Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Организация экономического сотрудничества (ОЭС/ЭКО) и др. На постсоветском пространстве, по мнению многих авторитетных экспертных сообществ, как на Западе, так; и в странах СНГ наибольшими объективными предпосылками для интеграции обладают страны центральноазиатского региона, включающие в себя Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В регионе имеются все предпосылки для развития интеграции - территориально, по своим природно-климатическим условиям и ресурсам, этническому составу населения и историческому развитию, хозяйственной структуре постсоветская Центральная Азия представляет собой единую природно-климатическую зону, единый историко-этнический тип расселения и проживания народов, единый экономический регион.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1.Теоретические основы экономической интеграции
1.1. Экономическая интеграция - одна из основных
тенденций современной мировой экономики………………………….4
1.2. Интернациональные процессы в современной мировой экономике…………………………………………………………………..16
1.3. Объективная необходимость интеграции стран Центральной Азии ……..………………………………………………………………………..19
Глава 2. Состояние интеграционных процессов.
2.1. Становление и этапы развития интеграционных
процессов………………………………….…………………………… …..30
2.2. Взаимная интеграция и геополитическая взаимосвязь Кыргызской Республики и стран Центральноазиатском регионе…………….……………..34
2.3. Модели интеграции для стран Центральной Азии………………………..43
2.4. Вступление Кыргызстана во Всемирную торговую организацию и в Таможенный Союз – основной путь интегрирования……………………….46
Глава 3.Основные проблемы интеграции и перспективы
развития интеграционных процессов.
3.1. Проблемы в развитии экономической интеграции стран …………………………………………….………………………………………….61
3.2. Основные направления и перспективы развития экономической интеграции …………………………………..………………………………….….76
Выводы и предложения…………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………..........96.

Вложенные файлы: 1 файл

Бауржан 20.06..doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

принадлежности и экономическим соображениям. Недавно появилась новая

тенденция,    связанная    с    временной    миграцией,    которая    вызвана»

исключительно экономическими причинами. Эти, миграционные потоки

являются важным фактором сотрудничества. Главным    двигателем    трудовой    миграции   между странами Центральноазиатского региона являются резкие и нарастающие различия в уровнях материального благополучия и возможностях трудоустройства.

Если такие страны как Кыргызстан и Таджикистан оказались на низшем уровне мирового развития, то, к примеру, Казахстан с его богатыми

природными ресурсами   задержался в его среднему звене. Вместе с тем

именно наиболее успешная страна оказалась  в Полосе депопуляции, в то

время   как   слаборазвитые   страны   отличаются  высокими   темпами

демографического роста.

   Общее   количество   мигрантов из  Кыргызетана  составляет по различным данным от 10% до 18% всей рабочей силы. Наличие такого большого отряда рабочей силы, работающей за границей, имеет многочисленные экономические, социальные и человеческие последствия для Кыргызстана. По различным оценкам, сумма денежных переводов может составлять в пределах от 120 до 300 млн. долларов, или от 20 до 25% ВВП,  то есть больше чем валовой приток прямых иностранных инвестиций. К примеру, по данным на 1-января 2009 года баланс текущих трансфертов в 2008 году сложился с положительным сальдо в размере, 447,6,7 млн. долл. США. Причем в счете текущих трансфертов основную долю занимают денежные переводы работающих, чистый приток которых за 2008 год увеличился в 1,5 раза. Необходимо отметить, что сальдо денежных переводов по итогам 2008 года по прежнему покрывало  чистый экспорт  потребительских товаров, который в свою очередь сложился с дефицитом в 1057,1  млн.  долларов   США.                                         

    Таким образом, в нынешних условиях денежные переводы трудовых  мигрантов Кыргызстана являются   порой единственно возможным путем.

В рамках, проектов «Борьба с торговлей людьми в Центральной Азии» и «Оказание помощи жертвам торговли людьми в Кыргызской Республике» при поддержке международных и неправительственных организаций проводится информационная кампания среди выезжающих из страны мигрантов, и это лишь первый шаг в демографическом обустройстве,

которое во многом определит будущее нашей страны.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В сельскохозяйственный сезон только на казахские табачные плантации направляются на заработки 50-70 тыс. рабочих из Кыргызстана. Главными донорами труда являются южные области Кыргызстана - Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская. На казахстанские же плантации направляется большое количество мигрантов из Узбекистана и Таджикистана.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Следует отметить, что трудовая миграция имеет не только положительные стороны для страны донора, но и отрицательные. Страны выпуская своего трудового мигранта за границу не только приобретает (в виде денежных переводов), но и теряет.

И третья проблема, состоит в том, страны от отсутствия интеграции и при закрытых границах, страны теряют источник пополнения бюджета  было отмечено ранее, на границах существуют свои ставки, нелегальных платежей. К примеру, на узбекско-кыргызской границе для того чтобы  перевести челнока с товаром   из Кыргызстана в Узбекистан нелегальные ставки установлены в размере до 200 сомов за человека и до 400 .Сомов за груз. По      результатам   опроса,   проведенного в ходе исследования проведенного ОФ «Проект будущего» и «Центральноазиатский институт свободного рынка» при помощи ОБСЕ, было выявлено, что большая часть челночных торговцев была вынуждена уйти в  нелегальный бизнес из-за ужесточения  перехода  границы  на КПП. 

   Очевидно, что экономическая сфера выступает фундаментом взаимодействия стран Центральной Азии. Этим актуальное значение приобретает разработка механизма угла интеграционного   взаимодействия   стран   Центральной   Азии,   как политической, так и в экономической сферах.

Наличие данных проблем является причиной того, что экономики стран центральноазиатского региона в малой степени интегрированы друг с другом. От этого экономика центральноазиатских стран; теряет доходы, которые можно было бы получить при взаимной более - тесной интеграции:  Во-первых, эти потери связаны с тем, что некогда интегрированные экономики были разделены, кооперационные, торговые, производственные, научные и другие связи разорваны. Страны, разорвав эти связи, новые - так и не приобрели. Следовательно, доходы, имевшие когда - то место в экономике стран отсутствуют, в то время как, возобновив эти связи можно было их восполнить.

Во-вторых, начиная с 90-х годом, между странами региона активизировалась трудовая миграция, имеющая экономическую подоплеку. Из-за слабой интегрированности стран мигранты, находящиеся в другой стране часто нелегально, бесправны, терпят трудности и унижения, часты случаи, когда им вообще не выплачивают причитающуюся: заработную плату, насильно заставляют работать или просто забивают до смерти. Между тем, трудовые мигранты нужны как стране реципиенту, так и стране-донору и взаимное согласование стран порядка и гарантий деятельности трудовых мигрантов, была бы очень кстати на современном этапе.

И третье, что теряют страны из-за отсутствия интеграции — это доходы в государственный бюджет стран. По причине сложной процедуры  перехода границ, высоких таможенных пошлин, на контрольно-пропускных пунктах и таможенных постах стран центральноазйатского, региона процветает коррупция. Нелегальные сборы,  идущие, в карман коррумпированных чиновников могли бы пополнить государственный бюджет наших стран, который и так дефицитен и скуден.

 

3.2.   Основные направления и перспективы развития экономической интеграции. 

      Развитие торгового сотрудничества и формирование общего рынка

первый и важнейший шаг к интеграции. Торговля позволяет государствам специализироваться в соответствии с их сравнительными преимуществами и достигать экономии от масштаба, которая в иных условиях невозможна.

Жизненно важный экономический рычаг, обеспечивающий им доступ к мировым рынкам. Торговля и внутренние экономические условия для, ведения  бизнеса, инвестиций и финансов взаимно дополняют друг друга. Создание условий для торговли способствует улучшению делового  климата, привлечению прямых иностранных инвестиций  и увеличению внутренних инвестиций.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Интеграционные процессы, протекающие в настоящее  время в центральноазиатском регионе, тесно связаны с  глобальными тенденциями происходящими в системе международных отношений, связанных с интернационализацией и глобализацией социальной жизни, нарастанием взаимозависимости и потребностью интегрирующихся государств в укреплении национальной государственности, безопасности и ответа на глобальные вызовы современности. Реализация указанных направлений предполагает, прежде всего, эффективное развитие регионального сотрудничества стран центральноазиатского региона.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В настоящее время в связи со сложившейся, ситуацией необходимо поощрять взаимодействия субъектов государства    частных лиц, предприятий, регионов во внешнеэкономической деятельности со странами региона или «интеграцию снизу». Как было нами отмечено выше Потенциал для «интеграции снизу» в регионе имеется. Приоритетными сферами для развития регионализации являются: прежде всего, инвестиционная деятельность ТНК (в основном казахских), активная межрегиональная трудовая миграция, приграничная торговля, единство инфраструктуры постсоветских стран и довольно высокий уровень социальной интеграции.      Инвестиции, к примеру, казахских бизнесменов в нашу экономику посредством участия в деятельности кыргызских предприятий явно выгодны как одной, так и другой стороне. Казахские бизнесмены получают возможность выгодно вложить свои финансы в прибыльное для них дело, а кыргызстанцы при этом получают, во-первых, существенные вливания в бюджет страны в виде налогов, во-вторых, дополнительные рабочие места что немаловажно в условиях высокой безработицы в: стране. Кроме того  кыргызстанцы имеют возможность употреблять продукцию, которая доступна по цене и имеет отличные характеристики, и при всем этом в стране получает развитие современное производство, которое вряд ли. в

ближайшее время смогли бы построить сами кыргызстанцы на свои капиталы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Еще одной перспективной сферой интеграционного взаимодействия «снизу» стран центральноазиатского региона было названо миграционное взаимодействие  стран. Перспективы трансграничной, трудовой миграции в центральноазиатском регионе, так же как территории всего постсоветского пространства определяются тремя основными факторами: разнонаправленностью экономических и демографических процессов в республиках, опережающим старением населения в странах - реципиентах иностранной рабочей силы и возможностями альтернативной трудовой миграции в другие страны за пределы региона. Учитывая то, что на современном этапе наименее развитые страны Центральной Азии не в состоянии обеспечить работой свое население в полной мере со стороны государства необходимы всемерная поддержка и   обеспечение  безопасности  трудовых  мигрантов,   покидающих, пределы республики.

Дальнейшее взаимное сотрудничество стран в этом русле могло бы подтолкнуть к еще большей экономической интеграции стран.   А тесная интеграция экономик    всех стран Центральной Азии содействовала бы широкому     обмену     научно-техническими    достижениями,   опытом  использования современных технологий, подходами к совершенствованию систем управления, и все это, безусловно, дало бы инновационный толчок экономическому    росту.

Как видно, свободное передвижение трудовых ресурсов - и продовольственных продуктов приносит взаимную пользу повышение занятости, уровня жизни и потребления населению и экономическую выгоду сельскохозяйственным производителям.

         Открытие же границ постепенно будет нивелировать разницу в ценах и делает доступным, с одной стороны, и конкуренто выдерживающим, с другой   стороны, уровень цен во всех странах. В известной мере будет наблюдаться процесс их выравнивания, что положительно влияет на уровень жизни в целом по региону и в каждой стране в отдельности.

       Трансграничная торговля, как показывает международный опыт, часто становится фактором экономического развития  регионов: вовлеченных в приграничную торговлю. Это особенно актуально для Кыргызстана в связи с обостряющемся проблемой безработицы в отдаленных в основном приграничных регионах страны, из-за чего идёт оттуда массовый отток населения.

 В Центральной Азии определенный опыт создания трансграничных; торговых рынков имеется. Так, Правительством Кыргызской Республики предпринят ряд региональных инициатив по стимулированию торговли с соседними странами. Все 7 областей, входящих в состав Кыргызской Республики, занимают приграничное положение и, примыкая к границе, в той или иной мере сотрудничают с сопредельными регионами соседних государств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Приграничная торговля в Кыргызстане осуществляется, в основном, на уровне   торговли   населения   сопредельных   государств   и - в  рамках международных соглашений, соглашений между руководствами областей граничащих государств.

Информация о работе Основные проблемы интеграции и перспективы развития интеграционных процессов