное время. С этой целью целесообразно использовать показатель чистого дисконтированного дохода (ЧДД), который для оценки эффективности природоохранных мероприятий будет определяться следующим образом:
Для предприятия
ЧДДТ =STt=t0[(П(DУt) + Потхt +Пкредt) - (Zt – Zсубt)](1+r)t0-t ® max,
Для общества
ЧДДТ =STt=t0[(DУt + Потхt) - (Zt)](1+r)t0-t ® max,
где r - коэффициент дисконтирования, который для мероприятий социальной и экологической направленности принимается на уровне 0,5 банковской процентной ставки.
Если для заданного периода времени Т ЧДД>0, то мероприятие экономически оправданно, если же ЧДД<0, то природоохранное мероприятие экономически не выгодно.
Наряду с ЧДД существует и другой показатель, который строится из тех же элементов - индекс доходности. Этот показатель представляет собой отношение дисконтированного результата к дисконтированным капитальным затратам и похож на показатель рентабельности, но учитывает фактор времени. Если ИД<1, то программа в пределах T не окупается, если ИД>1, то программа окупается в пределах заданного горизонта планирования.
Динамический срок окупаемости - это часть инвестиционного периода, в течение которого окупается вложенный капитал, и вместе с этим инвестор получает доход в размере процентной ставки.
Для определения динамического срока окупаемости определяются дисконтированные члены денежного потока и последовательно по годам суммируются с учетом знаков, то есть если
ЧДДТ<0, ЧДДТ+1>0,
Означает, что вложенный капитал окупается в диапазоне лет от Т до (Т+1), и значит, срок окупаемости может быть определен в диапазоне Т< Ток<(Т+1). Между временными датами Т и (Т+1) существует точка, в которой ЧДД равен нулю. Динамический срок окупаемости может быть определен на основе линейной интерполяции между указанными точками и найден по формуле:
Ток =Т- ЧДДТ / (ЧДДТ+1 - ЧДДТ).
Лекция № 11
Тема: Государственное регулирование природоохранной деятельности
Вопросы:
Управление - целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам, целям. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием - это совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в окружающей природной среде в желательном для общества направлении.
Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственное управление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей природной среды. Причем это должно быть сделано на основе познания и использования эколого-экономических закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.
Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования и охране природы. Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объём властных полномочий. Объект управления природопользованием - деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правого регулирования. Формами государственного управления являются акты управления (нормативные, директивные, индивидуальные), административные соглашения и материально-технические действия.
Государственное управление в сфере природопользования включает в, себя три вида управления деятельностью: социально-экономический, административно-политический и социально-культурный. Управление природопользованием осуществляется с помощью административных (принудительных), экономических и идеологических (воспитательных) методов решения тех или иных вопросов.
Методы управления позволяют постоянно, непосредственно и оперативно решать вопросы и достигать целей управления. В управлении природопользованием используются методы: запрещения; приостановления; изъятия (прекращения права пользования); согласования и разрешения (выдача лицензий, договор на комплексное природопользование и т.п.).
Государственное управление в сфере природопользования осуществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством устанавливаются специфические принципы охраны природы: комплексность, всеобщность, планомерность, использование возможностей НТП и международного сотрудничества.
Конечная цель государственного управления природопользованием - достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Но она не достижима сразу, поэтому определяются промежуточные цели на каждом конкретном этапе (промежутке времени) - конкретные показатели качества окружающей природной среды.
Система органов государственного управления природопользования - это единый организм, состоящий из взаимосвязанных, субординированных элементов. Функции органов государственного управления в сфере экологии подразделяются на три составляющие:
1) управленческая - организация, общее руководство, оперативное распорядительство, издание нормативных актов и их изменение;
2) планирования, прогнозирования и координации;
3) учета, контроля и надзора.
Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Важным звеном в обеспечении экологической безопасности и оздоровлении окружающей среды является создание экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.
В настоящее время конкурентоспособность на национальных и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами выпускаемых товаров, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек. Это, соответственно, влияет на цену товара, рынки сбыта, перспективы дальнейшего производства. Необходимо отметить, что в развитых странах происходит выравнивание требований экологического законодательства, что воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По оценкам, природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы.