Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа
Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Введение
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
1.1. Организация материальной ответственности в магазине
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
2.2. Организация труда в супермаркете
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете
Заключение
Список использованных источников
использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению
обслуживания покупателей. Внедрение бригадной материальной ответственности
способствует также воспитанию у работников магазина чувства честного и
добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой
дисциплины.
В системе потребительской
материальная ответственность. Договор о заключении такой формы
ответственности подписывают отдельные материально ответственные лица и члены
бригады с одной стороны, и руководитель потребительского общества.
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима
работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы
магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение
товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также
учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых
работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления
удобного графика выхода на работу.
Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его
работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу.
Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым
законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении
ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение
дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-
заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению
покупательских потоков в
В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-
заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат
времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и
выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку
весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных
материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции
отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.
При семичасовом рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним
выходным днем. В магазине с восьмичасовым рабочим днем продолжительность
рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями. Общая
продолжительность рабочего времени за неделю – 40 ч.
Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников
устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями.
В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной
продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять
суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня
не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на
следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же,
как и других работников. Перевод работников на суммированный учет рабочего
времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.
В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня
имеет неравномерный поток
устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график
предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в
разные часы дня. Чаще всего такие
графики применяются в
магазинах.
Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы
предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения численности,
необходимой для замены временно отсутствующих работников (отпуск, болезнь).
При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров
определяют явочную и
этих работников используется показатель условного рабочего места. При его
определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного
рабочего места (в продовольственной торговле – 20 кв. м, в
непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную численность входят работники,
которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом
времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет
явочной численности производится по формуле:
Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,
где Чя – явочная численность работников, чел;
Рм – условное количество рабочих мест, ед.;
Тр – время работы магазина в неделю, ч;
Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;
Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.
Для расчета среднесписочной
Чсс = Чя * Тнф / Тпф,
где Чсс – списочная численность работников, чел.;
Чя – явочная численность работников, чел.;
Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год (номинальный фонд);
Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.
Рассчитанная среднесписочная численность продавцов может быть уменьшена с
учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими отделами, их
заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с
учетом режима их работы. Но при этом следует иметь в виду, что при
определении численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие
факторы, как интенсивность
сезонность, а также применение современных технологий продажи товаров.
На основе расчета плановой численности работников составляется штатное
расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное расписание
представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и
предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) либо
коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе оплаты
труда).
В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:
- потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по
сравнению с другими отраслями,
что свидетельствует о
торговли в условиях развивающегося рынка;
- торговля
привлекает большое число
поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт
работы в различных отраслях экономики;
- привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой
доходностью по сравнению с другими отраслями;
- потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику,
обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых
работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать
новый мотивационный механизм стимулирования труда.
Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с
улучшением условий труда
их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно
внедрением средств
санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением
охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.
Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое
применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть,
внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и
внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с
подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных
операций.
Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В
торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный
воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и
подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах
17-22°'С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитарным
нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в
пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более 0,3м/с. Превышение этих норм
может привести к возникновению простудных заболеваний работников магазина.
Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное
распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в
холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период
года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С). /4, стр.
572/
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть
равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы
освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков,
продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в
1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать
Юмг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной
вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д.,
используют пылесосы.
Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит
к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными
источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и
вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-
технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не
только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый
уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.
Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания
покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при
организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение
санитарно-гигиенических
необходимыми санитарно-
На производительность труда работников магазина, качество обслуживания
покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе.
Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное
отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он
во многом зависит от характера
и стиля руководства
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина
Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия,
расходуемого для оплаты труда наемного работника в соответствии с условиями
найма. Организация заработной платы включает следующие элементы: тарифную
систему, формы и системы оплаты труда.
Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со
следующими принципами:
1) стимулирующая функция оплаты
труда. Этот принцип
платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в
зависимости от количества, качества и результатов труда;
2) дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации
работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с
сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных
категорий работников.
В условиях различных организационно-
предприятия получили самостоятельность в выборе порядка оплаты труда. Они
самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы оплаты
труда. Существует повременная, сдельная и гибкая системы
оплаты труда (рис. 1).
Системы оплаты труда | ||||
|
||||
Повременная |
Сдельная |
Гибкая | ||
Простая повременная |
Прямая сдельная |
Остаточная | ||
Повременно-премиальная |
Сдельно-премиальная |
Бестарифная | ||
Повременная с контролируемой выработкой |
Сдельно-прогрессивная |
Контрактная | ||
Система плавающих окладов |
Комиссионная |
|||
Рис. 1. Формы и системы оплаты труда
При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в
соответствии с окладом за фактически отработанной время. Сдельная система