Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики через проводимые бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.
Задачи курсовой работы: доказать необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики; раскрыть понятие государственного регулирования; отметить основные функции государства; определить основные цели, объекты и субъекты государственного регулирования; рассмотреть формы и инструменты ГРЭ; проанализировать основные направления налоговой и денежно-кредитной политик; изучить ключевые решения монетарной политики в I квартале 2013 года.

Содержание

Введение………………………………………………………….......……………3
Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………….6
Необходимость государственного регулирования…………...….………6
Экономические функции государства…………………..…….……9
Генеральная цель, объекты и субъекты ГРЭ………….………...……....10
Формы и инструменты государственного регулирования……………..11
Бюджетно-налоговая политика……………………………………14
Денежно-кредитная политика………………………………..……16
Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов…………19
Направления налоговой политики……………………….……...……….19
Направления денежно-кредитной политики……………………..……..22
Заключение…………………………………………………………….…………27
Список использованной литературы…………………………..……………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………….......……………3

Глава 1. Государственное регулирование экономики………………………….6

    1. Необходимость государственного регулирования…………...….………6
      1. Экономические функции государства…………………..…….……9
    2. Генеральная цель, объекты и субъекты ГРЭ………….………...……....10
    3. Формы и инструменты государственного регулирования……………..11
      1. Бюджетно-налоговая политика……………………………………14
      2. Денежно-кредитная политика………………………………..……16

Глава 2. Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов…………19

    1. Направления налоговой политики……………………….……...……….19
    2. Направления денежно-кредитной политики……………………..……..22

Заключение…………………………………………………………….…………27

Список использованной литературы…………………………..……………….30

 

Введение

В настоящее время почти все страны мира идут по пути рыночной организации хозяйства, в том числе и Россия, экономика которой подвергается сильным преобразованиям начиная с 1991 года, когда произошел переход от плановой экономики к рыночной. Однако следует отметить, что возможности конкурентного рынка хоть и велики, но не бесконечны. Необходимость регулирования экономики со стороны государства связана с тем, что, несмотря на массу достоинств рыночной системы, у нее также имеются и недостатки, так называемые провалы рынка. Таким образом, государство должно выступать как решающая сила, способная свести к минимуму все возможные фиаско рынка. Вопрос о государственном вмешательстве в экономические процессы становится одним из самых актуальных в ниши дни, ведь без этого процветание национальной экономики невозможно.

Разумеется, в настоящее время признается не только необходимость сочетания рынка и государства, но и ее целесообразность в решении разного рода социальных и экономических проблем. Однако следует подчеркнуть, что существует два полярных подхода к роли государства на рынке – неолиберальный и эгалитарный. Сторонники неолиберализма придерживаются мнения, что рынок сам в состоянии решать возникающие проблемы, таким образом, сводя вмешательство государства к минимуму, другие же, напротив, высоко оценивают роль государства в регулировании экономики и в решении различных социальных проблем современного общества. Поэтому между сторонниками этих противоположных позиций возникают серьезные разногласия относительно пропорций сочетания рынка и государства.

Тем не менее, современные ученые-экономисты предложили новое понимание  роли  государства  в  решении  социально-экономических проблем. Соблюдая принципы социальной справедливости, государство должно стремиться обеспечить макроэкономическую стабильность и в то же время содействовать микроэкономической конкуренции.

Конечно же, никогда не существовало страны, которая функционировала бы без помощи механизма государственного регулирования, ведь если экономика опирается  лишь на рыночный механизм, то она неспособна к самоограничению потребления. А это может привести к быстрому истощению невозобновляемых ресурсов и даже повысить угрозу экологических бедствий. По этим и по многим другим причинам становится невозможным представить развитие рыночной экономики без вмешательства государства.

Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики через проводимые бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики.

Задачи курсовой работы: доказать необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики; раскрыть понятие государственного регулирования; отметить основные функции государства; определить основные цели, объекты и субъекты государственного регулирования; рассмотреть формы и инструменты ГРЭ; проанализировать основные направления налоговой и денежно-кредитной политик; изучить  ключевые решения монетарной политики в I квартале 2013 года.

Объект исследования: Российская Федерация и Банк России.

Предмет исследования: государственное регулирование экономики и ее основные инструменты, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политики

Методы исследования: анализ, описание, сравнение, сопоставление, обобщение данных.

Теоретические основы исследования: Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, Дж. К. Гэлбрейт, К. Маркс, А. Смит.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее материалы могут найти применение в учебном процессе в высших учебных заведениях и быть полезными всем, кто интересуется экономикой.

В курсовой работе представлены как общие теоретические понятия, так и конкретные решения в области проводимых государством политик. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, объект, предмет, методическая база исследования, а также отмечается практическая значимость работы. Первая глава посвящена общетеоретической базе, далее, во второй главе, следует рассмотрение основных направлений налоговой и денежно-кредитной политик. В заключении курсовой работы изложены основные полученные результаты и вытекающие из них выводы.

 

 

Глава 1. Государственное регулирование экономики

Вспомним, что по мере развития рыночного хозяйства часто возникают ситуации, когда рынок не в состоянии сам регулировать процессы, происходящие в нем, а значит, необходимо вмешательство со стороны государства для обеспечения научно-технического прогресса, эффективного распределения ресурсов, для принятия и осуществления мер, направленных на защиту окружающей среды, а также для обеспечения иных общественных интересов.

Вокруг государственного регулирования экономики ведутся бесконечные дискуссии, но не только касательно необходимости ГРЭ. В настоящее время экономисты все чаще задумываются о масштабах такого вмешательства в экономику, обсуждают всевозможные методы и механизмы государственного регулирования, а также ведутся споры относительно его направления, интенсивности и эффективности.

    1. Необходимость государственного регулирования

Итак, чем же вызвана необходимость вмешательства государства в экономику свободной конкуренции в современных условиях? Ответ на данный вопрос чрезвычайно прост. Рыночный механизм способен порождать целый ряд неблагоприятных последствий, которые необходимо предотвратить. Это становится возможным при вмешательстве государства посредством принятия определенных мер.

К тому же, сама общественная жизнь нуждается во вмешательстве государства, ведь оно обладает уникальным правом принуждения, при помощи которого можно достичь соблюдения гражданами установленных законами правил и норм. Более того, мы с трудом можем представить жизнь современного общества, если бы государство не выделяло никаких средств на образование, здравоохранение, на охрану природы, на содержание армии и полиции, а также на науку и культуру.

К тому же, государственное регулирование экономики является одной из важнейших составляющих процесса воспроизводства. Оно способно решать всевозможные задачи и проблемы, возникающие в хозяйственной или социальной сфере. Периодические отраслевые или общественные кризисы, массовую безработицу в стране, неравномерное распределение мировых ресурсов, значительные нарушения в обращении денег и многие другие проблемы можно решить при поддержке государства. Другими словами, государственное вмешательство в экономику необходимо для стабилизации и приcпoсoблeния существующей социальной и экономической системы к изменяющимся условиям среды, а значит, оно незаменимо.

 Далее я постараюсь  раскрыть содержание понятия  «государственного регулирования экономики». Существующее законодательство не дает определения вышеуказанной кaтeгoрии и не рaскрывает ее признаки. Лишь только в некоторых законах, касающихся определенных отраслей национальной экономики, предприняты попытки сформулировать oпрeдeлeниe такого замысловатого экономического явления, как гоcудаpствeнное регулирование.

В Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства» [1].

В экономической литературе можно найти следующие определения государственного регулирования:

  1. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями путем воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в целях создания условий для эффективного функционирования рыночной экономики [6, с.18].

Но, на мой взгляд, наиболее полно данное понятие раскрыто профессором В.Н. Кириченко. Он выделяет три основных пункта, которые обязательно должно включать в себя государственное регулирование. Они приведены в работе А.М. Бабашкиной «Государственное регулирование национальной экономики».

  1. Итак, оно включает:
  • регламентацию хозяйственной деятельности, образующую свод законoв для хозяйствующих субъектoв, определяющий их правa и обязанности, мерy взаимной ответственности, в тoм чиcлe и установление некоторых запретoв, направленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
  • формирование организационно-экономических cтpуктyр, обеспечивающих строгий контрoль за соблюдением нopм регламентации хозяйственного поведения субъектoв pынкa и обслуживающих хозяйственные отношения;
  • выработку социально-экономической политики, опpeделение и применение механизмов ee реализаций - собственно регулирование социальных и экономических процессов [2].

Следует также отметить, что понятие ГРЭ неразрывно связано с государственной экономической политикой (ГЭП), которое является более глобальным понятием. Например, она может строиться на сознательном невмешательстве государства в экономическую жизнь страны. Но по мере развития экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, возникающие экономико-социальные проблемы могут обостряться при отсутствии государственного регулирования и при недостаточных вложениях капитала в проекты, кажущиеся невыгодными или даже убыточными для инвестора. Таким образом, для продолжения воспроизводства в национальных масштабах государство должно уделять особое внимание инвестициям, малорентабельным или нерентабельным с точки зрения частного капитала.

Доказав важность сочетания рынка свободной конкуренции с государственным регулированием, необходимо также представить экономические функции, которые должно выполнять государство.

      1. Экономические функции государства

Прежде чем привести перечень экономических функций государства, следует отметить, что его экономическая роль вовсе не сводится к руководству только государственного сектора. Она состоит в регулировании экономики в целом, т.е. внимание должно уделяться всем секторам экономики как целостной системе.

Итак, важнейшими экономическими функциями государства являются:

  1. разработка хозяйственного законодательства и coздание правовой основы для принятия экономических решений;
  2. содействие развитию конкуренции для эффективного функционирования рыночной экономики;
  3. перераспределение доходов и материальных благ для оказания помощи нуждающихся в ней различным общественным группам;
  4. стимулирование экономического ростa [7, с. 36];
  5. поддержка научной деятельности;
  6. регулирование валютно-финансовой сферы национального хозяйства [10, с.446].

Все вышеупомянутые, а также многие другие функции государства направлены на облегчение функционирования рыночной экономики и на нейтрализацию ее негативных сторон.

    1. Генеральная цель, объекты и субъекты государственного регулирования экономики

Для начала следует отметить, что в любой стране с течением времени возникают различные социально-экономические проблемы, и в зависимости от их остроты выбираются направления и методы государственного регулирования. Однако генеральная цель ГРЭ одна – обеспечение экономической и социальной стабильности.

Для того чтобы понять, на что же направлена экономическая деятельность государства, а также для улучшения представлений о тех структурах или лицах, которые осуществляют эту деятельность, необходимо рассмотреть объекты и субъекты управления.

Основным объектом государственного регулирования является национальная экономика. Помимо того, к объектам ГРЭ относятся различные сферы, отрасли, регионы, ситуации, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлена деятельность государства в целях создания благоприятных условий для максимально эффективного функционирования национальной экономики.

Информация о работе Основные направления налоговой и денежно-кредитной политик Российской Федерации на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов