Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.
Введение
1. Понятие национальной экономки…………………………………………....1
1.1 Что такое национальная экономика……………………………...............1
1.2 Единство формы и содержания ………………………………………….2
1.3 Воспроизводственная структура…………………………………………5
1.4 Отраслевая структура …………………………………………………….5
1.5 Региональная структура национального производства………………....7
1.6 Институциональная структура……………………………………………8
1.7 Структура отношений с внешним миром……………………………….8
1.8 Экономическая структура…………………………………………………8
1.9 Социальная структура……………………………………………………..9
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики……………..11
2.1 Цели национальной экономики…………………………………………..11
2.2 Занятость населения страны……………………………………...............12
2.3 Подавление инфляции…………………………………………………….13
2.4 Защита окружающей природной среды…………………………………13
2.5 Современность структурных сдвигов…………………………………...14
2.6 Экономическая безопасность страны……………………………………15
2.7 Экономическая эффективность………………………………….............15
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономки…….16
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике..16
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики………………………………………………………………………..19
3.3 Итоги реализации. Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………….24
3.4 Основные цели и задачи социально – экономического развития страны на 2006 – 2010 годы……………………………………………………………..31
4. Характеристика целей в рыночных условиях………………………………35
4.1 Цели развития национальной экономики………………………………35
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики……………………………………….39
Заключение
Список используемой литературы
1.4 Отраслевая структура
Выступает как устойчивое соотношение между основными отраслями национальной экономики, а также между отдельными подотраслями , находящимися внутри наиболее важных отраслей.
6
Примечание. Отрасль есть группа предприятий, выполняющих одинаковые производственные функции и выпускающих однородную продукцию.
Особое внимание уделяется соотношению тех отраслей, которые входят в состав реального сектора экономики. Здесь отрасли выстраиваются по ранжиру с учётом их удаленного веса в ВВП, в общей численности занятых и т.д.
С учётом НТР отраслевую структуру целесообразно определять с учётом использования современных видов технологий. Так, выделяются передовые и отсталые, перспективные и отмирающие отрасли, отрасли капиталоёмкие и трудоёмкие, экспортные и работающие преимущественно на внутренний рынок, а также дотационные и самоокупающиеся, стратегические (социально значимые) и нестратегические, наконец, милитаризованные и гражданские отрасли национальной экономики.
Анализ отраслевой структуры предполагает выявление состояние производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика).Наличие неблагоприятных показателей отраслевой структуры свидетельствует о необходимости проведения структурных сдвигов.
Основная отраслевая структура производства всегда складывается внутри каждого региона страны.[12, с.363]
Всё более значимую роль в экономике играет её инфраструктура . К ней относятся все виды транспорта, связь, системы энерго-, газо- и водоснабжения и т.п. В зависимости от обслуживаемых объектов и выполняемых функций выделяют производственную и непроизводственные инфраструктуры.
В последние годы серьёзные масштабы приобрело такое явление, как теневая экономика. Этот элемент национальной экономики существует и в развитых странах, но особенно он характерен для стран с переходной экономикой, принимая иногда угрожающие размеры. В самом общем виде теневая экономика может быть определена как неконтролируемое обществом движение материальных ценностей, ресурсов ( в том числе и трудовых) и услуг.
Теневая экономика также имеет свою структуру. Например, выделяют криминальный, фиктивный, неформальный и нелегальный секторы теневой экономики.
Особенности структуры национальной экономики Беларуси в первую очередь определяются местом в республики в разделении труда в рамках бывшего СССР.
Во – первых, ведущие наши отрасли и предприятия характеризуются высокой материало- и энергоёмкостью, а потому в сильнейшей степени зависимы от поставок ресурсов извне.
Во – вторых, Беларусь справедливо называли сборочным цехом Советского Союза, а это предопределило экспортную ориентированность нашей экономики.
7
В – третьих, в промышленности БССР был велик удельный вес предприятий и производств, входящих в структуру военно – промышленного комплекса СССР
В таких условиях жизненно необходимой становится структурная перестройка национальной экономики. Однако решение проблем снижения ресурсоёмкости производства, повышения конкурентоспособности продукции, проведения конверсии оборонных производств требует вложения огромных финансовых средств. Поскольку собственные инвестиционные ресурсы незначительны, а иностранные инвестиции крайне скудны, структурные преобразования осуществляются медленно.[13, с.181]
1.5 Региональная структура национального производства
Регион – территориальная подсистема национальной экономики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В роли региона могут выступать административный и экономические районы.
Экономический район – это часть территории страны, которая отличается специализацией производства с учётом имеющихся природных и трудовых ресурсов, а также климатических условий.
Часто экономический район функционирует как территориально- производственный комплекс района.
В условия Беларуси это центральный район (Минск), а также Восточно-Витебский, Западно-Прибугский и Полесский экономический районы.
Основная цель региональной экономики- эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечивание высокого уровня и качества жизни проживающего там населения. По этому анализируются региональное рыночное пространство, уровень развития производственных сил, специализация, состояние инфраструктуры.
Примечание. Известно, что регионы страны в виду различных обстоятельств развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики Беларуси- отсутствие комплексного развития, доминирование крупных городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации. [12, с.363 - 364]
1.6 Институциональная структура
Институциональная структура национальной экономики предстаёт как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка согласования экономического поведения агрегированных субъектов.
Появление в институциональной структуре нового элемента свидетельствует об обогащении опыта хозяйствования. Наиболее заметные изменения в институциональной структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное институциональное строительство прекращает хаос и подавляет анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» национальной экономики.[12, с.364]
1.7 Структура отношений с внешним миром
Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень её открытости к внешнему миру.
Открытая национальная экономика предстаёт как звено в системе мирового хозяйства. Открытая экономика в большой степени зависит от внешней среды, но рассматривается сегодня в качестве прогрессивной формы.
Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к возрастанию её «уязвимости» от состояния международной коньюктуры.[12, с.364]
1.8 Экономическая структура
Экономическая структура отражает состояние экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер
9
отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства.
С учётом форм собственности в национальной экономике выделяются частный и государственный сектор. Их состояние свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличие в стране рыночного потенциала. Определяя экономическую структуру, следует установить хозяйственный режим функционирования государственных предприятий, форм предпринимательской деятельности, право присутствия в национальном производстве иностранного капитала, минимизировать «теневую экономику».
Теневая экономика – часть национальной экономики, деятельность которой не имеет законных оснований, чаще всего противоречит действующему законодательству и не учитывается органами официальной статистики. Обычно включаются три основных элемента:
1) незарегистрированные виды деятельности, на которые отсутствуют необходимые лицензии (например, репетитор, частный визит врача, ремонт на основе устного соглашения жилья или автотехники .
2)Фиктивные экономические отношения (приписка, искажение отчётности, спекуляция .)
3) криминальные отношения (рэкет, взятки, незаконная хозяйственная деятельность и др.)[12, с.364]
Социальная структура означает деление национальной экономики на секторы по разным основаниям. Например, по формам собственности в Республике Беларусь можно выделить республиканский, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и другие секторы.[13, с.181]
В данном случае речь идёт о классах, стратах, социальных группах и т. п. .Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наёмного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним обратить внимание на удельный вес зарплаты в структуре доходов населения страны.
Примечание. При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчёта выступает прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-ого разряда и др. .[12, с.365]
Важную роль играет отраслевая структура. Отрасль здесь рассматривается как группа достаточно однородных предприятий,
10
выполняющих одинаковые воспроизводственные функции. В экономике Беларуси ведущее место занимает промышленность , причём 9/10 валового продукта промышленности дают машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая и лесная отрасли.[13, с.181]
11
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики
2.1 Цель национальной экономики
Обратим внимание на то, что в современных условиях стратегическая цель функционирования национальной экономики абсолютно социальна. Тем самым признаётся, что человек рассматривается не только как фактор производства, но и как главная цель экономического развития.
Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.
В государственных документах (программах, концепциях, направлениях и т. п.), применяемых в Беларуси с 1996 года, постоянно подчёркивается, что основным ориентиром экономических преобразований выступает формирование социально ориентированной экономики рыночного типа.
Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают:
1)стабильный и устойчивый экономический рост;
2)высокий уровень рациональной занятости населения;
3)стабильный уровень цен, подавление инфляции;
4)сохранения равновесия в отношениях с внешним миром, поддержание устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.
При этом надо помнить, что внутри любой совокупности стратегических задач всегда существует противоречивое взаимодействие. Ведь экономика каждой страны есть результат взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Поэтому в рамках конкретной страны имеет место национальное целенаправленное, в процессе которого и определяются чёткие ориентиры развития национальной экономики.
Комментарий. На рисунке №3 обозначены четыре стратегические задачи, которые образуют вершины так называемого «золотого квадрата». Конечно, в реальной действительности таких «золотых» вершин можно насчитать значительно больше. Повтор по часовой стрелке «золотого квадрата» на определённый градус означает, что возникла необходимость конкретизировать ранее обозначенные стратегические задачи, пополнить их первоначальный список. Тогда как бы из-за квадрата выходят и предстают перед общественностью как минимум ещё четыре дополнительные стратегические задачи. К ним можно отнести: