Организация труда в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

Введение
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание
1.1. Организация материальной ответственности в магазине
1.2. Режим работы и условия труда в магазине
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
2.2. Организация труда в супермаркете
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 107.88 Кб (Скачать файл)

использовать рабочее время  работников магазина, способствует ускорению

обслуживания покупателей. Внедрение бригадной материальной ответственности

способствует также воспитанию у работников магазина чувства честного и

добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой

дисциплины.

В системе потребительской кооперации применяется, в основном, полная

материальная ответственность. Договор  о заключении такой формы

ответственности подписывают отдельные  материально ответственные лица и члены

бригады с одной стороны, и руководитель потребительского общества.

               1.2. Режим работы и условия труда в магазине              

Качество обслуживания покупателей  в значительной мере зависит от режима

работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы

магазина влияют интенсивность  покупательских потоков, распределение

товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также

учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых

работников, предоставления им пятидневной  рабочей недели, составления

удобного графика выхода на работу.

Согласованности режима работы магазина с режимом  труда и отдыха его

работников достигают путем  разработки рациональных графиков выхода на работу.

Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым

законодательством продолжительности  рабочего времени и обеспечении

ритмичности чередования времени  труда и отдыха работников магазина в течение

дня и рабочей недели. Следует  предусматривать время на подготовительно-

заключительные операции. Графики  должны соответствовать изменению

покупательских потоков в различные  часы дня и дни недели.

В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-

заключительные операции. Так, для  продавца это время слагается  из затрат

времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и

выкладку, подготовку инвентаря и  упаковочного материала, проверку

весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных

материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции

отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.

При семичасовом рабочем дне  устанавливают шестидневную рабочую  неделю с одним

выходным днем. В магазине с восьмичасовым  рабочим днем продолжительность

рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными днями.  Общая

продолжительность рабочего времени  за неделю – 40 ч.

Если в магазине полуторасменный  режим работы (11 ч в день), то для  работников

устанавливается рабочий день продолжительностью 8 ч с двумя выходными днями.

В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий день нормальной

продолжительности, для продавцов  и контролеров-кассиров разрешается  применять

суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня

не должна превышать 11 ч 30 мин при  обязательном предоставлении отдыха на

следующий день. Общее количество рабочих часов в месяц должно быть такое же,

как и других работников. Перевод  работников на суммированный учет рабочего

времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.

В том случае, если магазин работает в полторы или две смены  и в течение дня

имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может

устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график

предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в

разные часы дня. Чаще всего такие  графики применяются в продовольственных

магазинах.

Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы

предприятия. При этом учитываются  коэффициенты увеличения численности,

необходимой для замены временно отсутствующих  работников (отпуск, болезнь).

При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров

определяют явочную и среднесписочную  численность. При расчете численности

этих работников используется показатель условного рабочего места. При его

определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного

рабочего места (в продовольственной  торговле – 20 кв. м, в

непродовольственной – 21,5 кв.м). В  явочную численность входят работники,

которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени  с учетом

времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет

явочной численности производится по формуле:

Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,

где Чя – явочная численность работников, чел;

Рм – условное количество рабочих мест, ед.;

Тр – время работы магазина в неделю, ч;

Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;

Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.

Для расчета среднесписочной численности  используется формула:

Чсс = Чя * Тнф / Тпф,

где Чсс – списочная численность работников, чел.;

Чя – явочная численность работников, чел.;

Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год (номинальный фонд);

Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.

Рассчитанная среднесписочная  численность продавцов может  быть уменьшена с

учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими  отделами, их

заместителями. Численность работников мелкорозничной сети определяется с

учетом режима их работы. Но при  этом следует иметь в виду, что  при

определении численности продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие

факторы, как интенсивность покупательских потоков, спрос населения, его

сезонность, а также применение современных технологий продажи  товаров.

На основе расчета плановой численности  работников составляется штатное

расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное  расписание

представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и

предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) либо

коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе  оплаты

труда).

В торговле рынок труда имеет  свои особенности, которые выражаются в следующем:

-         потребность  в работниках торговли растет  более быстрыми темпами по

сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении  значения

торговли в условиях развивающегося рынка;

-         торговля  привлекает большое число работников  из других сфер,

поэтому здесь работает много людей  без специальных знаний, но имеющих  опыт

работы в различных отраслях экономики;

-         привлекательность  труда в торговле обусловлена  более высокой

доходностью по сравнению с другими  отраслями;

-         потребность  в рабочих профессиях  в торговле  имеет свою специфику,

обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса  на молодых

работников. Эта тенденция рынка  труда в торговле ставит задачу создавать

новый мотивационный механизм стимулирования труда.

Совершенствование организации труда  в магазине неразрывно связано с

улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют

их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно

внедрением средств механизации  тяжелых и трудоемких работ, улучшением

санитарно-гигиенических, бытовых  и эстетических условий труда, обеспечением

охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое

применение тары-оборудования для  доставки товаров в розничную  торговую сеть,

внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и

внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с

подготовкой товаров к продаже  и их отпуском, а также учетно-вычислительных

операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и  отопления. В

торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный

воздухообмен и температура  воздуха. Температура воздуха в  торговом зале и

подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах

17-22°'С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитарным

нормам скорость движения воздуха  в помещениях в теплый период года может быть в

пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более 0,3м/с. Превышение этих норм

может привести к возникновению  простудных заболеваний работников магазина.

Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное

распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в

холодный и переходный периоды  года не должна превышать 75%, в теплый период

года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С). /4, стр.

572/

Особые требования предъявляются  к освещению магазинов. Оно должно быть

равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы

освещение не искажало фактический  цвет товаров. Рабочие места фасовщиков,

продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в

1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать

Юмг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной

вентиляции. Для удаления пыли, осевшей  на оборудовании, стенах и т. д.,

используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит

к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными

источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и

вентиляционные установки, а также  некоторые другие виды торгово-

технологического оборудования. Шум  оказывает отрицательное воздействие не

только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый

уровень шума для торговых залов  магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания

покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при

организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение

санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать

необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.

На производительность труда работников магазина, качество обслуживания

покупателей существенное влияние  оказывает микроклимат в его  коллективе.

Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное

отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и  т. д. Он

во многом зависит от характера  и стиля руководства коллективом  магазина.

    1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина   

Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия,

расходуемого для оплаты труда  наемного работника в соответствии с условиями

найма. Организация заработной платы  включает следующие элементы: тарифную

систему, формы и системы оплаты труда.

Организация заработной платы в  торговле осуществляется в соответствии со

следующими принципами:

1)  стимулирующая функция оплаты  труда. Этот принцип организации  заработной

платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в

зависимости от количества, качества и результатов труда;

2)  дифференциация окладов в  зависимости от объемов работ,  квалификации

работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с

сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных

категорий работников.

В условиях различных организационно-правовых форм собственности торговые

предприятия получили самостоятельность  в выборе порядка оплаты труда. Они

самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы  оплаты

труда.   Существует повременная, сдельная и гибкая системы

оплаты труда (рис. 1).

    

Системы оплаты труда

       

Повременная

 

Сдельная

 

Гибкая

         

Простая повременная

 

Прямая сдельная

 

Остаточная

         

Повременно-премиальная

 

Сдельно-премиальная

 

Бестарифная

         

Повременная с контролируемой выработкой

 

Сдельно-прогрессивная

 

Контрактная

         

Система плавающих окладов

 

Комиссионная

   
         

 

                      Рис. 1. Формы и системы оплаты  труда                     

При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется  в

соответствии с окладом за фактически отработанной время. Сдельная система

Информация о работе Организация труда в магазине