Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 23:17, лекция

Краткое описание

Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.
Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.
Изъяны рынка и их основные типы.
Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.
Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.
Оценка масштабов общественного сектора.
Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.
Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

1[1].doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

• экосертификации объектов и их маркировки знаком соответствия;

• аккредитации органов по экосертификации;

• аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров);

• подготовки и аттестации экспертов системы;

• повышения квалификации специалистов в области экосертификации;

• обеспечения информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;

• обеспечения на основе заключаемых соглашений с другими системами сертификации взаимного признания сертификатов, аттестатов, знаков соответствия и результатов испытаний и анализов;

• разработки и актуализации нормативно-методической документации, используемой в рамках системы, и ее экспертизы;

• ведения реестра системы;

• взаимодействия и гармонизации деятельности с международными, национальными и другими системами сертификации;

• осуществления инспекционного контроля.

Объектами экологической сертификации являются:

• объекты окружающей природной среды;

• отходы производства и потребления;

• технологические процессы;

• услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде (далее - экологические услуги), а также товарная продукция.

Под сертификацией объектов окружающей природной среды понимается деятельность по оценке состояния, качества и степени загрязнения объекта с целью определения наиболее эффективного и безопасного направления его использования без нанесения ущерба здоровью населения и окружающей среде.

Экологический сертификат на объект природной среды выдается его собственнику, либо органу, имеющему право распоряжаться указанным объектом. Данный сертификат является документом, на основе которого выдается лицензия на экологически безопасное использование объекта. Экологической сертификации может подвергаться территория и отдельные ее участки вместе с природными ресурсами.

Экологическая сертификация отходов - это деятельность по оценке соответствия отходов определенным экологическим требованиям, а также по оценке опасности их для здоровья населения и окружающей среды в процессе образования и удаления. В понятие «удаление отходов» включается сбор, сортировка, перевозка, обработка, хранение и захоронение на поверхности или под землей, а также операции по их переработке с целью извлечения отдельных компонентов, повторного использования или рециркуляции. Сертификат, а следовательно, и лицензия на осуществление отдельных процессов по удалению отходов и их трансграничному перемещению должны выдаваться лишь в том случае, если технический уровень этих процессов полностью удовлетворяет экологическим требованиям и нормативам.

Экологическая сертификация технологических процессов - это деятельность по оценке соответствия технологических процессов экологическим требованиям. В качестве основных экологических требований могут быть приняты:

• удельные показатели по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ и другим воздействиям на окружающую среду на единицу продукции, установленные на основе лучших из имеющихся в мире технологий (экологические стандарты);

• степень экологического риска;

• удельное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции (ресурсосберегающие стандарты).

Экологическая сертификация услуг представляет собой деятельность по оценке компетентности юридических лиц, а также соответствия применяемой техники и технологии экологическим требованиям при их использовании.

В свою очередь экологическая сертификация товарной продукции предусматривает подтверждение соответствия данной продукции экологическим требованиям. Экологические требования в зависимости от вида продукции могут быть предъявлены к ее химическому составу или к удельным показателям по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в окружающую среду (например, по крупному энергетическому оборудованию тепловых электростанций) и другим антропогенным воздействиям.

 

Лекция № 12

 

Тема: Образовательные услуги как основа роста благосостояния государства и человека

 

Вопросы:

 

  1. Концепции развития образования.
  2. Программы реформирования образования.
  3. Качество образования.
  4. Критерии качества образования.
  5. Количественные оценки качества образования.
  6. Стратегия реформирование системы образования
  7. Реформирование системы управления образованием и вузом.
  8. Открытое образование.
  9. Оценка экономической эффективности открытого дистанционного образования.

 

 

Стремительное развитие общества оказывает свое воздействие на образование. Образование теперь тесно связано с такими понятиями как глобализация и информатизация. В образовании действуют экономические отношения, хотя долгое время оно было отнесено к нерыночной сфере.

Все более возрастает роль человека как основного экономического ресурса, и постиндустриальная система ориентируется на всестороннее развитие личности. Человек с экономической точки зрения рассматривается как стимулятор развития экономики и выразитель долгосрочных экономических интересов государства и общества.

Как известно, потребности удовлетворяются посредством экономических благ. Или же благами (goods) называют средства, удовлетворяющие потребности. Отсюда необходимость рассмотрения образования как блага.

Образовательная услуга – это совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребность субъекта в образовании и промежуточных образовательных продуктах в форме вещи, сопровождающих такую деятельность.

Для развития любого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. При этом знания выступают как высшая форма информации. На государственном уровне всегда четко осознавалась связь высшего профессионального образования и военного могущества страны.

Образование должно быть качественным, доступным и современным, тогда оно будет приносить наибольшую пользу людям и обществу.

Министерством образования РФ, Российской академией образования, Российской академией наук и учеными крупных университетов разработало ряд программ по развитию системы образования. Приведем наиболее известные программы и дадим их краткий анализ.

1. Федеральная программа  развития образования принята  Государственной Думой РФ 15 марта 2000г. как Федеральный Закон. Ее главная цель – развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Кроме того, ФПРО направлена на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в получении образования и выполнение законодательных норм в сфере образования. Программа направлена на преодоление кризисных явлений и переход к устойчивому развитию системы образования.

  1. Программа «Реформирование образования» является составной частью Программы «Основные направления социальной и экономической политики Правительства Российской Федерации на долговременную перспективу».

Программа содержит ряд новаторских, рыночных предложений по реформированию системы образования на основе изменения бюджетного финансирования и обеспечения персональных гарантий граждан на получение профессионального образования.

Программе присущи общие недостатки. Прежде всего, отсутствуют показатели и критерии оценки, доказательно подтверждающие улучшение уровня и качества образования населения России.

3. Национальная доктрина  образования Российской Федерации  была принята Правительством  Российской Федерации 4 октября 2000г. Национальная доктрина образования  Российской Федерации устанавливает  приоритет образования в государственной  политике, стратегию и основные направления его развития; она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025г.

Главные принципы доктрины: ответственность государства за темпы изменения образовательного ценза населения; обеспечение доступности высшего образования для широких слоев населения; бесплатность государственного высшего образования; академичность образования, обеспечиваемая посредством синтеза академической науки и высшего образования; академические свободы; сочетание личностно-ориентированного и социально-ориентированного подходов; автономность участников образовательного процесса и др.

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Концепция предусматривает переход на 12-летнюю полную среднюю школу, что создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

В современных условиях придается большое значение конкурентоспособности образования, повышению его качества.

Качество образования - это совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.

Для оценки состояния и деятельности вуза используют такие показатели как число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг.

Показатели деятельности вуза многими авторами объединяется в несколько групп (потенциал вуза, показатели полезности труда, показатели качества труда, оперативность вуза, показатели эффективности деятельности).

Существует несколько методик оценки качества образования.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системы осуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных заведений.

Лицензирование определяет право вуза осуществлять образовательную деятельность.

Аттестация оценивает качество подготовки специалистов в образовательном учреждении.

Аккредитация устанавливает статус вуза по типу и виду, а также дает право выдавать документы об образовании государственного образца.

Методика расчета рейтинга вузов России, принятая Министерством образования РФ, учитывает элементы трех подходов:

1. Оценка достигнутых показателей  по результатам работы.

2. Оценка показателей, характеризующих  фактическое состояние организации.

3. Оценка показателей, характеризующих  потенциальные возможности организации.

Расчет рейтинга вузов по методике Госкомвуза РФ базируется на 44 показателях, отражающих практическую деятельность вуза, и достаточно полно показывает потенциал вуза и результаты его деятельности. Однако в методике отсутствует такая составляющая качества образования, как качество подготовки выпускников, которое определяется по результатам итоговой аттестации студентов и опросам работодателей. Таким образом, она более ориентирована на оценку качества обучения и потенциала вуза.

Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB). Государственная аккредитация в США отсутствует.

Первые места в этом рейтинге университетов Великобритании занимают университеты Кембриджа, Оксфорда.

Собственная методика вычисления рейтинга вузов существует и в Германии.

Основной принцип достижения успеха в любой деятельности - ориентация на потребителя. Каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных «групп субъектов» - заинтересованных лиц:

  1. Потребители продукции и/или услуг данной организации (для вуза - это студенты, организации и государство).
  2. Поставщики «сырья» (школы, колледжи и тому подобное).
  3. Персонал (как профессорско-преподавательский и научный, так и обслуживающий).
  4. Вышестоящие организации (в нашем случае - Министерство образования России).
  5. Социальная инфраструктура (район, город, республика, страна).

Именно в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп с целью достижения и поддержания равновесия состоит одно из ключевых предназначений системы качества.

Стратегия реформирования системы образования. Проводимая в России экономическая реформа предполагает существенные изменения социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Ведь эффективность экономического развития страны очень сильно зависит от состояния кадрового потенциала, профессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов.

Обычно рассматривают три главных сценария развития, и для каждого разрабатывается собственная стратегия.

Пессимистичный, ухудшение состояния социальной, экономической и политической сфер жизни общества, что приведет к снижению качества жизни населения и уровня образования в обществе.

Реалистичный, стабилизация состояния социальной, экономической и политической системы общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.

Информация о работе Общественный сектор экономики