Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7
1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12
1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и основные признаки субъекта оптовой торговли………36
2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40
ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49
3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54
3.3.Роль и значение правового регулирования в оптовой торговле…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65

Вложенные файлы: 1 файл

витя диплом.docx

— 128.35 Кб (Скачать файл)

Макроэкономические функции  оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий, среди них  можно назвать следующие:

- функция экономической  интеграции территорий и преодоление  пространственного разрыва;

- функция преобразования  производственного ассортимента  в торговый ассортимент товаров;

- функция формирования  запасов для страхования от  изменений спроса на товары;

-функция сглаживания  цен;

-функция хранения;

- функция доработки, доведения  товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;

-функция кредитования  своих клиентов, особенно мелких  розничных предприятий;

-функция маркетинговых  исследований рынка и рекламы3.

Развитие рыночных отношений  способствует возникновению новых  элементов в деятельности оптовых  предприятий, напр., предоставление разнообразных  услуг по управлению и консалтингу  своим клиентам.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два  вида:

  1. традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);
  2. новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи  является одной из важнейших функций  оптовой торговли с тех пор, как  в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную  подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции  оптовые посредники выступают в  роли представителей спроса, а предлагая  товар покупателям, они действуют  от лица производителей4.

Среднее по размерам предприятие  оптовой торговли может содержать  от 25 до 100 человек. В этом случае администрация  должна сосредоточить свое внимание на том, чтобы упорядочить расстановку  кадров в соответствии с существующими  организационными принципами. В среднем  предприятии оптовой торговли характер деятельности значительно усложняется. Администрации помимо основных вопросов деятельности приходится решать вопросы, связанные с модернизацией оборудования, арендой помещения, обучением кадров и их материальным обеспечением.

 

 

 

 

1.2.Система организации  оптовой торговли

 

 Основными формами осуществления оптовой торговли являются:

      -торговля на оптовых рынках;

      -оптовые торговые центры;

       -оптовые склады (базы).

Предприятия, осуществляющие оптовую торговлю, определяют формы  организации своей деятельности, руководствуясь различными факторами. В первую очередь это зависит  от специализации предприятия.5

                               оптовую торговлю осуществляют:

-товаропроизводители;

-оптовые коммерческие структуры (предприятия, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий; организации, приобретающие товар для дальнейшей перепродажи и др.);

-полномочные представители товаропроизводителей и оптовых коммерческих структур;

-экспортеры и импортеры продукции;

-посредники.

Естественно, что подход каждого из вышеперечисленных предприятий  к выбору формы осуществления  своей деятельности различен. Однако это зависит не только от специализации  предприятия. Так, специфика предприятия (т.е. торговля определенными классами, группами, видами товаров), финансовый потенциал, товарные обороты, конъюнктура  рынка на определенной территории, наличие складских и торговых площадей также являются определяющими  факторами.

          Товаропроизводители, в частности, выбирают форму оптовой продажи продукции в зависимости от количества, характера, ассортимента продукции и пр. Так, предприятию, производящему один вид товара (например, масло сливочное) и реализующему его оптовыми партиями, зачастую нет необходимости оборудовать торговые и демонстрационные залы – порой достаточно только передать потенциальным покупателям или посредникам информацию о продаже товара. А предприятие, выпускающее несколько видов продукции (например, обувь), оборудовав демонстрационный зал, может представить для продажи образцы всех имеющихся товаров.

        Оптовые коммерческие структуры, специализирующиеся на перепродаже товаров одной группы (например, канцелярских принадлежностей), заинтересованы представить покупателю весь ассортимент. Для этого оборудуются демонстрационные или торговые залы.

        Одни предприятия предпочитают торговые залы, в которых на стеллажах располагают товар подготовленными к продаже оптовыми партиями и здесь же образец представленного товара с указанием информации о товаре. Другие предприятия выбирают реализацию товаров через складские помещения. Для этого либо на территории склада, либо в другом месте оборудуется демонстрационный зал, в котором представляются образцы реализуемой продукции, где покупатель составляет заказ. Персонал продавца оформляет соответствующие документы и решает вопросы выполнения заказа.

     Оптовым рынкам отдают предпочтение те предприятия, которые специализируются на торговле продовольственными товарами. Однако выбор этой формы зависит не только от специфики предприятия, но и от финансового потенциала, товарных оборотов, стратегии сбыта и пр.

    В настоящее время уже получила распространение торговля по каталогам и приобретает популярность и экономическую привлекательность электронная торговля.6

Рассмотрим формы оптовой  торговли более подробно.

1. Торговля на оптовых  рынках.

Понятие «оптовый рынок» употребляется  в двух смыслах.

Первый – под оптовым  рынком понимается юридическое лицо, которое обеспечивает условия для  осуществления оптовой торговли на определенной территории.

Второй – под оптовым  рынком подразумевается место проведения торговых операций.

Следует отметить, что на федеральном уровне нормативным  актом, определяющим правила торговли на оптовом продовольственном рынке, является совместный приказ Минсельхозпрода  России и Роскомторга от 1 декабря 1994 года №№292, 95, которыми утверждены «Примерные правила торговли на оптовом продовольственном  рынке». 

 И в федеральном парламентском акте и в проекте закона города Москвы понятие «оптовый рынок» употребляется в двух смыслах. С целью разделения этих понятий в настоящем параграфе обозначим, что под оптовым рынком понимается место проведения оптовых торгов, а понятие «оптовый рынок» «как хозяйствующий субъект» заместим понятием «администрация оптового рынка».

   Как уже отмечалось, ряд предприятий осуществляет оптовую торговлю на оптовых рынках. Рассмотрим преимущества этой формы:

1). В одном месте сосредоточены  товары одного вида. Предприятия-покупатели  предпочитают делать закупки  товара в одном месте. Наличие  одного вида товара на определенном  оптовом рынке является определяющим  фактором для совершения стабилизированных  закупок товаров. Это позволяет  упростить и ускорить процесс  продвижения товаров. 

2). Оптовые продавцы обеспечиваются  торговым местом в соответствии  с современными технологиями  торговли. Предприятию нет необходимости  оборудовать собственные торговые  и демонстрационные залы –  торговые склады уже подготовлены  для эксплуатации и оснащены  необходимым оборудованием, остается  заключить с администрацией договор  аренды и вовремя вносить арендную  плату.

Аренда торгового места  может быть долгосрочной либо краткосрочной.

На оптовых рынках есть возможность и разового участия  с подсевной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплаченной с оборота. Такая форма является привлекательной для предприятий, реализующих сезонный товар; предприятий, которые хотят реализовать небольшие партии товара.

3). Оптовым продавцам предоставляется  возможность временного хранения  товаров. Как правило продавцу  в аренду передается торговое  место со складским помещением  закрытого типа, для продавцов  сезонной продукции предоставляются  временные складские помещения.  Это избавляет предприятие от  постоянного вывоза непроданных  партий товара.

 В настоящие время оптовые рынки «обрастают» хранилищами, работающими в непосредственной близости к территории рынка. Более того, строительство новых осуществляется с учетом доступа к терминальным комплексам. Использование складов общего пользования позволяет снизить торговые издержки по доставке товаров.

4). На территории оптового  рынка функционируют вспомогательные  службы. Это означает, что вопросы  подвоза и выгрузки товаров  в пределах рынков, тепло -, энерго- и водоснабжения, охраны общей территории, вывоза мусора и отходов, обеспечения весоизмерительными приборами, связи не решаются продавцом. Эти услуги оказывает администрация оптового рынка и общесистемные службы.

5). Продавцы и покупатели  обеспечиваются информацией о  конъюнктуре рынка и спросе, как  на данном оптовом рынке, так  и на других рынках.

Сбор, хранение и передачу рыночной информации (данных о спросе, предложении, ценах, качестве, запасах  товаров, биржевых ценах, курсах валют, нормативной базе и т.д.) осуществляет информационная служба оптового рынка.

6). Экспертиза  качества  и сертификации товаров на  месте.

Высокое место в деятельности оптового рынка отводится системе  сертификации и контроля качества продукции. К продаже на оптовом рынке  допускаются  товары прошедшие проверку их качества, а такую проверку предоставляет  специализированная служба оптового рынка.

Для системы контроля качества разработаны следующие режимы:7

-режим  «прямой реализации» – проводится экспертиза сопроводительных документов с определением их соответствия устоявшимся требованиям, допустимость права на реализацию, и идентификация продукции устанавливается в сопроводительных документах;

-режим «отложенной реализации» – с согласия заказчика проводятся испытания продукта на соответствие обязательным требованиям с целью получения документов дающих право реализацию продукции при соответствующих условиях и режимах для принятия решения о реализации продукции;

-режим «добровольной экспертизы» – предоставление дополнительной экспертизы документов или дополнительных испытаний показателей качества продукции.

7). Реклама оптового рынка.  Администрация оптового рынка  самостоятельно заботится о рекламе  оптового рынка как места, где  покупатели могут приобрести  отдельные группы товаров.

8). Возможность сочетания  оптовой и розничной торговли. Следует отметить, что идеальная  модель оптового рынка не предусматривает  осуществление розничной торговли. Однако, правилами конкретного оптового  рынка может быть предусмотрено  выделение специальных торговых  секций для розничной торговли, а также установлено время,  в течении которого на оптовый  рынок допускаются в качестве  покупателей физические лица. Предприятия  оптовой торговли, осуществляя продажу  товаров населению увеличивают  свой товарооборот.

9). На оптовом рынке  есть возможность выбора схемы  взаимоотношений продавца и покупателя.

  В соответствии с приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 1 декабря 1994г. №№ 292, 95 договоры, заключаемые на оптовом рынке, являются публичными, то есть такими, в которых одной стороной всегда является продавец принявший на себя обязанность осуществлять продажу товаров каждому, кто к нему обратится (п.5.4). Отсюда следует, что цена одноименной партии товаров у отдельного продавца, а также иные условия предложенного им публичного договора на оптовом рынке должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот отдельным группам покупателей (п.5.5).

Тем же документом (п.3.3) определено, что оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных отношений  продавца и покупателя, при которых  цена и иные условия сделки определяются на двусторонней основе путем переговоров.

В настоящее время на оптовых  рынках действуют обе схемы договорных отношений.  Продавцы определяют систему  скидок в зависимости от размера  приобретаемой покупателем партии, то есть цены на разные партии товаров  неодинаковы. В тех случаях, когда  покупателю требуется большая партия товара, а продавец может предоставить его из своего склада, условия договора приобретают некоторые особенности, в частности, цена на заявленную партию товара может измениться в зависимости  от транспортных расходов.

В определенных условиях оптовые  торги могут быть проведены на основе аукциона или конкурса. При  аукционных торгах договор заключается  с покупателем, предложившим наивысшую  цену, а если проводятся конкурсные торги – договор заключается  с покупателем, выполнившим условия  конкурса наилучшим образом.

Информация о работе Оптовая торговля