Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа
Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7
1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12
1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и основные признаки субъекта оптовой торговли………36
2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40
ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49
3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54
3.3.Роль и значение правового регулирования в оптовой торговле…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65
В целом в секторе оптовой
торговли наблюдается медленное
увеличение представленности сегмента
крупных и средних предприятий.
Укрупнение сектора связано с
традиционными для
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и
основные признаки субъекта
Сегодня субъект предпринимательства считается главным действующим лицом на товарном рынке, однако легального определения его в ГК РФ нет. Нет и единой терминологии, применяемой в отношении индивидуальных и коллективных предпринимателей, которая к тому же отличается неточностью. К индивидуальным субъектам законодатель применяет термин «предприниматель» (ст.23 ГК РФ), в то время как коллективные предприниматели (ч.1 ст.50 ГК РФ) именуются коммерческими организациями (данные термины хотя и близки по смыслу, однако не однозначны: латинский термин «сommercium» – означает торговля, торговые обороты).11 Отсюда следует парадоксальный вывод: участвуя в предпринимательской деятельности, граждане являются предпринимателями, а коллективные лица – коммерсантами (торговцами). Также не понятно, почему одни коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества) называются «хозяйственными», особенно если учесть, что значение этих терминов несопоставимо, а другие – «производственными» (производственные кооперативы) и пр.
Это приводит к путанице и неоднозначному
пониманию субъектов
Основной же конституирующий признак субъекта предпринимательства – новаторство и осуществление воспроизводственного процесса ни в законодательстве, ни в правовой науке во внимание не принимаются (в оптовой торговле – это освоение (расширение) рынков сбыта, совершенствование форм изучения конъюнктуры рынка и тенденций его развития, системы продвижения товаров и пр.). Именно в этом, как представляется, и состоит «феномен» российского предпринимательства
Главный признак предпринимательской
деятельности, отличающего ее от других
видов: направленность в качестве единственной
цели на систематическое извлечение
прибыли. Во-первых, направленность на
извлечение прибыли заложена в самой
природе предпринимательской (торговой)
деятельности, вытекает из ее сущности
и при ее отсутствии такая деятельность
(особенно в условиях конкуренции) просто
невозможна. И поэтому ставить
целью предпринимательской
Признак систематичности извлечения прибыли легального определения не имеет (как нет и устоявшегося обычая), а количественные его критерии и порядок исчисления сроков в различных отраслях права и в литературе не отличаются единством. Предпринимательская деятельность, должна соизмеряться не количеством совершаемых сделок или операций по извлечению прибыли, а более точным классифицирующим признаком, каким является деятельность, осуществляемая на профессиональной основе (в виде промысла). Это обусловливается характером предпринимательской (как и любой) деятельности, т.е. это не просто систематически (или периодически) совершаемые отдельные сделки, а единый процесс, где каждая операция или сделка взаимосвязаны и являются отдельным звеном в общей цепи, именуемой производственной, торговой или другим видом деятельности.
Конструкция нормы ГК РФ о предпринимательской
деятельности должна включать в себя
социальную направленность такой деятельности,
что обеспечит сочетание
Поэтому предлагается новый подход к пониманию сущности предпринимательства не только с целью удовлетворения своих интересов, но и рассмотрения его сквозь призму удовлетворения общественных потребностей (развития отраслей экономики, внедрения новых технологий, насыщение рынка товарами (услугами), улучшение их качества, расширение ассортимента и др.). Категория же «предпринимательская прибыль» должна находиться в прямой зависимости от приносимой предпринимателями общественной пользы.
С учетом изложенного, торговая деятельность – это инициативная, связанная с постоянным совершенствованием торговых процессов деятельность, осуществляемая на свой риск и на профессиональной (постоянной) основе и направленная на удовлетворение личных (корпоративных) интересов через удовлетворение интересов потребителей и общества в целом.
Субъект оптовой торговли – это индивидуальные предприниматели или оптовые торговые организации (юридические лица), осуществляющие от собственного имени, на профессиональной (постоянной) основе и на свой риск торговлю партиями товаров (закуп, хранение, комплектование партий, реализация и пр.), для которых данный вид деятельности является основным (преобладающим) в целях удовлетворения собственных нужд и общественных потребностей.
2.3.Классификация субъектов оптовой торговли
Торговля в настоящее время превратилась в один из ведущих секторов российской экономики. В 2008 г. более трети от общего числа зарегистрированных юридических лиц составляли торговые организации. Доля торговли в составе ВВП превышает 20%, тогда как в советский период она составляла 5 процентов. За последнее десятилетие торговля превратилась в одну из крупных бюджетообразующих отраслей.
С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения в круг участников торговой деятельности входят организации оптовой торговли.
Обозначим вначале круг субъектов коммерческого права. Он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Различной оказывается также торговая и гражданская правоспособность отдельных видов лиц.
Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не являются субъектами торгового права.
Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты осуществляют содействие развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.
Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Согласно Закону РФ от 20.02.92 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" биржа организует и регулирует биржевую торговлю, осуществляемую в форме гласных и публичных торгов, производимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. В соответствии со ст. 3 названного закона биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
Товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10. Члены (учредители) биржи участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов.
Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.
Из-за серьезных просчетов в правовом регулировании и организации деятельности товарные биржи в России не выполняют функции, свойственные биржам в мировой практике, и потому вообще не могут считаться биржами. В связи с этим нет смысла рассматривать вопросы построения бирж и совершения биржевых сделок, поскольку они не имеют отношения к российской действительности.
Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не может ничем торговать от своего имени. Ее задача - создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.
Достоинством ярмарок
является заключение на них в сжатые
сроки большого числа договоров,
возможность выбора товаров по выставленным
образцам, одновременного решения вопросов
сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают
установление как прямых связей между
изготовителями и потребителями
товаров, так и отношений с
участием посредников. Они служат пунктами,
узлами, где концентрируется
Значительные организационные достоинства ярмарок обусловили широкое их распространение. В дооктябрьской России ежегодно проводилось до 18 тыс. ярмарок. Наши крупнейшие ярмарки Нижегородская (Макарьевская), Ильинская, Ирбитская и др. по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен на соответствующие товары во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярмарочная торговля была подчинена системе планового распределения товаров и ее организационные функции не могли проявляться.
В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500-1600 ярмарок на различном уровне - от районных до всероссийских. Ярмарочно-выставочную деятельность организуют около 100 фирм, объединенных в Союз выставок и ярмарок СНГ. Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.
Мировой опыт свидетельствует
о жизненности оптовых ярмарок.
Так, в ФРГ ежегодно проводится более
100 международных и
Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.
В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.
Правовое регулирование
деятельности оптовых рынков отсутствует.
Имеются лишь ведомственные акты:
Примерные правила торговли на оптовом
продовольственном рынке, утвержденные
приказом Минсельхозпрода России и
Роскомторга от 01.12.94 N 292/95, и Временные
правила торговли на оптовом продовольственном
рынке национального значения, утвержденные
Минсельхозпродом России 10.02.97. Отсутствие
законодательной базы деятельности
сдерживает процесс развития оптовых
рынков и одновременно - самой торговли
продуктами, производимыми
Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ГК РФ.
В качестве организаторов
торгов могут выступать