Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель – изучение особенностей организации коммерческой деятельности на производственном предприятии и разработка путей совершенствования данного вида деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить основную сущность и функции коммерческой деятельности в рамках производственного предприятия;
– изучить содержание коммерческой деятельности производственного предприятия по сбыту;
– оптовая торговля молочной продукцией;
– розничная торговля молочной продукцией;
– транспортная обработка грузов.
Основными товарными группами предприятия являются молоко, сметана, кисломолочная продукция и творожные изделия.
Политика в области реализации и производства продукции строиться в основном под заказ. Поэтому динамика производства и реализации продукции резко не отличаются друг от друга.
Организационно – управленческая структура ОАО «Апатитский молочный комбинат» представлена в приложении А данного курсового проекта24.
Представленная структура относиться к линейно-функциональному типу. Так, например, бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения относятся к функциональным звеньям организационной структуры. Основной и вспомогательные цеха являются линейными подразделениями.
Высшим органом управления
ОАО «АМК» является Общее собрание
акционеров. Общество обязано ежегодно
проводить годовое общее
На Годовом Общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании Совета директоров ОАО «АМК», Ревизионной комиссии, утверждения аудитора и др.
Совет директоров ОАО «АМК» осуществляет общее руководство деятельностью Общества.
Члены Совета директоров избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового собрания акционеров.
Председатель Совета директоров ОАО «АМК» избирается членами Совета директоров из их числа большинством голосов от общего числа избранных членов Совета директоров Общества.
Руководство текущей деятельностью ОАО «АМК» осуществляется единоличным исполнительным органом - Генеральным директором.
Генеральный директор избирается Общим Собранием акционеров сроком на 1 год.
Структура жестко регламентирована и централизована, практически все важные решения принимаются Генеральным Директором.
Финансовая работа и бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, планово-экономическим отделом и, частично, отделом снабжения25.
Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью ОАО «АМК» осуществляется Ревизионной комиссией. Ревизионная комиссия избирается на годовом Общем собрании акционеров сроком до следующего годового Общего собрания акционеров. Ревизионная комиссия состоит из трех человек.
Остановимся на основных недостатках данной организационной структуры управления:
1) Перегруженность функциями
в области управления
2) Размытость системы
замещения высшего руководства
на предприятии. По роду
3) Отсутствие единого
центра принятие экономических
решений. В настоящий момент
решение экономических
4) Отсутствие в организационной
структуре подразделения
2.2 Анализ технико – экономических показателей деятельности ОАО «Апатитский молочный комбинат»
Технико – экономические показатели предназначены для обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, проведение анализа жизнеспособности и возможности функционирования предприятия в условиях рынка.
Чтобы проанализировать деятельность предприятия необходимо, используя форму №1 финансовой отчетности, составить сводную таблицу 5.
Проведем анализ структуры и динамики баланса ОАО «АМК» в 2010 – 2011 годах.
Итак, большая часть активов предприятия приходится на оборотные активы, причем доля данного раздела имущества в 2011 году увеличивается (с 59,96% до 71,34% соответственно). Структура активов обусловлена спецификой деятельности предприятия – производство молочной продукции.
Внеоборотные активы ОАО
«АМК» представлены практически
полностью основными
В структуре оборотных активов преобладают запасы (прежде всего, сырья и материалов) и дебиторской задолженности. Рост запасов за 2011 год обусловлен желанием предприятия частично застраховаться от неблагоприятной динамики цен (создание больших резервов по основным группам запасов). Увеличение размеров дебиторской задолженности произошло вследствие ведение «мягкой» политики по отношению к покупателям (предоставляются достаточно большие отсрочки, слабо ведется работа по организации инкассации дебиторской задолженности).
Таблица 5 – Сравнительный аналитический анализ баланса26 | ||||||||
Показатели |
Абсолютные величины |
Удельный вес |
Отклонения | |||||
2010, в тыс. руб. |
2011, в тыс. руб. |
2010, в % к итогу |
2011, в % к итогу |
абс. величина, в тыс. руб. |
уд. веса, в % |
к величине на конец года, % |
к изменению итога баланса, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
АКТИВ |
||||||||
I. Внеоборотные активы: |
||||||||
Нематер. Активы |
9 |
7 |
0,02 |
0,01 |
-2 |
-0,01 |
-22,22 |
-0,01 |
Основные средства |
22 604 |
19 912 |
39,00 |
27,82 |
-2692 |
-11,17 |
-11,91 |
-19,79 |
Прочие ВОА |
594 |
594 |
1,02 |
0,83 |
0 |
-0,19 |
0,00 |
0,00 |
ИТОГО по разделу I |
23 207 |
20 513 |
40,04 |
28,66 |
-2694 |
-11,37 |
-11,61 |
-19,81 |
II. Оборотные активы: |
||||||||
Запасы, в т.ч.: |
19 682 |
31 104 |
33,96 |
43,46 |
11422 |
9,51 |
58,03 |
83,99 |
сырье, материалы |
17 808 |
26 966 |
30,72 |
37,68 |
9158 |
6,96 |
51,43 |
67,34 |
затраты в незавершенном производстве |
1 398 |
775 |
2,41 |
1,08 |
-623 |
-1,33 |
-44,56 |
-4,58 |
готовая продукция |
287 |
3 249 |
0,50 |
4,54 |
2962 |
4,04 |
1032,06 |
21,78 |
расходы буд. периодов |
189 |
114 |
0,33 |
0,16 |
-75 |
-0,17 |
-39,68 |
-0,55 |
Дебит. Задолженность, в т.ч.: |
15 074 |
19 725 |
26,01 |
27,56 |
4651 |
1,56 |
30,85 |
34,20 |
покупатели и заказчики |
14 785 |
18 716 |
25,51 |
26,15 |
3931 |
0,65 |
26,59 |
28,90 |
Денежные средства |
1 |
222 |
0,00 |
0,31 |
221 |
0,31 |
22100,00 |
1,63 |
ИТОГО по разделу II |
34 757 |
51 051 |
59,96 |
71,34 |
16294 |
11,37 |
46,88 |
119,81 |
БАЛАНС |
57 964 |
71 564 |
100,00 |
100,00 |
13600 |
23,46 |
100,00 | |
ПАССИВ |
||||||||
III. Капитал и резервы |
||||||||
Уставный капитал |
7 |
7 |
0,01 |
0,01 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Продолжение таблицы 5 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Добавочный капитал |
10 593 |
10 593 |
18,28 |
14,80 |
0 |
-3,47 |
0,00 |
0,00 |
Нераспр.прибыль |
871 |
1 205 |
1,50 |
1,68 |
334 |
0,18 |
38,35 |
2,46 |
ИТОГО по разделу III |
11 471 |
11 805 |
19,79 |
16,50 |
334 |
-3,29 |
2,91 |
2,46 |
IV. Долгосрочные обязательства |
8 771 |
12 259 |
15,13 |
17,13 |
3488 |
2,00 |
39,77 |
25,65 |
Займы и кредиты |
8 509 |
11 997 |
14,68 |
16,76 |
3488 |
2,08 |
40,99 |
25,65 |
Отложенные налоговые обязательства |
262 |
262 |
0,45 |
0,37 |
0 |
-0,09 |
0,00 |
0,00 |
V. Краткосрочные обязательства |
||||||||
Займы и кредиты |
10 070 |
12 615 |
17,37 |
17,63 |
2 545 |
0,25 |
25,27 |
18,71 |
Кредиторская задол-сть |
27 652 |
34 885 |
47,71 |
48,75 |
7233 |
1,04 |
26,16 |
53,18 |
поставщики и подрядчики |
21 901 |
28 762 |
37,78 |
40,19 |
6861 |
2,41 |
31,33 |
50,45 |
задолженность перед персоналом организации |
1 093 |
1 878 |
1,89 |
2,62 |
785 |
0,74 |
71,82 |
5,77 |
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
1 398 |
1 224 |
2,41 |
1,71 |
-174 |
-0,70 |
-12,45 |
-1,28 |
задолженность по налогам и сборам |
3 166 |
3 021 |
5,46 |
4,22 |
-145 |
-1,24 |
-4,58 |
-1,07 |
прочие кредиторы |
94 |
0 |
0,16 |
0,00 |
-94 |
-0,16 |
-100,00 |
-0,69 |
ИТОГО по разделу V |
37 722 |
47 500 |
65,08 |
66,37 |
9778 |
1,30 |
25,92 |
71,90 |
БАЛАНС |
57 964 |
71 564 |
100,00 |
100,00 |
13600 |
23,46 |
100,00 |
В структуре пассивов предприятия преобладает заемный капитал (более 80% от общего размера капитала). Причем, доля заемного в 2011 году заметно выросла по сравнению с 2010 годом с 80,21% до 83,5%. Это связано с тем, что за 2011 год объем используемого собственного капитала оставался неизменным, а объем заемного существенно увеличился (ОАО «АМК» увеличило объем используемых краткосрочных и долгосрочных кредитов, кроме того, возрос объем задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками).
Данная структура активов и пассивов приводит к повышенным финансовым рискам в деятельности предприятия.
По форме №2 финансовой отчетности проанализируем прибыль ОАО «Апатитский молочный комбинат» за анализируемый период, для этого составим таблицу 6 (приложение Б)27.
Из рассчитанной таблицы видно, что абсолютные значения показателей финансовых результатов ОАО «Апатитский молочный комбинат» за 2011 год снизились, за исключением коммерческих расходов. Так выручка предприятия уменьшилась на 33 846 тыс. руб., себестоимость на 33 601 тыс. руб. Данные тенденции привели к уменьшению прибыли от продаж в 2011 году на 1 113 тыс. руб.
Но за счет снижения в 2011 году больше, чем в два раза прочих расходов и процентов к уплате чистую прибыль предприятия удалось увеличить на 237 тыс. рублей.
Для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия рассчитаем и проанализируем показатели рентабельности ОАО «Апатитский молочный комбинат».
Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величина прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).
Рентабельность активов – это показатель, характеризующий прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде28.
Рассчитывается по следующей формуле (формула 1)29:
Ра = (ЧП / СА) *100%; (1)
где ЧП – чистая
прибыль предприятия за
СА – стоимость
активов предприятия за
Согласно данным предприятия ОАО «Апатитский молочный комбинат»:
Ра (за 2010 год) = (97/57964)*100% = 0,17 %;
Ра (за 2011 год) = (334/71564)*100% = 0,47 %.
Рентабельность собственного капитала - коэффициент равный отношению чистой прибыли от реализации к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала показывает величину прибыли, которую получит предприятие (организация) на единицу стоимости собственного капитала.
Рассчитывается по следующей формуле (формула 2)30:
Рск = (ЧП/СК)*100%; (2)
где ЧП – чистая прибыль предприятия за анализируемый период;
СК – величина собственного капитала предприятия за анализируемый период.
Согласно данным предприятия ОАО «Апатитский молочный комбинат»:
Рск (за 2010 год) = (97/11471)*100% = 0,85 %;
Рск (за 2011 год) = (334/11805)*100% = 2,83 %.
Коммерческая рентабельность (рентабельность оборота) – коэффициент, рассчитываемый путем деления прибыли от реализации продукции (прибыль от продаж) на сумму полученной выручки.
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Рассчитывается по следующей формуле (формула 3)31:
Рком = (Прп/Врп)*100%; (3)
где Прп – прибыль от продаж за анализируемый период;
Врп – выручка от реализованной продукции за анализируемый период.
Согласно данным предприятия ОАО «Апатитский молочный комбинат»:
Рком (за 2010 год) = (4845/216161)*100% = 2,24 %;
Рком (за 2011 год) = (3732/182315)*100% = 2,05 %.
Рентабельность себестоимости – коэффициент, рассчитываемый путем деления прибыли от реализации продукции (прибыль от продаж) на себестоимость32.
Показывает, сколько единиц прибыли приходится на единицу себестоимости, насколько эффективны затраты компании, входящие в себестоимость.
Рассчитывается по следующей формуле (формула 4)33:
Рс = (Прп/С)*100%; (4)
где Прп – прибыль от продаж за анализируемый период;
С – себестоимость реализованной продукции за анализируемый период.
Согласно данным предприятия ОАО «Апатитский молочный комбинат»:
Рс (за 2010 год) = (4845/208 195)*100 % = 2,33 %;
Рс (за 2011 год) = (3732/174 594)*100 % = 2,14 %.
Общая рентабельность деятельности предприятия – коэффициент, рассчитываемый путем деления прибыли до налогообложения на выручку от реализации продукции, производимой предприятием.
Показывает, какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике.
Рассчитывается по следующей формуле (формула 5)34:
Робщ = (ВП/Врп)*100%; (5
где ВП – валовая прибыль от продаж за анализируемый период;
Врп – выручка от реализованной продукции за анализируемый период.
Информация о работе Организация коммерческой деятельности на производственном предприятии