Оптовая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения, движущей силой которых является конкуренция, должны опираться на хорошо развитую структуру товарного рынка, важнейшим элементом которой является оптовая торговля. Как свидетельствует опыт экономически развитых государств (США, Германия, Япония и др.), в современных условиях существование внутреннего рынка страны немыслимо без участия оптовой торговли, в которых она стала подлинным организатором рыночной системы товародвижения и обеспечения товарами и услугами потребителей. При этом наблюдается такая тенденция: чем выше уровень развития производства и сложнее, разветвленная структура договорных связей в экономике, тем значительнее роль оптовых организаций и разнообразнее формы их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие, сущность оптовой торговли…………………………….7
1.2. Система организации оптовой торговли…………………………12
1.3. Оптовая торговля и ее роль в рыночной экономике……………25
1.4. Современное состояние и проблемы развития оптовой торговли в России ……………………………………………………………………………30
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.Понятие и основные признаки субъекта оптовой торговли………36
2.2.Классификация субъектов оптовой торговли…………………….40
ГЛАВА 3.ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1.Понятие торгового законодательства как источника коммерческого (торгового) права………………………………………………………………49
3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ……….54
3.3.Роль и значение правового регулирования в оптовой торговле…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….……65

Вложенные файлы: 1 файл

витя диплом.docx

— 128.35 Кб (Скачать файл)

Торговые правоотношения регулируются также рядом федеральных  законов, регламентирующих вопросы  перевозок, хранения, страхования, конкуренции, биржевой, банковской и иной деятельности, связанной с товарным обращением. Торговое законодательство включает в  себя законы, целиком или в существенной части посвященные коммерческой деятельности и выходящие за общие  установления ГК РФ. [2] Таковы федеральные  законы «О рекламе», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», «О мерах  по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли» и др.

В состав торгового законодательства входят подзаконные акты. Важное место  среди них занимают Указы Президента РФ и постановления Правительства  РФ, которые в переходный период рыночных реформ позволяют оперативно регулировать торговые процессы. Таковы постановления Правительства РФ от 19.01.98 № 55 об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров (с изменениями и дополнениями от 20.10.98 № 1222), от 17.05.97 № 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок», от 15.06.98 о Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998–2005 гг. и др.

Нормы коммерческого права  содержатся в актах министерств, ведомств и иных федеральных органов  исполнительной власти, которые наделены компетенцией издания нормативных  правовых актов по соответствующим  вопросам, предусмотренным законами, указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ.

В соответствии с пунктом  «о» ст. 71 Конституции РФ издание  актов гражданского законодательства отнесено к ведению Российской Федерации. Соответственно, акты торгового законодательства, являющегося специальной частью гражданского законодательства, могут  издаваться лишь федеральными органами. Вместе с тем наблюдается широко распространенная практика издания  субъектами Российской Федерации нормативных  актов как гражданского, так и  собственно торгового права.

В последний период начинает складываться и учитываться в  законопроектной работе отраслевая специализация торгового законодательства. Эта специализация закреплена в  Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2172 (с последующими изменениями). В названном классификаторе наряду с гражданским выделено законодательство о торговле. Раздел торгового законодательства разделен на ряд подразделов, которые  обозначены в самом общем виде крайне нечетко.

Анализ законодательства о торговой деятельности свидетельствует  о его неблагополучном состоянии. Не закончено формирование законодательной  основы товарного обращения. Отсутствует  четкая обоснованная система регулирования рыночных отношений, единая направленность правовых решений. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат пробелы и противоречия. Существенные недостатки в правовом регулировании сдерживают развитие российского товарного рынка.

Опыт передовых держав, в том числе современный, убеждает, что для формирования товарного  рынка, развития торгово-хозяйственных  связей необходимо издание помимо гражданского кодекса также торгового кодекса. Издание Торгового кодекса позволило  бы закрепить значительную специфику  участников торгового оборота, урегулировать  особенности заключения и исполнения торговых договоров, законодательно регламентировать многие важные вопросы становления  рыночных отношений в стране.

Регулирование коммерческой деятельности осуществляется не только законами и подзаконными актами, но также нормами международного права  и международными договорами Российской Федерации. Здесь следует назвать  Венскую конвенцию ООН о договорах  международной купли-продажи 1980 г., а также Соглашение от 20.03.92 об Общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников СНГ.

Важное значение в регулировании  торговых отношений имеют обычаи делового оборота, понятие которых  сформулировано в п. 1 ст.5 ГК РФ. Это  сложившееся и широко применяемое  в любой области предпринимательской  деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. При этом не имеет значения, зафиксировано  ли соответствующее правило в каком-либо документе.

В связи с активным развитием  мировой торговли авторитетные общественные организации издают большое число  правил и рекомендаций, имеющих значение обычаев делового оборота. Во внутреннем торговом обороте такие документы  могут использоваться, если они не противоречат законодательству.

3.2. Перспективы развития торгового законодательства в РФ

 

В нашей стране отдельного торгового  кодекса не было никогда. Вопросы  торгового оборота регулировались различными законодательными актами. Достаточно детально отдельные аспекты  торговых отношений были разработаны  в Соборном уложении 1649 г. — выдающемся правовом памятнике средневековья. В 1653 г. был принят Торговый устав, установивший, в частности, единую торговую пошлину с продаж. В 1667 г. издается Новоторговый устав, регулировавший также внешний торговый оборот. Принимались другие законодательные акты о торговле.

Однако развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества, что проявилось и  в отставании торгового права. Важными  шагами по формированию торгового законодательства стало принятие Торгового устава, составленного в 1887 г. путем соединения различных актов и получившего новую редакцию в 1903 г., а также Устава торгового судопроизводства 1903 г.

Торговый устав состоял из трех книг, которые последовательно дополнялись  по годам. В первой книге регулировалась деятельность торговых обществ и  товариществ. Во второй книге содержалось  русское морское право, причем в  детально разработанном виде — 560 статей. Третья книга включала административные установления: об измерительных приборах, о содержании торговых помещений  и складов, о ведении купеческих книг, о порядке торговли отдельными товарами.

Устав торгового судопроизводства определял порядок организации  и деятельности коммерческих судов. Первые такие суды были образованы в 1832 г. при Николае I в Одессе и Архангельске. К концу XIX в. они имелись почти во всех губернских центрах, что и потребовало издания устава. Коммерческие суды решали все споры по торговому обороту, по биржевым операциям, споры между участниками торговых товариществ. Оба устава утратили силу после революции 1917 г.

В первые советские годы всплеск  внимания к торговому праву был  связан с нэпом. Надо упомянуть, что  по постановлению СНК РСФСР велась работа по составлению проекта Торгового  свода. Его предполагалось издать в  качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой ВСНХ был  составлен проект Торгового свода  СССР. Он обсуждался ряд лет. Но после  отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право  вновь начало развиваться. В последний  период оформляется его отраслевая специализация. Эта специализация  закреплена, она постепенно проводится в законопроектной работе. Так, указом Президента РФ от 16.12.93 № 2171 утвержден  Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Этот классификатор  обновлен, новая редакция (06.01.97) официально опубликована. В классификаторе наряду с гражданским выделено законодательство о торговле Раздел торгового законодательства разбит на ряд подразделов, которые  обозначены в самом общем виде и крайне нечетко. С учетом сказанного можно определить соотношение торгового  и гражданского законодательства, торгового  и гражданского права. Как уже  говорилось, торговый оборот — один из участков имущественных отношений, в основном регулируемых гражданским  законом. Поэтому торговое законодательство образует специальную часть, отдел  гражданского законодательства. Итак, торговое законодательство — это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность.

Отсюда для нас проистекают  два важных следствия:

1. Поскольку торговое право решает  отдельные, специальные вопросы  имущественных отношений, являясь  частью гражданского права, было  бы совершенно неправильно говорить  о дуализме, двойственности гражданского  и торгового права.

2. Торговое законодательство должно  пониматься как специальная часть  гражданского законодательства, а  торговое право — как подотрасль  гражданского законодательства, подобно жилищному или транспортному, которые регулируются специальными кодексами, но никакого дуализма с гражданским кодексом не создают.

Общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения торгового  оборота. Таковы правила о юридических  лицах, праве собственности, способах защиты, ответственности и др. Нет  необходимости повторять их в  торговом законодательстве, чтобы не создавать удвоение в регулировании.

Торговое законодательство разрабатывается  для закрепления специфики торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях когда какой-то вопрос в торговом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к торговле применяются нормы торгового  законодательства.

Важно понимать не только взаимоположение, но и взаимовлияние торгового  и гражданского права. Гражданское  право своим происхождением и  развитием обязано в первую очередь  торговле. Потребности регулирования  товарных рыночных отношений оказывают  определяющее влияние на развитие гражданского права, основных его институтов. К. Маркс  характеризовал римское частное  право как отличающееся «непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев». По выражению известного английского  ученого-юриста В. Ансона, «договорное  право является детищем торговли». Это означает, что главное регулирующее средство гражданского права — договор  — возникло и сформировалось под  воздействием потребностей торгового  оборота.

Различными являются скорости развития собственно гражданского законодательства и такой его значимой части, как  торговое законодательство. Торговое законодательство всегда действовало  в качестве лидера гражданского, причем с развитием мировой торговли эта лидирующая роль возрастает. «Сильнейшее  влияние» торгового права на гражданское, усиливающаяся «коммерциализация» последнего подчеркивается даже в учебной литературе.

За счет каких факторов создается  неравномерность развития торговой и других частей гражданского законодательства? Она возникает в результате более  высокой динамики развития торговли внутри имущественного оборота в  целом. Торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж. Поэтому она всегда стремится  к движению вперед, постоянному изменению  регулирующих ее правил.

Понимание этих обстоятельств очень  важно для правильного решения  вопроса о кодификации торгового  законодательства. Издавать ли отдельный  торговый кодекс или урегулировать  вопросы торгового права внутри Гражданского кодекса — это вопрос законодательной техники. Однако разная интенсивность развития требует  более частых изменений норм по вопросам торговли, тогда как общий консерватизм гражданского законодательства и сложность  изменений Гражданского кодекса  затрудняют это. Кроме того, в силу ограниченности объемов гражданские  кодексы не позволяют с необходимой  полнотой и детальностью урегулировать  торговую деятельность. Все это негативно  сказывается на практике торговых отношений.

Анализ российского законодательства о торговой деятельности свидетельствует  о его ненормальном состоянии. Во многом не закончено формирование самой  законодательной основы товарного  обращения. Имеющиеся нормативные  акты носят разрозненный характер, содержат противоречия. Отсутствует  единая направленность нормативных  установлении, четкая и обоснованная система регулирования рыночных отношений. Недостаточность законодательной  базы влечет массовое издание ведомственных  актов.

Настоятельно необходимо разработать  унифицированный закон — Торговый кодекс России. Каким должен быть Торговый кодекс в нынешней ситуации? Очевидно, что он не может просто копировать законодательство западных стран. Исходя из конкретной экономической и правовой ситуации в стране Торговый кодекс должен служить формированию российского товарного рынка, созданию его структуры, налаживанию торгово-хозяйственных связей и их развитию.

В настоящее время подготовлена примерная концепция и структура  Торгового кодекса России. В качестве одного из разделов гражданского законодательства Кодекс не может строиться по пандектному  принципу, т. е. не может делиться на общую и специальную части. В  нем намечается выделить три части.

Как они могут выглядеть? В первой части предполагается закрепить  специфику участников торгового  оборота. Прежде всего определить порядок  образования, особенности построения и имущественного положения специальных  субъектов торговли: посреднических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых  ярмарок и др. Подчеркнем, что  речь идет о регулировании особенностей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юридических лиц.

Во второй части предполагается урегулировать особенности заключения и исполнения договоров торгового  оборота. Анализ показывает, что можно  безболезненно изъять из ГК РФ и  сконцентрировать в Торговом кодексе  нормы о договорах, в которых  никогда не участвуют граждане, а  только организации. Это договоры оптовой  купли-продажи, поставки, закупок для  государственных нужд, контрактации. Названные договоры формируют содержание торгового оборота и сами составляют обязательственное ядро Торгового  кодекса. Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы гораздо  полнее и четче урегулировать  эти обязательства.

Информация о работе Оптовая торговля