Организационно-управленческие и правовые акпекты оценочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:24, лекция

Краткое описание

Правовые основы проведения анализа и оценки стоимости бизнеса.
Профессиональный оценщик – субъект оценочной деятельности.
Стандарты оценки.

Вложенные файлы: 1 файл

Орг.-упр. и правовые аспекты оц. деятельности.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  1. Правовые основы проведения анализа и оценки стоимости бизнеса.
  2. Профессиональный оценщик – субъект оценочной деятельности.
  3. Стандарты оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые основы проведения анализа и оценки стоимости бизнеса.

 

В период проведения реформ в экономике страны произошли  глубокие изменения, что вызвало  развитие ряда новых областей науки  и практики. В стране прошел процесс приватизации, возник фондовый рынок, коммерческие банки перешли к выдаче кредитов под залог имущества. В результате возникла потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости капитала.

  • Капитал предприятия – это уникальный и сложный составу товар. На его природу влияет множество факторов. Поэтому необходима комплексная оценка с учетом всех внешних и внутренних условий развития капитала.

Потребность в оценке стоимости предприятия возникает  не только при купле-продаже, но и  при других вариантах реализации имущественных прав:

    • акционировании;
    • привлечении новых пайщиков;
    • выпуске дополнительных акций;
    • страховании имущества;
    • получении кредита под залог имущества;
    • использовании прав наследования и др.

К концу 20 века в России радикально изменились имущественные  отношения.

В 1991 году на долю государственной  и муниципальной собственности  приходилось 91%, в 1997 году – уже 40%. Доля других форм собственности возросла с 9 до 60%.

 

 

 

 

Таблица 1.

Структура собственности в РФ, 1999 год

 

Формы собственности

Удельный вес форм собственности, %

в основном капитале

в инвестициях

Федеральная

20,7

11

Региональная

18,3

7,5

Муниципальная

17,2

5

Смешенная российская

35,3

49

Частная

18,2

21

Смешенная иностранная

0,8

3


 

  • Перераспределение имущественных прав не всегда осуществлялось законно и легально. В схватке за активы сталкивались интересы крупных банков, корпораций, естественных монополий, иностранных инвесторов, региональных и федеральных властей. Противоборство замедляло установление цивилизованного, законопослушного регулирования прав собственности.
  • Таким образом, структура собственности в российской экономике нестабильна. На протяжении всего периода передела собственности государство оставалось лишь пассивным наблюдателем за этими процессами и даже не пыталось создать нормальные условия для формирования четких границ ее прав.

В странах с развитой рыночной экономикой также постоянно  происходит процесс перераспределения  собственности. Компании сливаются  или приобретают друг друга по ряду причин.

Например, в США произошло несколько волн слияний и приобретений. Однако, только незначительное количество сделок приобретений экономически выгодно.

  • Так, исследование 700 слияний и приобретений с 1996 года по 1998 год показало, что более 80% из них не привели к увеличению стоимости приобретающей компании, а 50% привели к снижению, не смотря на то, что укрупнение дает определенные экономические выгоды (например, синергизм или перенесение налоговых платежей в результате консолидации бухгалтерской отчетности).

Зарубежные специалисты  считают, что одна из причин – ошибки при определении стоимости приобретаемой компании, в завышении ее цены.

Таким образом, и у нас, в России, и в развитых странах возникает необходимость объективной оценки стоимости компании (капитала).

В России – с  тем, чтобы привести процесс перераспределения собственности в легальные правовые рамки, в развитых странах – с тем, чтобы избежать потерь в процессе слияний и приобретений.

 

Правовые нормы закреплены в законодательных актах на федеральном  и местном уровнях. Акты гражданского законодательства образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция РФ. Конституция определяет пределы полномочий РФ и субъектов РФ, в рамках которых они имеют право принимать законодательные акты. Это значит, что другие законодательные акты не должны противоречить Конституции.

В основе гражданского законодательства лежит Гражданский кодекс РФ, в котором описаны основные понятия и взаимосвязи. Остальные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения не должны противоречить Гражданскому кодексу.

Следующий уровень – Законы РФ.

  • Основной закон, регулирующий профессиональную деятельность по рыночной оценке имущества – ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

В ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» дается определение оценочной деятельности и рыночной стоимости.

  • Оценочная деятельность – действия субъектов оценочной деятельности, направленные на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
  • Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
  • Основание для проведения оценки – договор между оценщиком и заказчиком. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального заверения.

Закон №135-ФЗ устанавливает  безусловное право РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц проводить оценку принадлежащих им объектов независимо от установленного порядка статистического учета и бухгалтерского учета.

Оценка  объектов проводится обязательно, если в сделку вовлекаются объекты, принадлежащие полностью или частично РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям.

  • Необязательно, но возможно проведение оценки объектов и в других случаях, например:
    • отражение в отчетности;
    • купля-продажа, мена;
    • проведение конкурсов, торгов, аукционов;
    • аренда, доверительное управление, лизинг;
    • раздел, наследование, дарение;
    • выкуп, конфискация, изъятие;
    • переуступка долговых обязательств;
    • определение доли имущественных прав;
    • инвестиционное проектирование;
    • возмещение ущерба;
    • составление брачного контракта и др.
  • Оценочная деятельность регулируется и другими ФЗ.
      • Закон «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 года №144-ФЗ. Для оценки стоимости активов кредитные организации, которые выставляются на продажу, привлекается независимый оценщик.
      • Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года №6-ФЗ. Ст. 102 Закона предусматривает привлечение оценщика для оценки имущества должника в ходе конкурсного производства. Если продаже подлежит недвижимость должника, то имущество оценивается до продажи независимым оценщиком.
      • Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ. Ст. 15: независимый оценщик привлекается для оценки вклада в уставной капитал ООО, если его стоимость, оплачиваемая неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ.
      • Закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ. Содержится та же норма, что и в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью». В случае выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций для определения  рыночной стоимости имущества также обязательно привлекается независимый оценщик.
      • Закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года №75-ФЗ. Ст. 25: если пенсионные резервы размещаются в недвижимость, фонд обязан провести ее оценку с привлечением независимого оценщика и данные об оценке представить уполномоченному государственному органу.

 

  • На следующем уровне стоят Указы Президента РФ. Они не должны противоречить федеральным законам.

Указ Президента РФ «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 1 июля 1996 года.

    • Органы исполнительной власти (Правительство РФ, Министерства, ведомства) принимают свои нормативные акты: Постановления Правительства РФ, письма, инструкции, правила, положения и др. Они принимаются во исполнение Федеральных законов и Указов Президента.
    • Далее идут акты законодательства территориальных органов власти.

 

      • Отношения между участниками рынка и профессиональными оценщиками, не предусмотренные российским законодательством, регулируются договорами общественных организаций. Так, в России созданы Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), Федеральный фонд оценки, Национальная коллегия оценщиков.

Кроме внутренних договоров  используют международные договоры. Международные договоры являются частью российского законодательства. В  случае разночтений международного и внутреннего законодательства предпочтение отдается международному.

 

2. Профессиональный оценщик  – субъект оценочной деятельности

 

В условиях отсутствия частной  собственности такая профессия, как оценщик, в России не требовалась.

С возрождением частной собственности появилась необходимость в том, чтобы в сделках с недвижимостью участвовал профессионал, который мог бы ориентировать продавца и покупателя в стоимости объекта. Мировая практика показывает, что если в сделках с недвижимостью не участвует профессиональный оценщик, одна из сторон может быть обманута.

  • В настоящее время происходит процесс становления системы подготовки, организации деятельности, выработки стандартов и этических норм поведения оценщиков.

Как профессия, оценка недвижимости, появилась в разных странах в 30-х годах 20 века. В России подготовка профессиональных оценщиков началась в 1993 году по инициативе Института экономического развития Всемирного банка реконструкции и развития. Институт осуществлял обучение, которое было основано на учебных материалах, разработанных Американским обществом оценщиков. Российские общественные организации оценщиков проводили семинары, базирующиеся на подобных программах. Недостаток этих мер – ориентация на зарубежные разработки в области оценки, которые требуют серьезной адаптации к российской действительности.

  • Становление профессии оценщика в разных странах происходило по-разному. В каждой стране выработаны свои требования, предъявляемые к оценщикам.
    • Но есть общие требования, которые предъявляются к оценщику во всех странах:

- соответствующие знания;

- постоянная работа  по совершенствованию своих знаний  и формированию баз данных;

- опыт работы;

- независимость и объективность;

- высокие личностные  качества оценщика;

- пунктуальность в  соблюдении сроков выполнения договора;

- активное участие  в работе общественных организаций.

  • ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» определяет следующие требования, предъявляемые к оценщику.
    • наличие у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности;
    • своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта;
    • неразглашение конфиденциальной информации, полученной от заказчика;
    • независимость оценщика (отсутствие у оценщика в отношении объекта оценки вещных прав или обязательств вне договора. Оценщик не должен являться учредителем, собственником, акционером или должностным лицом заказчика).
      • Базовое образование: в США – обязательно университетский колледж; в других странах – не обязательно высшее образование, важнее – опыт работы оценщика.

Оценщик должен постоянно  совершенствовать свои знания, отслеживать  изменения в теории и практике оценки, постоянно посещать курсы  и семинары, проводимые организациями  оценщиков.

 

Оценщик должен владеть знаниями различных областей науки:

  1. Теория и практика строительства и сметного дела. Так как на начальном этапе становления рынка недвижимости основным методом оценки является затратный.
  2. Инвестиционный анализ, дисконтирование, капитализация доходов и другие области экономического анализа. По мере стабилизации экономики расширяется область применения доходного метода в практики оценки.
  3. Оценщик должен постоянно собирать и обновлять базы рыночных данных по совершенным сделкам и тенденциям изменения цен. По мере формирования рынка капитала оценщик должен применять методы сравнительного подхода.

Информация о работе Организационно-управленческие и правовые акпекты оценочной деятельности