Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:23, курсовая работа
Целью реферата является исследование проблемы бедности в России и выявление мероприятий по снижению бедности . Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
изучение понятий «бедность» и «доход»;
анализ формирования доходов и расходов населения;
рассмотрение различных видов дифференциации доходов населения;
определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.
Введение...........................................................................................................................3
1. Показатели доходов.....................................................................................................4
1.1 Определение, виды и показатели доходов..............................................................4
1.1.1 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС.................................................4
1.1.2 Показатели доходов домашних хозяйств в России.............................................4
1.2 Сущность и причины бедности................................................................................6
1.3 Показатели (измерители) уровня бедности.............................................................8
2. Измерение уровня бедности.....................................................................................11
2.1 Российский подход к измерению уровня бедности.............................................11
2.1.1 .Величина прожиточного минимума..................................................................11
2.1.2 Анализ структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.......................................................................................................................12
2.1.3 Анализ динамики реальных денежных доходов населения.............................15
2.2 Потребительские расходы как индикатор бедности............................................16
2.2.1 Структура потребительских расходов................................................................16
2.2.2 Потребительские расходы по группам населения.............................................17
2.3 Дифференциация населения по доходам..............................................................18
2.3.1 Анализ распределения денежных доходов населения......................................18
2.3.2.Межрегиональная дифференциация...................................................................19
2.3.3 Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация.....................................21
2.3.4 Анализ структуры денежных доходов населения.............................................23
2.4 Субъективные оценки бедности в России.............................................................24
3. Социальная политика в обеспечении сокращения бедности................................26
Заключение.....................................................................................................................28
Список литературы
2.3.2 Межрегиональная дифференциация
Серьёзную проблему представляет собой значительная межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов. При этом, фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийныеобласти) и типа поселения (городская или сельская местность). Высокая межрегиональная дифференциация является следствием целого комплекса причин:
• различия в стоимости жизни и объемах потребления тех или иных товаров и услуг в различных местностях;
•
социально-экономическое
• состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;
• развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;
•
отраслевая и экспортная ориентация
региона и, соответственно, его инвестиционная
привлекательность и
Кроме того, значимое влияние оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наи-
более
уязвимом положении оказываются
регионы, не производящие ориентированной
на экспорт продукции и обделенные богатыми
природными ресурсами в виде нефти, газа
и прочих полезных ископаемых.
Таблица
10. Распределение доходов
группа населения по уровню дохода | коэффициент фондов* | |||||
1 (с наименьшими доходами) | 2 | 3 | 4 | 5 (с наибольщими доходами) | ||
Москва | 2,9 | 6,0 | 10,5 | 13,8 | 60,8 | 41,4 |
Тюменская область | 4,4 | 8,9 | 14,0 | 22,1 | 50,6 | 21,4 |
Ханты-Мансийский АО | 5,0 | 9,6 | 14,6 | 22,4 | 48,4 | 17,6 |
Ямало-Ненецкий АО | 4,8 | 9,4 | 14,5 | 22,3 | 49,0 | 18,6 |
Самарская область | 4,8 | 9,3 | 14,4 | 22,3 | 49,2 | 19,0 |
Ленинградская область | 6,6 | 11,4 | 16,2 | 23,0 | 42,8 | 10,7 |
Удмуртская область | 7,1 | 11,9 | 16,6 | 23,1 | 41,3 | 9,3 |
Владимирская область | 7,7 | 12,5 | 17,0 | 23,1 | 39,7 | 8,1 |
Республика Ингушетия | 7,1 | 11,9 | 16,6 | 23,1 | 41,2 | 9,2 |
Тульская область | 7,3 | 12,2 | 16,7 | 23,1 | 40,7 | 8,9 |
Санкт-Петербург | 4,9 | 9,5 | 14,6 | 22,4 | 48,6 | 17,8 |
Как видно из приведенных в таблице 10 данных, самая низкая дифференциация наблюдается в депрессивных и кризисных регионах. Это связано с тем, что здесь в относительном выражении бедных гораздо больше, а богатых – гораздо меньше, чем в благополучных регионах. В этих регионах практически все население – одинаково бедное. Самая высокая дифференциация населения по доходам наблюдается в наиболее благополучных регионах – в Москве и Тюмени. С другой стороны, как раз в благополучных регионах самая низкая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Это объясняется концентрацией в этих центрах наиболее обеспеченных слоев населения и нефтегазовой элиты.
В благополучных регионах бедность, хотя и представлена относительно малочисленной группой населения, но носит ярко выраженный характер на фоне образа жизни высокодоходной группы населения. Однако, сами представители малообеспеченных слоев, проживающие в благополучных регионах, четко осознают, что их положение еще не самое худшее. Ведь лучше быть бедным в окружении богатых в Москве или другом крупном городе или районном центре, чем бедным среди таких же бедных в неблагополучном регионе. Да и само понятие «богатство», равно как и «бедность», в понимании жителей, например, Москвы и Тверской области, сильно различается. Получается, что сама по себе высокая дифференциация населения в «богатых» регионах не является определяющей причиной роста социальной напряженности.
Есть еще одна причина, в какой-то мере объясняющая тот, на первый взгляд парадоксальный факт, что, несмотря на очень высокую дифференциацию населения в отдельных регионах, социальное спокойствие в них оказывается более высоким. Дело в том, что сравнение по 10-процентным (децильным) группам для бедных регионов оказывается не совсем корректным. В группу наиболее богатых в этих регионах при таком подходе попадают и те, кто в благополучном регионе был бы весьма далек от нее. Вот и получается, что бедные в регионах с высокой дифференциацией населения значительно богаче бедных в регионах с низкой дифференциацией, а богатые в последних, напротив, гораздо беднее по сравнению со своими соседями из богатых регионов.
Если
же взять не 10-процентные, а, например,
2-процентные группы, то дифференциация
населения в бедных регионах окажется,
скорее всего, более высокой по сравнению
с богатыми регионами.
2.3.3
Межотраслевая и
Основным источником дохода трудоспособного населения в России является заработная плата. На долю оплаты труда в денежных доходах населения в 2006 году пришлось, по данным Росстата, 64,9%. Поэтому закономерно, что очень высокая дифференциация населения по доходам в целом в большей мере обусловлена значительными различиями в оплате труда.
Традиционно
для России наиболее высокие заработки
концентрируются в топливно-
Самую высокую среднемесячную заработную плату в 2004 году получали работники газовой (33 760 руб.) и нефтедобывающей (23 755 руб.) отраслей.
Для
оценки неравенства распределения
заработных плат между работниками
бюджетных и небюджетных
Поскольку традиционно для России большинство предприятий и организаций из вышеперечисленных отраслей состоят на бюджетном финансировании, то для оценочных расчетов подобная разбивка отраслей на бюджетные и небюджетные может быть принята за основу.
В 2003 году, по данным Росстата, соотношение между совокупной начисленной заработной платой работников отраслей, выделенных нами в качестве бюджетных, и всех работников прочих отраслей составляло 20/80. При этом, в бюджетных отраслях было занято примерно 25% от среднегодовой численности занятых во всей экономике.
Тот факт, что доля зарплат бюджетников составляет всего 20% от общих «зарплатных» доходов населения страны, заставляет по иному взглянуть на традиционные правительственные аргументы: резко повышать зарплату бюджетникам нельзя, потому что это спровоцирует инфляцию. Если принять такие аргументы, то получается, что повышение зарплаты для одних – это инфляция, а для других – нет. Понятно, что так не бывает, и доводы в пользу ограничения повышения зарплат бюджетникам в качестве антиинфляционной меры становятся не совсем убедительными.
Кроме
высокой межотраслевой
Помимо безусловного влияния на уровень внутриотраслевой дифференциации заработных плат объективных факторов, таких как общее состояние отрасли и отдельных предприятий, уровень производства, рентабельность и прибыльность, ориентированность на экспорт, инвестиционная привлекательность и пр., некоторую связь можно проследить между уровнем зарплат и активностью профсоюзных организаций.
В отличие от западных государств, в России взаимоотношения по поводу оплаты труда между государством, объединениями работодателей и профсоюзами являются достаточно формальными. Заключаемые коллективные договора и соглашения во многих случаях носят рекомендательный характер и зачастую так и остаются лишь на бумаге, в то время как в западных странах они считаются нормативными документами едва ли не на уровне закона. Создается впечатление, что трехсторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров в России (государство, работодатели, профсоюзы) носит необязательный и формальный характер, поскольку стороны не несут какой- либо ответственности за неисполнение рекомендаций, изложенных в соглашениях.
Например, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы содержалась четкая формулировка обязательства о повышении в 2002 году тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в 1,5 раза. В Генеральном соглашении на 2005-2007 годы в формулировках превалируют слова «рекомендовать», «ориентироваться», «рассмотреть». Четких мероприятий, конкретных шагов в этом соглашении не обозначено.
Выход
из сложившейся ситуации видится
в необходимости принятия мер, направленных,
в первую очередь, на преодоление
формального характера
Всего, по данным Росстата, на начало 2006 года было зарегистрировано 58 431 профсоюзов. Это на 4% больше, чем в 2005 году. Однако, несмотря на количественный рост числа профорганизаций, активность и качество их деятельности по защите прав работников в большинстве отраслей экономики нельзя считать удовлетворительной.
В
состав Федерации независимых
Крупнейшими
общероссийскими
Отрасли
с высоким уровнем заработной
платы имеют и сильные
2.3.4
Анализ структуры денежных
Изменение структуры денежных доходов населения также может быть одним из факторов, оказывающих влияние на усиление или, наоборот, ослабление дифференциации населения по доходам.
Принципиальное
значение имеет то, какова в структуре
доходов населения доля доходов от собственности.
Если до приватизации, в 1990 году, соответствующий
показатель составлял 2,5%, то к 2002 году
(после всей приватизации!) он составил
всего лишь 5,2%. Однако в последние годы
этот показатель стал резко увеличиваться
и значение 10% в 2006 году представляется
вполне приемлемым (рисунок 3).
Резкий рост доли доходов от собственности нуждается в объяснении. Безусловно, на это повлияла ситуация в экономике. Появилась прибыль, которую стало возможно направлять и на выплату дивидендов. При этом появились не просто деньги на дивиденды, а сформировались стимулы для большего перераспределения средств на дивиденды, а не на развитие, потому что отношения между государством и бизнесом испортились именно в этот период и бизнес подобным образом стал подстраховываться. Увеличились и располагаемые денежные доходы населения, а, следовательно, – банковские депозиты и прочие финансовые активы. Соответственно, возросли процентные доходы по ним.Естественным является наличие значимой положительной статистической взаимосвязи между динамикой доли доходов от собственности и степенью дифференциации населения по доходам, поскольку собственностью и, соответственно, доходами от нее владеют наиболее обеспеченные слои населения.
Информация о работе Основные мероприятия по снижению бедности